Методика проведения занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Турчанова Татьяна Владимировна

консультация для воспитателей по методике проведения занятий по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Специфика работы по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности отличается от работы в обычной группе тем, что работа воспитателя координируется с работой учителя-логопеда.

Большое внимание надо уделять правильности организации и проведению занятия по речевому развитию. Оно должно отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, поддерживаться игровыми моментами.

Для организации и проведения занятий по речевому развитию в соответствии с ФГОС:

  • используются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя;
  • во время проведения занятия деятельность детей чередуем: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.
  • четко определяем развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие) задачи с учетом интеграции ОО; формулируя задачи образовательной деятельности, убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, «обогащать», «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т. д.

На занятиях по речевому развитию включаются следующие виды работы:

  1. формирование умений в овладении звуковой культурой речи
  2. развитие и обогащение лексики
  3. формирование грамматического строя речи
  4. развитие связной речи (монологу и диалогу)
  5. подготовка детей к обучению грамоте (в подготовительной группе)

Все стороны речи развиваются параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.

  • продумываются методы и приёмы обучения

При планировании занятия определяются разнообразные по степени сложности методы и приёмы работы с детьми:

Словесные:

Беседа, ситуативный разговор, речевые упражнения и ситуации, проблемные ситуации, составление и отгадывание загадок, чтение стихов, объяснение значения пословицы и поговорок и др.

Наглядные:

Рассматривание предметных картинок, картин и иллюстраций; наглядное моделирование (мнемотехника), картинный, картинно-графический план, схемы описания и сравнения, показ фрагментов мультфильмов, презентаций.

Игровые:

Дидактические игры и упражнения (грамматические и лексические), логические упражнения для развития речи (Т.А. Ткаченко.), игры-драматизация, игры-импровизации, пальчиковые игры и др.

Выбираются приемы работы, обусловленные содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика, связная речь, так и уровнем развития речевых навыков, к моменту проведения данного занятия). 

Используя различные методические приемы, создаются такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сделал вывод. А для этого поощряется детская самостоятельность, инициатива, выдвижение и обоснование своих предположений, т.е. создаются условия для включения детей в активную речевую деятельность.

  • подготавливаются соответствующие теме материал и оборудование, которые соответствуют определенным требованиям:  возраст, эстетичность, качество и размер иллюстраций, безопасность, рациональное размещение, доступность каждому ребенку, современность.

Применение наглядности в старшем дошкольном возрасте приобретает  

другие формы: все больше должны использоваться  картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные.

Использовать ИКТ технологии: ноутбук, телевизор, аудиовизуальное оборудование (проектор) для показа мультимедийных и др.  презентаций, DVD, CD.

  • разрабатывается структуру и ход занятия (этапы реализации НОД).

Структура занятия должна быть четкой, где определяются три части:

- вводная (мотивационный этап);

- основная (содержательный этап);

- заключительная (рефлексивный этап).

В водной части  устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста (о них «не забываем» на протяжении всего занятия).

Мотивационный этап предполагает организацию детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность. Например: Спешим на помощь Матроскину и Шарику в Простоквашино (по темам: «Домашние животные»); Помогаем бабушке Федоре навести порядок с посудой; делаем книгу сказок или рассказов и т. д. Можно провести в начале занятия, как организационный момент, психогимнастику, пальчиковую гимнастику и т.д.

На первом этапе занятия можно создавать  проблемные речевые ситуации для детей, решение которых, они будут находить в течение всей занимательной деятельности. Такой прием позволяет старшим дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит детей взаимодействовать в коллективе или в паре.

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

В ходе основной части используются  различные приемы руководства: наглядные, словесные, практические и игровые, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

После каждого вида детской деятельности проводится анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование.

В случае, когда у детей что-то не получается используем такой прием, как педагогическая поддержка.

