"Экспериментирование в неживой природе в рамках проектной деятельности" (Из опыта работы)
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме

Захаркина Любовь Викторовна

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми средней группы.Экспериментирование в неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planeta_zemlya.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

Захаркиной Любови Викторовны МБДОУ «Детский сад №51»

«Экспериментирование в неживой природе в рамках проектной деятельности»

   « Планета Земля – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все ценности и богатства.  

          В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему они стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжения в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие  к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды.

        Традиционно больше внимания уделяется в проектах растениям и животным, а область неживой  природы рассматривается мало. Нами разработан  проект «Мир природы», направленный на исследование  объектов и явлений неживой природы.

      В повседневной жизни ребёнок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми  ему  предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него  возникает  желание узнать новое, понять непонятное. Необходимо  помогать ему в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные   причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

    В рамках проектной деятельности я остановлюсь, сегодня на детском экспериментировании, которое  мы   взяли, как  главный метод  исследования.  Считаем, что детское экспериментирование является эффективным средством развития, таких важных качеств  личности, как  творческая активность и самостоятельность, внимание, мышление, память. Оно помогает ребёнку приобрести новые знания об окружающем мире.

Наш проект экологический, исследовательский, направленный на экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром. Продолжительность его -  три месяца. Участниками проекта стали воспитанники средней группы №7, воспитатели группы.

     Работа по проекту проводилась по этапам.

Первый этап – аналитический, организационный. Была проанализирована  ситуация с окружающей средой, определены цели и поставлены задачи, которые должны способствовать формированию экологического сознания, культуры, добра и милосердия, как базисных качеств личности. Проведено изучение и подбор литературы по данной проблеме, знакомство с методами и приёмами, позволяющих формировать у ребёнка  исследовательских умений.

Цели: 1) Учить детей проводить несложные эксперименты и делать выводы ( с помощью наводящих вопросов воспитателя);

 2)Развивать творческую активность и самостоятельность;

3)Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе совместной деятельности;

4)Обогащать словарный запас детей.

  Задачи:1) Формировать элементарные естественнонаучные представления, знания об окружающем мире ( в неживой природе);

              2)Знакомить детей со свойствами веществ неживой природы;

              3)Развивать желание экспериментировать, наблюдать;

             4)Учить доводить начатое дело до конца;

              5) Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показывать значимость действий каждого человека в её сохранении.

    На первом этапе была создана необходимая развивающая среда, образовательная зона, где собрано всё необходимое для проведения экспериментов (оборудование, пособия для визуализации); подобраны коллекции, предназначенные для знакомства с различными природными материалами; изготовлена картотека опытов. Для безопасного проведения опытов  в нашей группе разработаны правила работы. На начальном этапе проводился мониторинг уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

    В рамках проекта были запланированы НОД познавательной и исследовательской деятельности, беседы с детьми, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы.

    Второй этап – практический, непосредственно направленный на формирование элементарных экологических знаний и представлений посредством экспериментов и опытов с веществами и явлениями. Разработаны этапы исследовательской деятельности.

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Постановка цели
  3. Проведение эксперимента
  4. Получение результата. Формирование вывода.
  5. Представление результатов. Ведение Дневника наблюдений.

       Экспериментирование мы начали с изучения свойств и качеств воды. «Вода – источник жизни» назывался наш первый опыт. Дети с помощью воспитателей  срезали  две ветки дерева, одну  ставили в воду, другую в пустую емкость. Наблюдали, что происходит и пришли к выводу, что без воды нельзя выжить.

     Дети определяли свойства воды. Они выяснили, что вода не имеет формы. Наливали воду в сосуды и выясняли, что она принимает форму того сосуда, в котором она находится. Узнали, что вода – это жидкое вещество, переливая её из одного сосуда в другой. Познакомились и с другим состоянием воды, когда она замерзает при низкой температуре и превращается в лёд или в снег.  Дети наблюдали, как происходит обратное  - при комнатной температуре лёд таял и вновь становился водой.

   Проводились эксперименты на выявление  вкуса, запаха, цвета воды. Дети пробовали на вкус воду, растворяли в ней соль, сахар, муку. Пробовали на вкус растворы. Определили, что вода растворяет данные вещества и приобретает вкус. Пробовали растворять песок, наблюдали и выяснили, что он не растворяется в воде.

