Методика проведения занятий — игр с природным материалом в старшей дошкольной группе
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Челомбитко Татьяна Ивановна

Беседуя с детьми в ходе игры с природными материалами, педагог должен побуждать их к наблюдениям, развивать образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах дети могут увидеть забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Например, педагог может предложить детям рассмотреть внимательно на прогулке крылатки клена и задать детям вопрос, с чем они ассоциируются у них. Дети могут предположить, что у кузнечиков крылышки напоминают такую форму, и цвет тоже совпадает. После обсуждения педагог может предложить группе сделать поделку в виде кузнечика. Итак, педагог делает кузнечика, дети наблюдают и помогают. В частности, для того, чтобы сделать кузнечику голову, подойдет опавшая подсохшая вишенка, брюшко можно сделать из березовой сережки......

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения занятий —

игр с природным материалом в старшей

дошкольной группе

Беседуя с детьми в ходе игры с природными материалами, педагог должен побуждать их к наблюдениям, развивать образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах дети могут увидеть забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Например, педагог может предложить детям рассмотреть внимательно на прогулке крылатки клена и задать детям вопрос, с чем они ассоциируются у них. Дети могут предположить, что у кузнечиков крылышки напоминают такую форму, и цвет тоже совпадает. После обсуждения педагог может предложить группе сделать поделку в виде кузнечика. Итак, педагог делает кузнечика, дети наблюдают и помогают. В частности, для того, чтобы сделать кузнечику голову, подойдет опавшая подсохшая вишенка, брюшко можно сделать из березовой сережки.

В процессе игры педагог должен осуществлять помощь детям, поощрять тех, кто оказывает помощь ровесникам. После игры целесообразно провести беседу с подведением итогов. Так, например, в ходе прогулки педагог обратил внимание детей на муравейник, рассказал о пользе муравьев и о том, как происходит жизнь внутри муравейника. Важно не торопить детей, дать им возможность рассмотреть муравейник и муравьев, обратить внимание на их трудолюбие, на то, как они ловко и проворно бегают. В ходе последующего обсуждения педагог может спросить у детей, каких еще насекомых они знают, попросить их описать форму тела, ноги и образ жизни насекомых, можно придумать сказку.

На следующей прогулке педагог может предложить детям внимательно изготовить поделку в виде стрекозы, дети уже сами предлагают использовать крылатки липы для того, чтобы сделать крылья, а для головы – опавшие подсохшие вишенки, для брюшка подойдет засушенный колосок пырея. В ходе таких игровых занятий с природным материалом дети развивают смекалку, сообразительность, расширяют свои представления об окружающем мире, углубляют знания, обогащают словарный запас.

Кроме того, педагогу следует обучать детей создавать одни и те же поделки из различного природного материала, обращать внимание детей на то, что, например, материалы должны совпадать по цветовой гамме и фактуре, так как это формирует и развивает художественный вкус детей.

Экскурсии в природу будут предшествовать игровым занятиям с природным материалом, в частности изготовлению игрушек и в подготовительной к школе группе. Каждая экскурсия является встречей с природой, и задача педагога состоит в обучении дошкольников видеть красоту природы, любить ее и воспитывать желание ее беречь.

Дети старшей дошкольной группы, как правило, хорошо ориентируются в парке или лесу, в котором проводятся экскурсии, так как уже не раз там бывали. Педагог продолжает обучать детей отмечать сезонные изменения, наблюдать за переменой времен года и изменениями в природе. Дети в этом возрасте уже многое могут делать самостоятельно. В ходе прогулок педагог предлагает детям изготовить поделки из собранного материала. Педагог вначале спрашивает у детей, какой материал можно собирать. После организовывает игру «Природная сокровищница». Педагог вместе с детьми определяет место, где будет расположен сортировочная база (пещера чудес, после ребята выбирают «лесника», ответственность которого следить за порядком на территории, «лесовика», который будет проверять качество собранного материала, и т. д. Экскурсию можно закончить беседой о красоте и богатстве природы, о ее охране в нашей стране. В конце игры педагог предлагает детям изготовить поделки из собранного материала.

В беседе с детьми педагог может уточнить их впечатления об увиденном на экскурсии, что закрепит приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала.

В ходе игры внимание ребенка направляют на внешние характерные особенности создаваемой поделки (цвет, форма, величина, части и детали, на материал, из которого сделана поделка и из какого она еще может быть изготовлена природного материала.

При рассматривании образца используют вопросы типа: «Из каких элементов состоит поделка? Из какого материала она изготовлена? Какой еще материал можно использовать для изготовления данной игрушки? Из какого другого материала можно смастерить отдельные детали поделки? »

Правильный и разносторонний анализ структуры готовой поделки является важным звеном в работе.

Затем ребенка учат анализировать игровой процесс. Уточняются основные этапы работы: в какой последовательности изготавливают части и детали поделки (что за чем) ; из какого материала; как создают части игрушки (какие для этого совершают трудовые операции, какими инструментами, как соединяют части и детали). Педагог демонстрирует перед детьми весь процесс работы над поделкой от начала до конца и показывает, как она создается. Показ работы над каждой частью, деталью поделки, способов их соединения воспитатель сопровождает объяснением. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети.

В ходе игровых занятий с природным материалом детям предлагается попробовать комбинировать различные природные материалы. Например, чтобы сделать поделку в виде забавной птички, необходимо скомбинировать такие материалы как шишка, желуди, перья. Так, для туловища подойдет шишка, для головы - небольшой желудь подходящей формы, шея получится из веточки, а лапки — из мелких веточек, хвостом можно изготовить из яркого пушистого пера.

В ходе игровых занятий с природным материалом, педагогу следует помнить, что оценивать детские работы нужно аккуратно и осторожно, лучше коллективно, так как оценка представляет собой средство воспитания и обучения. Поэтому объективная похвала при оценке работы имеет особенное значение для каждого воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста»....

Мастер – класс «Методика проведения занятия по игровому стретчингу с детьми старшего дошкольного возраста» "Прогулка по Африке"

Цель: Способствовать развитию активизации двигательной деятельности.Задачи:-Укреплять мышцы детей.-Повышать двигательную активность, выносливость;-Развивать гибкость мышц и суставов.-Формировать потре...

Особенности методики проведения занятий по ОО «Познавательное развитие» в разных возрастных группах

Особенности методики проведения занятий по ОО "Познавательное развитие" в разных возрастных группах...

Рекомендации по проведению занятий на автотранспортной площадке с детьми старшего дошкольного возраста

Рекомендации по проведению занятий на автотранспортной площадке с детьми старшего дошкольного возраста...

«Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста»

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному тр...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста «Мир красок»

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста «Мир красок»...