На протяжении всего занятия обязательно побуждаем детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям продумываются заранее, они носят поисковый или проблемный характер; стремимся к тому, чтобы они отвечали «полным ответом». Также стараемся обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Еще контролируем собственную речь и выстраиваем речевые фразы от третьего лица. Например, отходим от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это неправильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»  

В соответствие с новыми образовательными стандартами на занятии по речевому развитию используются  современные педагогические технологии: проблемное обучение, проектная деятельность,         технологии по использованию мнемотехники (Т. Б. Полянская, Т.В. Большева, Т.В. Малетина и др.); ТРИЗ для развития мышления, воображения и речи (Т.А. Сидорчук, Л.А. Мушарапова, Н.Н.Хоменко и др.); здоровье сберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз; технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж с растиранием пальчиков; коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика)

Также можно использовать такие эффективные технологии речевого развития детей:

-технология обучения детей составлению сравнений

-технология обучения детей составлению загадок, считалок, сказок

В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания, направленные на развитие у детей речи и психических процессов, поэтому включаем игры и творческие задания («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Найди различия», «На что похож?»  и др.); игры и творческие задания для составления текстов сказочного содержания («Придумай счастливый конец, продолжение сказки», «Придумывание сказки на заданную тему»). Обучаем детей составлению творческих рассказов по картине, по серии сюжетных картин, по плану, на определенную тему; на тему из личного опыта. Усложняется речевая активность детей: используются  коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. 

Во время занятия уделяем внимание индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

Для выработки прочных навыков и умений проводится закрепление и повторение материала как в основной части занятия по речевому развитию, так и на других занятиях, а также во всех видах детской деятельности, на специально отведенном в группе компенсирующей направленности - логочасе.

Заключительная часть  проводится кратко и эмоционально, т.к. ее цель - закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия.

Заключительную часть занятия организовываем таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение.).

Также подводится итог всего занятия: дается оценка детской деятельности (используется педагогическая поддержка, анализ речевой активности детей, похвала детей от лица персонажа и т.д.). Главное -  это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия) К подведению итогов, анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников привлекаем детей. 

Итак, главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. При организации и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС педагог выступает прежде всего, как организатор совместной деятельности с детьми через интеграцию образовательных областей и организацию видов детской деятельности, включая эффективные форм работы с детьми.

Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий также изменились, образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей; должна стать для детей интересной, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи. Основными причинами данной патологии считаются в основном влияние социальных факторов, прежде всего самих родителей, так как их невнимание и занятость осложняют процесс коррекции речевого развития в период дошкольного детства. Различные недоразвитие речи характеризуется недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий познавательный интерес, неуверенность в себе, мнительность, чрезмерная ранимость, а также иногда наблюдаются проявления агрессивного поведения. 

Огромная роль в коррекционном воспитательно-образовательном процессе в компенсирующих группах с детьми с ОНР отводится воспитателю. Сложную работу по постановке и автоматизации звуков проводит логопед, а вот воспитатель постоянно присутствует в жизни детей и организует все режимные моменты. Каждое утро воспитатель встречает детей в детском саду и проводит индивидуальные беседы. Беседы проводят о том, что дети видели по дороге в детский сад, о проведенных выходных с родителями, о том, что в данный момент интересует ребенка. При этом идет свободный обмен мыслями и чувствами между воспитателем и ребенком, и взрослый занимает позицию интересного и приятного собеседника. Проводя режимные моменты в группе обязательно нужно постепенно обогащать речь детей художественным словом, исправлять детскую речь доброжелательно и корректно. Ни в коем случае не нужно передразнивать и высмеивать ребенка, так как это может спровоцировать замкнутость, снижение речевой активности ребенка и отрицательное отношение к педагогу. Во время подготовки детей на прогулку воспитатель регулярно обращает внимание на последовательность одевания, активизируя в речи детей обобщающие понятия, развивая мелкую мускулатуру рук в процессе самообслуживания. В процессе наблюдений за природными явлениями и объектами на прогулке необходимо воспитателю задавать различные вопросы, упражнять детей использовать различные суждения и умозаключения. Подвижные игры на прогулке являются эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и становятся средством совместной деятельности, которая естественно входит в жизнь детей.

