Главные вкладки

    Консультации для воспитателей по ознакомлению детей с миром природы.
    консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Кирилюк Елена Валентиновна

    Предлагается комплекс консультаций по  экологическому воспитанию детей и  организации  работы по данному направлению. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogam.rar180.15 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                             

    Консультация для воспитателей

                               

    Благодаря созданным за годы Советской власти заповедникам и заказникам, увеличивается количество исчезающих ценных зверей ― соболей, бобров, лосей.

    С каждым годом в нашей стране открываются все новые природные богатства. Но по мере развития промышленности увеличивается и спрос на них.

    Еще бытует неправильное представление о природе как о неисчерпаемой кладовой, природа истощается. В связи с бурным развитием техники загрязняются воздух, вода, исчезают ценные животные и растения. Это волнует все человечество.

    Современное понятие охраны природы ― это не только охрана естественных богатств: недр земли, почв, воды, воздуха, растительного и животного мира ― от бесхозяйственного отношения к ним, но и такое их использование, которое предупреждает возможность оскудения обеспечивает полное восстановление их для нужд народного хозяйства. Особое внимание уделяется улучшению биосферы (чистота водоемов, воздуха, почв).

    Заказник ― заповедник, где временно или постоянно охраняется не весь комплекс природы, а часть его (звери, птицы, рыбы или растения).

    Наука и опыт показали, что, для того чтобы охранять природу от истощения ее ресурсов, надо помнить ― все в природе взаимосвязано. Например, уничтожение лесов влечет за собой обмеление рек, снижение уровня грунтовых вод, иссушение почвы; ветры, не встречающие на своем пути препятствий, усиливаются, приобретают характер «черных бурь», которые выдувают плодородный слой почвы; талые и ливневые воды, не задерживаемые лесами, также разрушают почву, образуя овраги. В результате всего этого падает плодородие почвы, и сильно снижаются урожаи.

    В целях защиты природы и обеспечения разумного использования ее ресурсов, был принят закон, в котором охрана природы объявлена важнейшей государственной задачей. Закон предусматривает охрану земли и ее недр, воды и воздуха, мест отдыха и лечения, растительного и животного мира, ландшафтов, редких и достопримечательных объектов природы.

                                                                                                                       Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

    Консультация для родителей

                               

    Земля ― великое достояние народа. Охране подлежат все земли, особенно пахотные, как основное, средство производства в сельском хозяйстве.

    В целях лучшего применения агротехнических мероприятий, правильного внесения удобрений колхозам, совхозам и другим организациям необходимо знать особенности почв на закрепленных за ними землях.

    Недра земли являются источником обеспечения народного хозяйства минеральным сырьем и топливом. Необходимо рациональное использование полезных ископаемых, строгое соблюдение научно-технических правил их добычи.

                                                                                                                       Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

            

    Консультация для родителей

                               

     «Где вода есть ― там саду цвесть», «Была бы водица, а зелень зародится»,―говорится в пословицах. Вода и атмосферный воздух ― необходимые условия жизни на Земле. Охране от истощения, засорения и загрязнения подлежат все поверхностные и подземные воды и воздух.

    Промышленным предприятиям запрещается сброс неочищенных вод в водоемы. На строительство очистительных сооружений ассигнуются миллионы рублей. В целях борьбы с загрязнением воздуха сооружаются специальные установки для улавливания вредных газов и т. д.

    Охрана растительного мира. «Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи», «Много леса ― не губи, мало леса ― береги, нет леса ― посади», «Рощи да леса― всему краю краса», «Растение ― земли украшение»,― говорят народные пословицы.

    Экологическое значение леса очень велико. Являясь составной частью природного комплекса, он регулирует естественные процессы в биосфере, влияет на климат и на разливы рек, предохраняет почву от эрозии. Лес является местом обитания и питания многих зверей, птиц и других животных, местом отдыха, и удовлетворения эстетических потребностей человека.

    Было принято постановление о мерах по дальнейшему улучшению охраны лесов, рациональному использованию лесных ресурсов, утвержден проект лесного законодательства. Особое внимание уделяется сбережению и восстановлению лесов. Промышленная рубка разрешается только в многолесных районах. В полезащитных полосах, а также по берегам рек и озер запрещено вырубать деревья. От всех предприятий и граждан требуется строгое соблюдение правил пожарной безопасности в лесах и парках. В лесах проводится большая работа по учету и расселению «лесных санитаров»― муравьев, которые уничтожают губителей леса ― гусениц.

    Учитывая большое хозяйственное, оздоровительное и эстетическое значение растений, охране подлежат леса, травы, которые служат кормом для животных, лекарственным или техническим сырьем, зеленые насаждения в населенных пунктах и вдоль дорог, а также редкие и исчезающие виды растений.

