Главные вкладки

    ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МАГНАТ»
    рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Татьяна Петровна Шпехт

    Заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков “я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2._opisanie_sistemy_programma.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА

    ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    «МАГНАТ».

    Цель: заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков “я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

    Задачи:

    • научить дошкольников правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
    • с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
    • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
    • научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
    • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

    Описание системы работы

              Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

    Актуальна ли тема: «Экономическое воспитание дошкольников»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических отношений в России. Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы т.п. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают ряд социальных проблем. Между тем в нашей стране исторически сложилось так, что:

    • о понятиях бизнеса, выгоде и невыгодности, о купле – продаже, возможности заработать деньги в народе не принято говорить;
    • при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости»;
    • россияне в основном являются «пассивными» потребителями.

     Поэтому – то экономическое образование надо начинать уже с дошкольного возраста. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений.

    Цель работы - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир,  как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания  научить соответствующим формам поведения.

    Экономическое воспитание – важный компонент в познавательном развитии ребенка, так как мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, “коммерческого образа жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.

    Основной вид деятельности дошкольников – игра. В связи с этим экономическое воспитание осуществляю через игровую деятельность. Поэтому были  разработаны и апробированы проекты, с помощью которых пытались заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков “я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем: педагогический проект экономического воспитания дошкольников через сказки «Королева Экономика»; педагогический проект  по обучению дошкольников азам экономики через опытно – экспериментальная деятельность «Мышонок Экономик»; Педагогический проект экономического воспитание в семье «Гном Эконом».

    Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре проводилась  с постепенным усложнением и включает IV блока. 

    В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию входит деятельный подход – основной принцип реализации задач этой проблемы. В зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид деятельности, например усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических, настольно – печатных, ролевых ( “Магазин игрушек”, “Ярмарка”, “Семья”, “Детское кафе”), дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”. Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами. Воспитание качества экономности реализуется в процессе использования различных материалов, средств для осуществления замысла; суть рациональности (разумности) – в умении планировать процесс деятельности, применять наиболее выгодное решение (по пословице “Семь раз отмерь – один раз отрежь”). Говоря о методах и средствах экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, для этого использовать схему с символикой горящей и выключенной лампочкой и игру-пособие “Его величество – электричество”, о бережном отношении к воде – беседа “Сколько нам нужно воды?”, “Зачем экономить воду?

    На первых ступенях работы I блока “Потребности” дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного времени. Животные и растения удовлетворяют свою потребность в перечисленных средствах существования из природы или рук человека. Человек же удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики, хозяйства. Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, потребность иметь друзей. Человек нуждается в развитии своих возможностей и способностей, поэтому ему необходимы образование, творческое и физическое развитие.

    Развитие представлений детей о потребностях строится поэтапно:

    I Этап I блока: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку и т.д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие – то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т.д., откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие. Усиление внимания к проблемам общения: как попросить о нужном предмете, помощи, услуге, как предложить свои помощь или услугу. Ознакомление с разными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.

    Задачи:

    1. Сформировать у детей четкие представления о том, что необходимо в той или иной ситуации им самим, окружающим их конкретным людям, растениям, животным, героям художественных произведений – т.е. представления о том, какие у них потребности.

    2. Развить у детей представления: об элементах множества, о признаках, по которым предметы могут быть отнесены к тому или иному множеству; о таких категориях, как “живое” и “неживое”, “есть” или “нет”; о свойствах воздуха, воды, почвы; о видах транспорта, о разных профессиях.

    На   II этапе I блока работы оказывалась помощь детям в знакомстве и общении друг с другом, выявление общего между ними, склонности и интересы каждого, помогать в осознании потребности в дружеском общении, в узнавании нового. Обсуждать с детьми, в чем заключаются потребности, разнообразие потребностей людей. Вместе с детьми выделить из этого разнообразия.