Особое место в воспитательно-образовательном процессе занимают игры: настольно-печатные, сюжетно ‐ ролевые и дидактические. Дети в игре реализуют все имеющиеся у них знания, умения, навыки. Педагог же, руководя процессом, помогает правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Огромное значение в формировании коммуникативных умений имеет обучение диалогу со сверстниками, воспитателю нужно научить детей договариваться о распределении ролей, умению выбора атрибутов, обмениваться мнениями. В работе с детьми педагогам желательно использовать методы проблемного обучения, при котором дети эмоционально оживляются, рассуждают, фантазируют и обосновывают свои мысли.

Еще одно из направлений работы воспитателя в группе для детей с ТНР – это организация и проведение коррекционной работы по заданию логопеда. Цель ее - развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ. Состав детей и содержание коррекционно-развивающей работы вносятся логопедом в “Тетрадь взаимодействия”, которая заполняется им один раз в день. Содержание работы раскрывается по трем разделам:

  • Логопедические пятиминутки.
  • Игры и упражнения.
  • Индивидуальная работа.

Логопедические пятиминутки используются воспитателем на любых занятиях, в разных ситуациях и видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне; соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание. Важно, не превращать пятиминутки в мини-занятия.

Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателем во второй половине дня или использоваться на занятиях во время динамических пауз.

Индивидуальную работу воспитатель проводит в первую половину дня (до завтрака) и во вторую половину дня, сразу же после дневного сна. Ежедневно воспитатель занимается с 2-3 детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Вечерняя логопедическая работа проводится в разных формах: фронтально, подгруппами и индивидуально.

В целях повышения эффективности работы по исправлению речи с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи нужно уделять особое внимание работе с родителями. Необходимо им объяснять индивидуальные задания логопеда, убеждать в необходимости закрепления материала, побуждать родителей занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения, эта роль, в какой – то мере, тоже отводится воспитателям. Воспитателям в логопедических группах очень важно организовать систематическую работу с семьями воспитанников: проводить собрания, индивидуальные беседы, совместные мероприятия и развлечения.

Обязательно в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи нужно создать предметно‐ развивающую среду. Эта роль тоже возлагается на воспитателей компенсирующих групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. В соответствии с ФГОС ДО игровые уголки становятся мобильными, трансформируемыми, так как они меняются в зависимости от темы недели, видов деятельности и интересов. Удобно расположить мини‐библиотеки, мини‐театры, мини‐музеи; центры речевого, сенсорного, познавательного и физического развития; уголки уединения для того, чтобы у детей была возможность уединяться. Индивидуализация развивающей среды поможет детям выбирать занятия по интересам и содержательно общаться друг с другом; корригировать речевое недоразвитие; развивать потенциал детей с ОНР.

Таким образом, воспитатель является важным связующим звеном между логопедом, детьми и родителями в коррекционной работе по исправлению речи детей. Там, где все звенья этой цепи работают взаимосвязано, проблемы решаются легко. У воспитанников совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь, повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.


Литература:

  1. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под редакцией профессора С.С. Ляпидевского и кандидата педагогических наук В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968.
  2.  Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц....

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.

Использование нетрадиционных методовна занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,страдающими общим недоразвитием речи....

Мастер – класс «Методика проведения занятия по игровому стретчингу с детьми старшего дошкольного возраста» "Прогулка по Африке"

Цель: Способствовать развитию активизации двигательной деятельности.Задачи:-Укреплять мышцы детей.-Повышать двигательную активность, выносливость;-Развивать гибкость мышц и суставов.-Формировать потре...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»

Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь:  Формировать умение логично, четко, последовате...

Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...