    С 1974 г. в нашей стране начала существовать «Красная книга». Она является своего рода охранной грамотой для растений и животных, которым грозит опасность исчезновения. В «Красную книгу» занесены, например, такие дикорастущие растения, как гвоздика, колокольчик персиколистный, ветреница лесная, сон-трава (прострел), перелеска благородная, волчье лыко, ландыш майский, живокость, хохлатка, кубышка желтая, первоцвет обыкновенный, медуница, купальница, орхидея, любка двулистная, кувшинка (водяная лилия) и др. Сбор дикорастущих растений, попавших в «Красную книгу», строго запрещен.

    При строительстве новых и реконструкции старых городов необходимо сохранять зеленые насаждения. Всем государственным организациям вменяется в обязанность принимать меры к увеличению зеленых насаждений. На создание вокруг городов садов и парков государством отпускаются большие средства.

                                                                                                                         Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

            

    Консультация для родителей

                               

    Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой являются живые существа ― мир растений и животных, человек.

    Основное отличие тел живой природы от неживой заключается в обмене веществ, в процессе которого происходит рост, развитие и размножение живого тела. Неживое тело в результате взаимодействия с внешней средой не самовозобновляется, разрушается, переходит в другой вид неживой материи.

    Через обмен веществ .все живое получает необходимые условия для жизни: воздух, свет, тепло, воду и пищу. В процессе обмена веществ устанавливается единство организма с условиями его жизни ― это основной закон биологии.

    Наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания называется экологией. Отдельные элементы среды, действующие на организм (воздух, свет, тепло, вода, пища), называют экологическими факторами. Среда ― совокупность экологических факторов, которые влияют на распространение живых организмов. Растения и животные, находясь в тесной связи и взаимозависимости между собой и условиями неживой природы, создают определенные сообщества (биоценозы, экологические системы), которые в быту мы называем лесом, лугом, степью, водоемом и др. Состав этих сообществ обусловлен сходством требований входящих в них видов растений и животных к физическим условиям мест обитания. Такая взаимозависимость возникает на основе пищевых связей использования получаемой энергии, необходимой для жизненных процессов.

    Приспособление организма к условиям среды проявляется в сезонных явлениях природы, в строении органов у животных и растений, а также в различных способах передвижения, питания, повадках животных, в различных потребностях растений в свете, влаге, воздухе, температуре.

    Значение природы в жизни людей велико и многообразно. Природа ― источник материальных и культурных благ человека. Богатые запасы природы ― основа развития народного хозяйства, создания материальных благ социалистического общества.

    Природа СНГ разнообразна. По количеству лесов наше государство занимает первое место в мире. На его территории находится около одной трети лесов, растущих на земном шаре. На больших просторах широко раскинулись луга и бескрайние степи, многоводные реки и озера. Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.

    Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека: зеленые растения поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют в него кислород. Установлено, что воздух лесов в 200 раз чище воздуха крупных промышленных городов.

    Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений вызывают чувство радости и дают огромное наслаждение.

    Природа играет большую роль в создании ценностей искусства. Описанию и воспеванию ее посвящают свои произведения поэты, писатели, художники, музыканты.

    .                                                                                                                   Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

            

    Консультация для родителей

                               

    Изучение работы ее сложных организмов является ключом к технике, к изобретениям и открытиям, созданию приборов.

    Еще Леонардо да Винчи пытался использовать принцип полета птиц для построения летательных аппаратов. Развитие авиационной техники связано с достижениями в аэродинамике ― науке, которая изучает движение воздуха и взаимоотношения между телом и обтекающим его воздухом. В природе мы встречаем очень много примеров взаимоотношения тел с воздушной средой, которые подчиняются законам аэродинамики. Это полеты птиц, бабочек, стрекоз, жуков, полеты «парашютиков» одуванчика, семян тополя, клена и других растений.

    На стыке биологии и техники возникли кибернетика и бионика, которые изучают явления в живой природе и используют их . для решения технических проблем. Например, принцип передвижения пингвина по рыхлому снегу положен специалистами в основу создания быстроходного снегохода «Пингвин». При создании модели сигнализации приближения шторма образцом послужила медуза, поведение которой может предупреждать заранее о наступлении бури.

    В авиации, на морских судах, во многих областях промышленности широко используются локаторы, которые помогают ориентироваться в пространстве. В живой природе летучие мыши, китообразные, насекомые обладают ультразвуковыми локаторами (дельфины, например, могут определять местонахождение рыб на расстоянии 3 км).

    Могущество человека проявляется в познании природы, предвидении ее явлений на основе диалектико-материалистического понимания мира: все в природе происходит закономерно, в определенном порядке, все в мире движется, развивается, изменяется. Законы природы выражают связь между отдельными явлениями. Познание природы, проникновение в ее причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивают мышление и способствуют формированию научного мировоззрения.

    Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить ее.

    С древних времен люди наблюдают природу и накапливают знания о ней. Особенно глубоко человек проник в тайны природы в наше время. Он открыл внутриатомную энергию и начал завоевание космического пространства. Это дает большие возможности для овладения силами природы и использования их на благо людей.