    Экономические проблемы:

    • знакомить с экономической категорией “потребность”;
    • расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
    • развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.

    III этап I блока   Решение практических задач.

    На этом этапе вместе с детьми выяснялись  причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, воздух, жилище, одежда, обувь, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т.д.) Обсуждалось что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям (гигиена и культура питания, качество товаров, необходимость в книгах, театре, кино и т.д.) Выявляли  зависимость между потребностями и правилами жизни (чтобы удовлетворить потребности, нужны определенные правила). Знакомить детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.

    В  процессе работы по I блоку у воспитанников сформировались элементарные знания по   основным экономическим понятиям: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.  И конечно осуществлялась связь с другими учебными занятиями.

    Развитие речи – умение рассказать, объяснить, выделить главное, сформулировать свое мнение,

    Изобразительная деятельность – иллюстрации к художественным произведениям, аппликация, лепка.

     Математика – представление о множестве, понимание терминов «больше - меньше», «быстрее - медленнее»,  «на сколько больше – на сколько меньше».

    Ознакомление с окружающим миром – взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.

    Труд в природе – уход за животными, растениями, птицами.

    Театральная деятельность – инсценировки по сказкам и рассказам, игры по известным произведениям, по правилам поведения и т.п.

    Чтение художественной литературы – В.Сутеев «Яблоко», «Умелые руки»; Ю.Яковлев «Кому спасибо говорим»; В. Махневич «Хочешь быть богатым?»; С Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно»; Г.Остер «Вредные советы» и д.р.

    После того, как дети усвоили экономические понятия и решали практические задания самостоятельно перешли ко  II блоку: Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена, основной идеей которого, является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей.

    Свободный обмен как стремление получать ту или иную выгоду.

    Бартер – прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.

    Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

    Заработная плата – это цена работы по производству товаров и услуг. Цена – некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.

    Рынок – обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

    Озадачить ребенка помогают игровые проблемные ситуации, создающиеся путем незначительного изменения предметно – игровой среды, образов и знаков, требующих иных способов решения, используя методы разъяснения, беседы, рассказа. То есть создавать мотив, побуждающий ребенка к действию, расширению представлений о современных экономических проблемах, пониманию позитивных сторон рыночных отношений.

    Предварительная работа

    Проведение ситуативных игр “Семья”, “Магазин”, во время которых дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются “деньгами”.Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают “заказы” на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы.Включение в подготовительную работу занятий по математике (простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (реклама, изготовление “денег”, вывесок и др.), конструированию.Пребывание детей в “безденежном” обществе – игра без пользования деньгами и обмена товарами и услугами (что удобнее?).

    II блокI этап. Обмен и деньги. Рынок.

    - Развитие у детей представлений: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о назначении цены; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.

    - Организация “рынка” обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое. Объяснение нескольких значений слова “рынок”.

    - Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.

    - Обсуждение понятия “бартер”. Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

    II блок II этап. Спрос и предложение. Установление цены.

    - Развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

    - Проведение практического занятия: производство товара (игрушки, поделки и т.д.), который бы отвечал спросу; защита лучшего “товара” (реклама); конкурс на лучший товар или услугу; установление цены. Определение спроса и предложения.

    - Проведение беседы о деньгах и о денежных единицах разных стран, о новой европейской денежной единицы.

             II блок IIIэтап. Практические занятия. 

    Выставка – продажа изделий, изготовленных детьми, аукцион, конкурс на лучший проект.

    результатом проведения работы стало пополнение элементарных знаний детей новыми основными экономическими  понятиями: товары, услуги, взаимозависимость, обмен, продажа, спрос, предложение, цена, деньги, рынок.

    Итак, дети познакомились с потребностями человека, животных и растений, узнали, что такое деньги, как образуется цена на товары, где можно приобрести товар, где он производится. Значит пришло время узнать кто и как производит товар.

    Связь с другими учебными занятиями.