  Для выяснения запаха воды дети сравнивали чистую воду и раствор, приготовленный  из воды и сока из  выжатого лука. Сделали вывод, что вода не имеет запаха.

   В исследовании цвета воды дети использовали краски (гуашь), муку, смешивали, наблюдали, что происходит с водой, как она становится мутной. Определяли, как виден предмет в чистой воде и мутной. Пришли к выводу, что вода не имеет цвета. Для очистки воды были изготовлены элементарные фильтры. После очистки вода становилась прозрачной. Для обеззараживания её использовали йод. Только после этого можно было ею пользоваться. Данный опыт подвёл детей к выводу, что вода может быть загрязнена и вредна  здоровью; перед её  использованием людьми, она должна быть очищена фильтрами от грязи.

  Во время опыта «Корабли»  дети знакомились со свойствами плавающих предметов. Наблюдали, что происходит с плавающими и металлическими предметами, камешками, песком.

  В эксперименте «Буруны» дети с удовольствием показывали, как можно получить буруны (волны  в стакане), используя стакан с водой и трубочку для коктейля

   Проделывая эксперименты с песком, дети познакомились  его свойствами. Сначала они рассматривали под лупой, из чего состоит песок, пробовали на ощупь, сравнивали с более крупными камешками. Дети просеивали песок , рассматривали, чем отличается просеянный  от непросеянного, окрашивали его в белый  цвет с помощью растёртого в ступке мелка. Делали узоры из окрашенного сухого песка. Вывод детей: окрашивать можно не только бумагу, но и песок.

    В  эксперименте «Песочные часы» произошло знакомство  детей непосредственно с песочными часами, узнали историю их возникновения. Здесь они пробовали  определять длительность времени по песочным часам.

   Дети пробовали строить из сухого песка «Песочный замок», наблюдали, что происходит, сыпали песок струйкой. Потом его смачивали. Создали коллективную работу « песочный замок». Все эти опыты привели детей к выводу, что песок обладает сыпучестью, из мокрого песка можно делать постройки, которые  при высыхании затвердевают, и получается прочная постройка.

 Наши дети исследовали также свойства зеркала. Они с помощью зеркала получали «солнечного зайчика». Смотрели в зеркало, находили, что у них находится сверху, справа, слева и т. д. Дети познакомились с понятием «отражение». Они пришли к выводу, что зеркало необходимо человеку, чтобы видеть себя, то, что находится за ним.

  В опыте «Игрушка – вертушка» дети выясняли свойства такого явления, как ветер. Выяснили, как можно приводить в движение при помощи ветра объекты. Так же делали бумажные корабли и направляли их с помощью ветра в плавание. Вывод детей: ветер можно использовать для  движения и направления предметов.

Третий этап – итоговый, диагностический. На этом этапе проведен мониторинг усвоения знаний детей по данной теме. Обобщение работы представили в   виде оформления стенда с подбором фотографий детей, участвующих в опытно – экспериментальной деятельности, подготовили альбом, в котором педагоги вместе с родителями  записывали впечатления детей от участия в опытно – экспериментальной деятельности»

   

Список использованной литературы

Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении.- Ростов н/Д, издательство «Феникс»,2010г.

Деркунская В.А. Воспитание, обучение, развитие дошкольников в игре. – М.,2005г.

Зубкова Н.М. Воз и большая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей дома./ Набор развивающих карточек. – Санкт – Петербург, ООО издательство «Речь», 2010г.

Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. Учебно –методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошколь­ного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности     ...

«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")

   С первых дней посещения детского сада  ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...

Проектная деятельность (из опыта работы)

       Проектная   деятельность (из опыта работы) Слайд1. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи яв...

Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)

Экологический информационно-исследовательский  проект в ДОУ «От зёрнышка, до каравая».Вид проекта: информационно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосроч...

«Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность» (из опыта работы воспитателя)

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и родителей, в процессе которой дошкольники развивают познавательные способности и творческое мышление,...

Приобщение к истокам русской национальной культуры и традициях у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) .

Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без это...