    Но и в эпоху спутников и космических полетов нам по-прежнему дорога Земля, тот ее уголок, где мы родились и живем, где провели свое детство и юность. Это могут быть тенистые леса с ягодами и грибами, луга с высокими цветущими травами, тихие заводи рек, широкая степь с яркими тюльпанами весной, заснеженная тундра с северным сиянием зимой и пестрым ковром низкорослых цветов летом, высокие горы с белоснежными вершинами, скалистые берега морей... Долг живущих на Земле людей ― сохранить всю эту красоту и богатства природы для будущих поколений.

    В нашей стране принимаются необходимые меры по улучшению охраны природы и рациональному использованию ее ресурсов, уделяется большое внимание научным основам охраны и преобразования природы в целях оздоровления окружающей среды и лучшего использования природных богатств человеком.

                                                                                                                       Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

            

    .                                                                                                                  

    Консультация для воспитателей

                               

    Любовь к природе своего родного села, города, привязанность к земле, на которой живешь,― основа для формирования любви к Родине, воспитания патриотических чувств. Бережное отношение к природе, желание приумножать ее богатства необходимо воспитывать с самого раннего детства.

    Любить можно только то, что хорошо знаешь, с чем соприкасаешься в своей деятельности. Перед воспитателем стоит задача ― приобщить детей к природе, обеспечить возможность чувственного и действенного восприятия ее. Необходимо научить детей наблюдать природу и видеть интересное в ее обычных проявлениях, устанавливать видимые связи между растениями, животными и явлениями неживой природы. Эти задачи воспитатель может выполнить при условии, если сам будет знать местную природу и деятельность взрослого населения в ней.

    В содержание изучения местного края входят ознакомление с местным ландшафтом, чтобы знать, где и когда можно наблюдать те или иные явления природы, найти растения, встретить животных, намеченных для ознакомления детей с ними; ознакомление с почвенно-климатическими особенностями, с сезонными изменениями в природе и их основными характеристиками для данной местности, края. Важной и неотъемлемой частью является при этом ознакомление с содержанием деятельности взрослого населения в данной местности в сельском хозяйстве, с содержанием мероприятий правительства по повышению и развитию сельскохозяйственного производства.

    К концу курса каждый воспитанник должен уметь вести наблюдения над погодой, уметь определять основные признаки сезонных изменений в данной местности, овладеть навыками описания растений, животных, уметь составлять календарь природы.

                                                                                                                       Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

    .                                                                                                                  

    Консультация для воспитателей

            

    В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой.

    Основная задача в умственном воспитании― образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Правильные представления и понятия должны лечь в основу атеистического воспитания, изучения биологии в.школе и формирования у них диалектико-материалистического миропонимания.

    Неотъемлемая часть умственного воспитания ― сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.

    Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснение наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

    Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению».

    Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.

    В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. В основе последней лежит ориентировочный и исследовательский .рефлекс, развитие которого И. П. Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: что это? Как? Почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это возможно, привлекать их самих к решению различных вопросов. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. Данные исследований последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

    В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.

    В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

    Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

    Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии.

                                                                                                                       Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

                                                                                                 

    Консультация для воспитателей

    Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

    В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

    В решении задач ознакомления детей с природой, воспитания любви к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

    Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату; дети видят все это и восторгаются красотой.

    В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата.

    В пособии изложена система работы с детьми разных возрастных групп по ознакомлению с постоянными и сезонными обитателями уголка природы, указано примерное программное содержание, раскрыты приемы и методы, которыми воспитатель пользуется, знакомя ребят с природой. Однако, планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения. Все это будет способствовать успешному решению программных задач.

    Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

    .                                                                                                                  

    Консультация для воспитателей

                    

    Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения требуется огромный запас знаний из разных областей науки о природе, понимание закономерностей ее развития, умение правильно, с позиции материалистической диалектики, объяснить связи между предметами и явлениями, происходящими в природе. Особенно важно изучить природу своей местности: пронаблюдать сезонные изменения, составить календарь, научиться распознавать наиболее распространенные растения и животных, знать, где можно их встретить.

    Воспитанию у детей активного и бережного отношения к природе помогает уход за животными и растениями, имеющимися в детском саду. От воспитателя требуется умение организовать уголок живой природы, создать для растений и животных условия, близкие к тем, в которых они живут в природе. Кроме того, ему нужно овладеть агротехническими приемами выращивания растений и содержания животных на участке детского сада и в уголке природы.

    Пример воспитателя оказывает решающее влияние на воспитание у детей трудовых навыков. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка.

    Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

    .                                                                                                                

    Консультация для воспитателей

    Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

    Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

    Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

    Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу ― это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

    Труд по выращиванию растений и уходу за животными включает уход за ними в уголке природы, устройство огорода и выращивание овощей, устройство цветника и выращивание цветов, уход за ягодником на плодово-ягодном участке.

    Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. Детские сады имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут работать. В уголках природы живут белки в вольере,, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет Возможность для ознакомления детей с жизнью растений и животных и освоения навыков по уходу за ними.

    Рассмотрим программные задачи формирования этих навыков и воспитания детей разного дошкольного возраста в данном виде труда.

    Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых; с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, кроликов, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

    Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.

    У старших дошкольников (5―7 лет) необходимо воспитывать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы, умение сговариваться, распределять обязанности для выполнения работы, дружно работать, помогая друг другу, добиваться качественного выполнения работы. При этом нужно расширять круг представлений детей об уходе за растениями и животными, устанавливая связь между правильным уходом за ними и их развитием.

    Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель― вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку ― можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.

    Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе?

    Одно из условий эффективности всякой работы ― правильная организация труда. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

    Существуют различные формы организации детской деятельности. В практике распространенной формой являются занятия.

    Занятия проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб, посеву, уходу за огородом и цветником, сбору урожая. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

    Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно происходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений, сообщает сведения, но не ставит это главной задачей.

    В процессе обучения детей умению ухаживать за растениями и животными большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Эта работа помогает воспитанникам усвоить направление движения (движение корпуса, повороты рук и ног во время перекопки, рыхления), силу движения (например, сочетание движения рук и ног при перекопке, рыхлении, переноске земли на носилках, поливке).

    Все это можно осуществить тогда, когда взрослый с самого начала работает с небольшой группой детей, за которой закрепляется определенный участок работы. Имея постоянное задание, ребенок прилагает известные усилия, учится преодолевать трудности.

    Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

    Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

    Консультация для воспитателей

    В труде по уходу за животными и растениями в уголке природы и на участке можно выделить как наиболее важные следующие трудовые процессы:

                чистка клеток птиц и других животных (вычистить выдвижное дно, посыпать песком, вычистить жердочки), мытье кормушки, поилки, ванночки для купания, наполнение их водой;

    кормление птиц и животных по указанию воспитателя и самостоятельно (старшие дети), выращивание зеленого корма, подкармливание птиц на участке (осенью, зимой), изготовление и вывешивание кормушек (с помощью воспитателя);

    подготовка корма для кормления мелких животных (вымыть и нарезать корнеплоды, приготовить зелень);

    участие в уходе за домашними животными на участке (собака, куры, утки и др.);

    помощь взрослому при смене воды в аквариуме (выловить рыбок, поместить их в таз с водой комнатной температуры, промыть ракушки, камешки);

    уход за рыбками (кормить их осторожно, кружечкой снимать верхний слой воды, доливать свежую воду);

    поливка комнатных растений, мытье их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли;

    выращивание растений из черенков (для детского сада, в подарок родителям);

    участие в перекопке земли, поделке гряд и клумб;

    посев крупных и мелких семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;

    уход за посевами и посадками на своем огороде, в цветнике, саду (поливка, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и др.);

    помощь старшим в уборке урожая на огороде и в саду (сбор семян и плодов, выкапывание луковиц и др.);

    уборка участка.

    Воспитатель отбирает для детей каждой возрастной группы доступные виды труда. Они должны быть, с одной стороны, посильны детям, с другой требовать от них известного напряжения.

    Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка; например, при посеве семян учитывается величина посадочного материала и техника посева, в прополке требуется от детей сосредоточенность, большое внимание. Выполнение этого процесса доступно детям старшего возраста в недлительное время (10 мин.). Правильная организация труда заключается не только в дозировке его, но и в режиме.

    Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы). Менее напряженные процессы должны сменяться более напряженными, работа отдыхом (после оформления гряд, прополки междурядий дети могут утрамбовать их, после посева поливать и т.д.).

    Прежде чем приступить к работе, заранее готовят и проверяют детский инвентарь. Он хранится в доступном для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка.

    Детское оборудование должно соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции (соответственно назначению), например лейка для полива с двумя ручками, расположенными сверху и сбоку. Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка.

    У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю (правильно его хранить, чистить, мыть, убирать после работы).

    Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

    При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать гигиенические правила: работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки дети должны носить в двух руках и т.д.

    Уход за животными в уголке природы особенно полезен тем, что он способствует воспитанию ответственности (рыбка гибнет, если ее не накормить).

    Наибольший воспитательный эффект дает длительный уход за одними и теми же объектами: за птицами (от появления их из яйца до выведения следующего потомства), морскими свинками (до получения потомства) и т. п. В процессе длительного ухода за животными дети видят наглядный результат своего труда, уясняют целесообразность ухода, получают первоначальные сведения о росте и развитии живых существ. Все это воспитывает у детей заботливое и внимательное отношение, поддерживает их интерес к объектам труда.

    Труд детей в уголке природы и на участке необходимо сочетать с наблюдениями за ростом и развитием растений и животных. Иначе у детей пропадает интерес к этому виду труда.