    Развитие речи – составление рассказов на заданную тему, использование экономических понятий в устной речи.

    Изобразительная деятельность – изготовление денег, вывесок, рекламы рисованием и в виде аппликации.

     _        Математика – решение задач с деньгами, углубление понятий: «ьольше - меньше», «хватит ли».

    Ознакомление с окружающим миром – денежные единицы разных стран, экскурсии на рынок, в сберегательный банк.

    Чтение художественной литературы – Я.Корчак «Маленький бизнесмен», в.Катаев «Дудочка и кувшинчик»; В. Драгунский «Он живой и светится.

     III блок «Производитель и ресурсы. Реклама и возможности».

    III блок Предварительная работа

    • Ознакомление детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.
    • Ознакомление детей с понятиями “товар” и “потребитель”.
    • Обсуждение необходимости ресурсов для изготовления любого товара.
    •  Представление о сути ресурсов (человеческих, природных, капитальных) и их использование для изготовления товаров.
    • В результате наблюдения, бесед, чтения художественных произведений подвести детей к выводу: одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми.
    • Познакомить детей с понятием “природа”, объяснить, что относится к природному миру.
    • Познакомить с понятием “товар”.

    I  этап III блока Расширение и углубление понятия “ресурсы”

    Расширение представлений: о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания ( из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.

             II этап III блока Какие бывают производители.

    Ознакомление детей с производителями товаров и услуг ( представителями разных профессий), видами транспорта, разнообразием транспортных услуг. Расширение представлений о капитальных ресурсах (об инструментах, которыми пользуются люди), о взаимосвязях разных профессий. Обсуждение вопроса о том, что для удовлетворения потребностей нужны товары и услуги. Уточнение понятий: “товары”, “услуги”, “потребитель”, “производитель”. Выяснение взаимосвязи потребления и производства, услуг. Проведение практических занятий по теме “Что кому нужно, что кем производится?”

    IIIэтап III блока Решение практических задач

    Продолжение ознакомления детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий; расширение представлений детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров, о цепочках производителей. Решение задачи “Как появляется новая тетрадь” (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов но вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг, постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе выращивания леса). Ознакомление детей с понятием “экономия ресурсов”.

    Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.

    Почему бы любовь наших детей к рекламе не использовать в образовательных целях? Ведь реклама – это особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы? Краткость, образность, привлекательность для зрителя. Что должен уметь хороший специалист по рекламе? Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества. Чем-то “словесная” часть рекламы сродне пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая афористичность, краткость. Можно предложить детям создать свою рекламу. Опыт показывает, что они с восторгом включаются в эту игру.

    Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте (товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Поскольку детям трудно уложить всю информацию в одну – две фразы, можно начать с 4 – 6 предложений. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли. К созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно предложить проиллюстрировать рисунками.

    Можно употреблять несколько вариантов рекламных заданий.

    1.Рекламируемый предмет заранее известен всей группе.

    Ребенок может выбрать любой персонаж и от его имени прорекламировать место его жительства (для этого нужны знания об особенностях этого персонажа, его образе жизни, характерных признаках его места обитания). (Например: реклама домика Буратино).

    2. Рекламируемый объект известен только автору.

    По тексту рекламы участники игры определяют, что именно рекламируется. В этом случае сразу видно, удачно или нет составлена реклама, на сколько она выразительна, действительно ли отобраны характерные признаки объекта. При этом важно, что сам автор сразу ощущает степень своего “профессионализма”: чем лучше составлена реклама, тем быстрее дети отгадывают, что именно рекламируется. (Например: Реклама муравейника).

    3. Реклама может быть использована как одна из форм обобщения наблюдений.

    В этом случае в содержании рекламы отражаются результаты собственной работы каждого ребенка. 

    В процессе работы над реализацией этого блока у детей расширяются элементарные знания об основных экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы, реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламный агент, “свое дело”.

    Связь с другими учебными занятиями

    Развитие речи –  составление реклам.