    Чтобы труд детей принес желаемые результаты, воспитатель должен сам хорошо знать, как ухаживать за животными, как и чем кормить их, а затем передать эти знания детям, тщательно планировать их работу в уголке природы. Различные живые объекты (рыбы, птицы, растения) требуют, конечно, и различного ухода. Ведущей формой организации труда в уголке природы считаются дежурства: дети объединяются в группы (звенья по 3-4 человека) и выполняют трудовые обязанности длительностью от 3 до 45 дней. Имеются и более длительные индивидуальные поручения по уходу за каким-либо растением, животным.

    Группы комплектуются таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими опыт, дежурили и новички. Когда дети «вошли» в работу, устанавливаются правила и определяется круг обязанностей дежурных: своевременно приходить на дежурство, знать последовательность трудовых обязанностей, выполнять их к моменту сбора всех детей, правильно пользоваться инвентарем, и др.

    Если дети ухаживают за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время возглавляет группу дежурных и все трудовые процессы выполняет совместно с детьми, помогает детям понять их обязанности, побуждает их работать так же аккуратно, как взрослый; тем, кто затрудняется, оказывает своевременную помощь, вселяет в них веру в свои силы и тем самым поддерживает интерес к труду и желание трудиться.

    Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

    .                                                                                                                

    Консультация для воспитателей

    Успех воспитания доброго отношения к животным во многом зависит от того, какие условия созданы в детском саду для непосредственного общения ребенка с природой. Во многих детских садах имеются хорошие уголки природы. В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» там содержатся морская свинка, черепаха, рыбы, птицы, которые по мере необходимости переносятся из группы в группу. Летом уголки природы пополняются другими животными: кролик, еж, лягушка, ящерица.

    В уголке природы можно содержать разных животных, и все же их количество должно быть ограничено. Это связано с тем, что большую часть работы по организации жизни и уходу за животными дети должны выполнять сами или с небольшой помощью педагога (особенно в старшей или подготовительной к школе группе), ― тогда оправдывается основное назначение уголка природы.

    В некоторых детских садах считают целесообразным создавать общие для всех групп уголки живой природы. Там содержатся животные, требующие большого пространства, обширных клеток (попугаи, белки, кролики и др.)- Создание общих уголков природы особенно рекомендуется в летнее время. Это облегчает выполнение гигиенических требований и создает условия для активного участия детей в уходе за животными. В таком уголке может быть сооружен террариум, инсектарий, приближенные к условиям естественной среды обитания.

    Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

                                   

    Консультация для воспитателей

    Причины сезонных изменений. Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Времена года характеризуются различными световыми и температурными условиями, определяющими ход изменений жизненных процессов растений и животных. Каждый из периодов времен года обусловлен географическим положением и климатическими условиями.

    Смена времен года происходит благодаря годовому обращению Земли вокруг Солнца при неизменности наклона земной оси к плоскости орбиты. Положение Земли на ее орбите определяет наступление астрономических времен года. Яркость и продолжительность ежедневной солнечной радиации в разное время года влияет на температуру воздуха и почвы, на влажность, что влечет за собой изменения в жизни растений и животных. Но в связи с непостоянством периодических изменений погоды астрономические начала времен года не совпадают со сроками наступления периодических явлений в живой природе. Так, например, астрономическая весна наступает в день весеннего равноденствия (21 марта); натуралисты же считают началом весны 19 марта― средний срок прилета грачей.

    Сроки наступления сезонных явлений и их продолжительность относительны, например срок прилета грачей колеблется между 7 и 31 марта.

    Изучение сезонных явлений. Закономерности периодических сезонных изменений в жизни растений и животных изучает наука фенология; наблюдения за наступлением этих явлений называют фенологическими. Сущность этих наблюдений состоит в том, чтобы следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления, а в некоторых случаях и окончания. На основании многолетних фенологических наблюдений краеведческие организации составляют календари природы, которые отражают время наступления сезонных явлений в той или иной местности.

    Значение изучения сезонных явлений. Потребность в изучении сезонных явлений возникла у человека очень давно в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты.

    Определяя ежегодно даты наступления сезонных изменений и сопоставляя их со временем сельскохозяйственных работ, можно установить лучшие сроки обработки почвы, посева семян и тем повысить урожай. Так, например, по данным агробиостанции имени К. А. Тимирязева, наибольший урожай огурцов получают при посеве их во время зацветания лиловой сирени и желтой акации. Лучший срок посева репы ― время цветения осины.

    Параллельные наблюдения за ходом развития растений и питающихся ими насекомых облегчают установление сроков борьбы с вредителями культурных растений.

    Фенологические наблюдения дают богатый фактический материал, который служит доказательством учения Ч. Дарвина о естественном отборе и помогает понять сущность основного закона биологии ― единство организма и необходимых ему условий жизни. Наблюдения расширяют кругозор человека, повышают его интерес и любовь к природе. В то же время они не требуют сложного оборудования и доступны любому человеку.

    Календарь природы

    Каждый воспитатель детского сада должен научиться вести фенологические наблюдения и составлять календарь природы. Только в этом случае он сможет правильно наметит сроки доступных детям наблюдений и научит их видеть и слышать происходящее в природе.

    Календарь природы и сельского хозяйства средней полосы Европейской части России может служить кратким пособием при организации фенологических наблюдений почти по всей стране, за исключением мест, имеющих иную растительность.

                                   

    Консультация для воспитателей

    На прогулках можно, наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветков, листопад, прилет и отлет птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы.

    Руководствуясь программой, следует определить круг знаний, которые дети должны приобрести за определенный период времени, о неживой природе, о жизни растений и животных, о труде человека. Организуя наблюдения на прогулках, воспитатель формирует эти знания постепенно. Поясним сказанное на примере.

    Допустим, в течение зимы дети должны усвоить отличие вороны от галки по внешнему виду, питанию, способу передвижения, по их следам на снегу. На одной из прогулок воспитатель обращает внимание на стаю ворон и называет их. В другой раз показывая на ворону, спрашивает, кто летит. На третьей прогулке предлагает посмотреть, что делает ворона. На четвертой― дети рассматривают оперение птицы. На пятой прогулке им предлагают понаблюдать за тем, как ворона передвигается по земле (шагает и головой кивает), какие она оставляет следы на снегу. На шестой ― дети рассматривают, как устроены у вороны глаза («У нас рядом, а у нее с боков головы»). По такому же плану происходит ознакомление с галкой. В результате дети начинают различать ворон и галок по ряду признаков. Во время этих небольших, но систематических наблюдений у детей возрастает интерес к птицам и развивается наблюдательность.

    На ежедневных прогулках и экскурсиях нужно обращать внимание на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных и с помощью вопросов помогать детям у неживой природе, например: «Стало холодно―завяли цветы, насекомые спрятались под корой деревьев, улетели птицы». Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки. Например, показывая в лесу съедобные грибы, воспитатель может прочитать отрывки из стихотворения

    Е. Трутневой:

    Рядышком с иголками

    Рыжики под елками,

    Не малы, не велики

    И лежат как пятаки

    Под осинами на кочке -

    Гриб в малиновом платочке,

    Подосиновиком звать.

    И его придется взять

             Во время наблюдений с детьми подготовительной к школе группы полезно вспомнить народные приметы, в которых отражены доступные для понимания детьми 6―7 лет связи между явлениями природы, например: «Ласточки летают низко―будет дождь».

                                                                                                                      Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.

                                   

    Консультация для воспитателей

    Игра ― не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

    В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

    Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

    В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут. . В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д.

    В средней труп, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке», «Узнай, что в руках». Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе.

    После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Например, в ходе игры «Узнай, чей лист» дети сравнивают предложенный лист с листьями, имеющимися у растений.

    В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение.

    Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это» или «Кто это?», организуют на знакомом материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

    Игра «Цветочный магазин» (упражнение на умение выделять характерные признаки растений и описывать их)

    Растения или карточки с изображением известных детям растений раскладывают так, чтобы их видели все дети. Воспитатель назначает кого-либо из ребят продавцом, остальных ― покупателями. Чтобы купить растение, нужно, не называя, описать его, а продавцу ― узнать растение по описанию.

    Когда покупатель дает неполное описание растений, продавец может задавать дополнительные вопросы. Если продавец не узнал растение, его место занимает тот из детей, кто угадал, какое растение хотел купить покупатель. Выигрывает тот, кто больше продал или купил растений.

    Если эта игра проводится с детьми первый раз, то роль покупателя или продавца сначала берет на себя воспитатель.

    Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

    Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является, объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

    Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение к ним.

    Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом.

    В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, они узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д.

    В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок».

    Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).

    Гуляя в лесу, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.

    Ролевые игры. Часто игра детей является творческим воспроизведением воспринятого ими на экскурсии или прогулке. В ней находят отражение полученные представления о растениях, животных и труде человека. В таких играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки.

    Воспитатель, наблюдая игру, снабжает детей нужными предметами, помогает правильно разрешать возникающие вопросы, исправляет несерные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям и они воспроизводили в иен только то, что сами восприняли. Наблюдения за такими играми дают воспитателю богатый материал для изучения детей, учета имеющихся у них представлений и их отношения к природе и труду.

    Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В

                                   

    Консультация для воспитателей

    Значение иллюстративных пособий. Кроме, натуральных пособий (растения и животные), в детском саду нужно иметь иллюстративно-наглядные пособия с изображением различных растений, животных и явлений природы. Иллюстративные пособия используются для ознакомления детей с природой в тех случаях, когда предметы и явления ее недоступны для непосредственного наблюдения. К таким пособиям приходится прибегать, например, при ознакомлении с домашними животными и дикими зверями, отсутствующими в данной местности, но указанными в программе. Кроме того, иллюстрации нужны для уточнения и расширения детских представлений о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе и т. д.