    Изобразительная деятельность – рисование рекламных щитов , аппликация, лепка.

             Математика – выделение из множества единичного.

    Театральная деятельность – инсценировки по сказкам и рассказам, игры по известным произведениям и т.п.

    Чтение художественной литературы – Д.Хармс «Пирог», В.Катаев «Цветик - семицветик» и д.р.

    Следующий шаг – подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению того, что имеешь. Отсюда и название IV блока “Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика”.

    Основные идеи IV блока заключаются в следующем:

    Ограниченность ресурсов: нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из – за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что их потратить, т.е. что именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов удовлетворения потребностей. Как выбрать один из них?

    Предварительная работа.

     Создание на занятии ситуации выбора: дети выбирают вид деятельности, ресурсы. Выделение критериев выбора. Проведение игры “Что мы выбираем?” Подведение детей к выводу о том, что ресурсы всегда ограничены, с этим сталкиваются и люди, и животные. Обучение детей узнаванию ситуации ограниченности ресурсов в случае их меньшего числа в сравнении с количеством потребителей. Обсуждение времени как ресурса, невосполнимости этого ресурса, умения правильно организовать время для удовлетворения потребностей.

    1 этап IV блока Расширение и углубление темы.

    - Создание ситуаций ограниченности ресурсов в процессе разных видов деятельности детей.

    - Продолжение работы по развитию представлений об ограниченности ресурсов, ознакомление детей с проблемой выбора.

    - Уточнение понятий “ресурсы”, “ограниченность ресурсов”, ознакомление с понятиями “выбор”, “цена выбора”.

    II этап IV блока Выбор и его цена.

    - Выяснение с детьми возможности удовлетворения всех потребностей.

    - Выявление проблем: почему невозможно удовлетворить все потребности; ограниченность каких ресурсов мешает этому; как приходится поступать, когда ресурсы ограничены; от чего приходится отказываться, делая свой выбор (цена выбора).

    III этап  IV блока  Решение практических задач.

    - Беседы, чтение рассказов по данной теме.

    - Проведение ситуативных игр, в ходе которых внимание детей акцентируется на том, что все ресурсы ограничены, одни и те же ресурсы можно использовать разными способами, всякий раз необходимо принимать решение, какой из способов выбирать.

    - Использование в играх реальных ситуаций, в которых дети решали бы не только экономические задачи, но и экологические и нравственные проблемы.

    Основные экономические понятия: возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.

    Связь с другими учебными занятиями

    Развитие речи – придумывание ситуаций.

    Изобразительная деятельность – рисование , аппликация, лепка.

     Математика – выделение из множества единичного.

    Театральная деятельность – инсценировки по сказкам и рассказам, игры по известным произведениям и т.п.

    Чтение художественной литературы – Д.Хармс «Пирог», В.Катаев «Цветик - семицветик» и д.р.

    Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников способствовало:

    • формированию экономического сознания дошкольника;
    • приближению к реальной жизни;
    • пробуждению экономического мышления;
    • получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
    • обогащению детского словаря;
    • выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;

    По результатам работы сложилось что, апробация проекта “Экономика – жизнь игра” позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Наблюдения в процессе игровой деятельности и результаты проводимого диагностирования показывают, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование основ экономической культуры у детей – дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность дошкольников, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

    использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

    Анализ вариативных программ экологического воспитания детей дошкольного возраста

    1. Исходные данные Программы: Программа "Юный эколог" (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.)Автор программы, Николаева Св...

    Презентация "Характеристика альтернативных и вариативных программ музыкального развития дошкольников"

    Характеристика альтернативных и вариативных программ музыкального развития дошкольников...

    Вариативная программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Я примерный пешеход"

    Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы, обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для...

    Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

    Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

    Организация работы с родителями в рамках реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников»

    Безусловно в период дошкольного детства, огромную роль играет семья, и работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важ...