    Требования к содержанию и оформлению иллюстративных пособий. Картины, диафильмы, кинофильмы, отображающие природу, должны вызывать у детей чувственные восприятия, близкие к восприятию действительности. Картины должны быть выполнены художественно и иметь крупные размеры. Они могут быть и сюжетными, и отображающими только однородные объекты ― отдельных животных, растения. Кадры диафильмов и кинофильмов, показывающие строение и повадки животных, особенно мелких, нужно давать крупным планом. Животные и растения в этих пособиях должны быть показаны в естественных условиях жизни. Желательно, чтобы в основе диафильмов и кинофильмов лежал небольшой, но запоминающийся сюжет. Кинофильмы могут быть немые и озвученные. Музыкальное оформление в этих фильмах не обязательно, но нужно, чтобы там были даны звуки природы (шум леса, пение птиц, голоса животных). Использование картин, диафильмов и кинофильмов. Показ картин, сопровождаемых рассказом воспитателя или его беседой с детьми, может быть проведен во всех группах.

    Детям раннего возраста воспитатель, называя изображенное на картинке животное, предлагает показать глаза, уши, ноги.

    В младших группах воспитатель задает короткие, ясные вопросы, обращая внимание на характерное во внешнем виде и повадках животных, на формы и цвет частей растений.

    Во время рассматривания картин с детьми в средней, старшей и подготовительной к школе группах полезно применять сравнения животных или растений по различию и сходству, что способствует развитию наблюдательности и мышления. Например, в картинах из имеющихся серий «Домашние животные» и «Дикие звери» можно, сравнивать животных, изображенных на одной картине: взрослое животное с его детенышами, петуха с курицей, гуся с уткой, барана с овцой. Можно также предложить для сравнения животных, изображенных на разных картинах, например корову и лошадь, корову и козу, кошку и тигра и др.

    Рассказывание по картинам проводится в старшей и подготовительной к школе группах. Описание детьми картин, составление ими короткого рассказа помогают закреплению полученных представлений, развивают связную речь. Для образца воспитатель составляет по картине связный рассказ и предлагает детям передать содержание картины, дать ей название.

    Диафильмы могут быть использованы в работе со всеми группами. Показ отдельных кадров сопровождается рассказом воспитателя или чтением имеющегося в диафильме текста.

    Кинофильмы в учебных целях используют главным образом в старших и подготовительных к школе группах. Для старшей группы лучше брать немой фильм, а для подготовительной ― озвученный.

    Готовясь к занятиям по картине, диафильму, кинофильму, воспитатель должен хорошо ознакомиться с их содержанием, уяснить, что должны увидеть и усвоить дети в результате просмотра, какие новые слова им надо запомнить, продумать свои вопросы. После просмотра диафильма или кинофильма проводится небольшая беседа.

    Настольные печатные игры. Для детей младших и средних групп рекомендуются наборы картинок, которые изображают животных, листья, цветы, фрукты, овощи. Для средних, старших и подготовительных к школе групп рекомендуются игры типа лото («Зоологическое», «Ботаническое», «Времена года»), которые в интересной игровой форме могут дать представление о домашних животных и диких зверях, растениях леса, поля, сада, огорода, цветника, о сезонных изменениях в природе и др.

    Игрушки. Наборы игрушек ― домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды (объемные или плоскостные на подставках) ― нужны как для дидактических, так и для творческих игр, в которых дети отражают свои представления о природе и труде человека (игры в «птичник», «зоосад» и др.). Для накопления у детей чувственных представлений о предметах и явлениях природы нужны игрушки, приводимые в движение ветром (летуны, вертушки), водой (плавающие животные, лодки, мельница, водяное колесо).

    Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В

                                   

    Консультация для воспитателей

            

                 Рассказ воспитателя. Рассказ воспитателя о различных предметах и явлениях природы значительно расширяет знания детей. Однако живое слово всегда должно опираться на конкретные представления. Рассказывать надо образно и красочно, употребляя слова, знакомые и близкие детям.

    В средней, старшей и подготовительной к школе группах рассказ воспитателя занимает большее место, чем в младших. Он дополняет наблюдения детей и знакомит их с такими объектами а явлениями, которые не могут быть непосредственно восприняты ими (с местами зимовки птиц, с жизнью диких животных и т. д.). Очень часто рассказ сопровождается демонстрацией картин, диафильмов или немых кинофильмов. С этой целью можно использовать серии картин, выпущенные для детских садов.

    Иногда возникает необходимость дополнить наблюдения рассказом. Так, например, во время прогулки дети видят муравей-пик, в котором копошатся муравьи. «Что они делают?» спрашивают дети. «Давайте посмотрим»,предлагает воспитатель. В процессе наблюдений он объясняет, куда ползут муравьи, что они тащат. После короткого наблюдения за муравьями воспитатель рассказывает о жизни муравьев более подробно.

    Чтение художественных произведений. При чтении художественных произведений у детей накапливаются знания о природе, воспитывается интерес и любовь к природе, развивается чувство красоты. Используя художественное слово, надо умело сочетать его с непосредственными восприятиями детей. Некоторые литературные произведения могут быть прочитаны лишь после наблюдений в природе в лесу, на лугу, в поле. Иногда же чтение предшествует наблюдению. О значении такого чтения очень хорошо сказал С. Т. Аксаков в произведении «Детские годы Багрова-внука», вспоминая себя пятилетним ребенком: «Я читал свои книжки с восторгом... В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее. Муравьи, пчелы и особенно бабочки со своими превращениями из яичек в червяка, из червяка в хризалиду и, наконец, из хризалиды в красивую бабочку овладели моим вниманием и сочувствием; я получил непреодолимое желание все это наблюдать своими глазами».

    Художественное описание уже знакомых растений, животных или явлений природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению. Так, например, после слушания очерка М. Пришвина «Золотой луг» они начинают обращать внимание на вид луга в разное время дня и при разной погоде. Рассматривают одуванчики и замечают изменения в форме их цветка, когда он открывается и закрывается.

    Художественное описание незнакомых растений и животных, которое опирается на уже имеющиеся наблюдения и общие представления, создает новый образ, помогающий найти описываемый объект в природе. Например, воспитатель читает или рассказывает сказку Н. Павловой «Как облачко». На прогулке дети отыскивают цветы подмаренника, признаки которых описаны в сказке.

    Беседы. Беседа состоит из вопросов воспитателя и ответов на них детей. Это ценный метод уточнения и расширения уже имеющихся знаний, увеличения словаря детей и развития у них связной речи. В беседе воспитатель руководит мышлением ребенка при помощи вопросов. Количество и порядок их зависят от задач, которые решаются на данном занятии, и от возраста детей. Вопросы нужно составлять так, чтобы в них учитывался опыт детей и активизировалось мышление. Беседа может быть вводной, итоговой или связанной с наблюдениями и приобретением новых знаний.

    Вводная беседа должна быть короткой, она ставит своей целью связать имеющиеся знания детей с получением новых, создать интерес к ним. Такие беседы проводят в старшей и подготовительной к школе группах перед экскурсией или практической деятельностью детей.

    Самой распространенной и применяемой во всех группах является беседа, которая сопровождается наблюдениями или рассматриванием картин. Она входит как элемент почти во все занятия, экскурсии, дидактические игры.

    Наиболее трудными считаются беседы итоговые. Их проводят только в старшей и подготовительной к школе группах. Беседы строятся на знакомом детям материале и имеют цель уточнить и обобщить их знания, полученные в процессе наблюдений и труда.

    Вот пример итоговой беседы в старшей группе. Она проводится после наблюдений над осенними явлениями в природе и прослушивания детьми стихотворений и рассказов об осени. В такой беседе можно предложить следующие вопросы: какое сейчас время года? Какая была погода, когда мы ходили в лес (парк)? Что стало осенью с листьями на деревьях? Что мы слышали в лесу (парке) осенью? Каких птиц мы видели в лесу (парке)? Куда девались скворцы, грачи, ласточки? Почему они улетели? Куда девались бабочки, жуки, пауки? Что мы собирали в лесу (парке) осенью? Что делают осенью на огороде? Кому нравится осень? Почему?

    Вопросы должны оживлять в памяти детей полученные представления и подвести их к понятию «осень». Закончить беседу можно чтением знакомых стихотворений, загадками.

    Детям подготовительной к школе группы можно предложить такие вопросы: почему ты думаешь, что наступила осень? Почему улетели птицы? Почему исчезли насекомые? Почему увяли растения? Постановка вопросов заставляет ребенка самостоятельно решать умственную задачу, опираясь на свой опыт, свои наблюдения, подводит его к обобщению, к понятию о данном сезоне.

    Беседа должна стимулировать детей на сопоставление фактов, улавливание некоторых причинных связей. Этому способствуют вопросы типа «почему?» и «как ты узнал?», например: почему зимой на ветках деревьев, которые растут в саду, нет листьев, а на ветках в комнате они появились? Как ты узнал, что это береза?

    Подготовила воспитатель,

    высшая кв. категория  Кирилюк Е.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Ознакомление детей с миром природы в семье»

    Консультация для родителей «Ознакомление детей с миром природы  в семье»...

    Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром: «Ознакомление детей с миром природы».

    : Формировать у детей начальные знания об окружающем мире, сформировать интерес к познанию всего того, с чем ребенок сталкивается каждый день. Научить детей отличать рукотворный мир, от природного мир...

    Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. « В мире цветов»

    Цель:1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе.2. Продолжать закреплять знания детей о строение растений в игре.3. Учить де...

    Ознакомление детей с миром природы

    В данной методической разработке содержатся рекомендации по ознакомлению детей с миром природы...