Использование ТРИЗ - РТВ технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Захаркина Любовь Викторовна

Инновационные подходы к развитию ребёнка раннего возраста в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_triz_v_igrovoy_deyatelnosti_zaharkina.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ТРИЗ-РТВ технологии в игровой деятельности детей раннего возраста»

Захаркина Любовь Владимировна,

 воспитатель МБДОУ «Детский сад № 51»

ЭМР Саратовской области

На третьем году жизни у ребенка активно развиваются все познавательные процессы, в том числе и мышление, которое имеет наглядно-действенный характер. А к концу третьего года жизни, как утверждают ведущие деятели ТРИЗ-РТВ технологии, ребенок начинает фантазировать в «уме», при этом происходят попытки использовать предметы-заместители в процессе игровой деятельности.

Поэтому именно игровая деятельность предоставляет огромные возможности для развития у детей раннего возраста умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой для развития детского воображения и творчества.

Работая с детьми 2-3 лет, нами систематизирован материал, который позволит педагогам решать задачи развития творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ технологии.

№ п./п.

Название метода

Автор метода

1.

Мозговой штурм

А. Осборн (США)

2.

Круги Луллия

Р. Луллия (о. Майолика)

3.

Морфологический анализ

Ф. Цвикки (Швейцария)

4.

Синектика (прямая аналогия, эмпатия – личная аналогия)

У. Гордон (США)

5.

Типовые приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, деление-объединение, оживление)

Г. С. Альтшуллер

6.

Системный анализ

Г. С. Альтшуллер

Рассмотрим некоторые из них.

Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей, который помогает решать задачи по формированию умения обсуждать проблемы и находить пути выхода из проблемных ситуаций, создавая при этом условия для развития мыслительной деятельности.

В первой младшей группе используется упрощенный вариант «Мозгового штурма». При создании проблемной ситуации мы спрашиваем у детей: «Кто стучится?» или «Что в мешочке?», «Кто в домике живет?», «Чем мы можем помочь герою или сказочному персонажу». Затем выслушиваем ответы, подводим итог, уточняя обсуждаемую ситуацию, а потом смотрим, кто же стучится или достаем из мешочка игрушку, смотрим, кто в домике живет, либо подводим детей к тому, чем мы можем помочь и как решить проблему.

Данный метод  может применяться при проведении НОД, в ходе игровых обучающих ситуаций по любой образовательной области программы, в ходе режимных моментов, при организации прогулок.

Круги Луллия, придуманные Раймондом Луллия  используем при проведении игровых обучающих ситуаций и в процессе совместной игровой деятельности, где необходимо получить ответы на имеющиеся вопросы.

Суть метода: раскрутить круги и прочитать ответ на вопрос, зафиксированный в секторах, указанных стрелкой. Каждый сектор имеет своё обозначение: рисунок, слово, фразу. В верхней части стержня устанавливается стрелка.

В первой младшей группе используются 2 круга разного диаметра, состоящие из 4 или 6 секторов. Диаметр демонстрационных кругов может быть 70 и 50 см, а для подгрупповой и индивидуальной работы круги 40 и 30 см.

Использование данного метода в работе с детьми позволяет в процессе игровой деятельности:

-уточнять знания детей в различных предметах и объектах животного и растительного мира,

-развивать вариативность воображаемых образов,

- развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи; развивать словообразование, а также решать воспитательные задачи.

С использованием кругов Луллия мы проводим следующие серии игр.

Например, «Помоги детёнышу найти свою маму» (Объект-объект)

Ход игры.

1.Установливаем пособие, где на секторах расположены объекты:

малый  круг – картинки с изображением взрослых животных;

большой круг – картинки с изображением детёнышей.

3.Поставим перед детьми задачу: найти маму детёнышу.

4.Раскручиваем с детьми малый круг и предлагаем найти соответствие на кругах, затем объясняем закономерность соотнесения объектов.

Также можно проводить и другие виды игр:

«Предмет и его части» (Объект- часть)

Большой круг: кукла, машина, чашка, заяц, кастрюля, птица, ствол

Маленький круг: платье, колесо, ручка, уши, крыша, крыло, дерево (Образец)

«Кто, где живет?» (Объект-место)

Большой круг: муравейник, лес, огород, дом, озеро, дерево

Маленький круг: муравей, медведь, морковь, ребенок, яблоня

Большой круг:

Маленький круг:

 «Что из чего сделано?» (Объект-материал)

Большой круг: дерево, бумага, стекло, ткань, нитки

Маленький круг: пирамидка, лампочка, книга, платье, носки.

«Определи форму» (Объект-форма)

Большой круг: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник

Маленький круг: мяч, платок, косынка, дом

«Определи цвет»

Большой круг: зеленый, желтый, синий, красный, оранжевый, коричневый

Маленький круг: огурец, солнце, слива, морковь, картофель

Для детей 2-3 лет при определении объектов необходимо брать постоянные значения, которые не меняются.

          Метод «Морфологического  анализа» разработанный швейцарским астрономом Ф. Цвикки также как и круги Луллия уточняет знания детей о признаках объектов материального мира, развивает способность давать большее количество вариантов имён признаков какого – либо объекта. Применяется при проведении НОД, в игровых обучающих ситуациях, в совместной деятельности.

       Для создания нового образа объекта рассматривается взаимодействие горизонтальных и вертикальных показателей морфологической таблицы, осуществляется перебор вариантов соединения характеристик объектов.

      В первой младшей группе характеристики  объекта заносятся на «волшебную» дорожку, расположенную горизонтально. Это может быть цвет, форма, размер, части. На вертикальной  - расположены объекты природного, рукотворного или сказочного мира. Для малышей первой младшей группы берём один вертикальный показатель. Например, петушок.

   Детям предлагается творческое задание – сделать красивым петушка, отправив его гулять по «волшебной» дорожке. Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет. Такое задание уточняет знания детей о некоторых цветах и оттенках; побуждает  фантазировать на основе изменения цвета.

         Типовые приёмы фантазирования. Автор метода  - Г. С. Альтшуллер. Он предложил для развития творческого воображения типовые приёмы фантазирования: увеличение – уменьшение, дробление – объединение, оживление – окаменение, специализация – универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот».  

      С детьми первой  младшей группы используются следующие типовые приёмы фантазирования: увеличение – уменьшение, деление – объединение, оживление. С помощью таких приёмов дети учатся делать фантастические преобразования объекта и его признаков.

     Чтобы изменить объект к детям приходят  волшебники Великан или Кроха, которые дотрагиваясь до объекта, увеличивают  или уменьшают его в размере. Детям предлагается ответить на проблемные вопросы. Нужен ли нам такой объект? Хорошо или плохо будет такому объекту? Дети объясняют практическое применение изменённого объекта.

    После прикосновения волшебника Дробления к объекту (машина), он распадается на части. Какие? (кабина, кузов, колёса). С волшебником Объединения дети знакомятся во второй половине года. Этот волшебник объединяет части. Здесь дети учатся определять части и целое у объекта, фантазировать, меняя их местами.

       С помощью волшебника Оживления дети самостоятельно учатся преобразовывать объекты и решать проблемные ситуации. Волшебник Оживления дотронулся до стула (чайник)  и стул побежал (заговорил). Покажите, как побежал стул. Как на нём можно сидеть? (Как налить воду из говорящего чайника?)

      Среди других методов ТРИЗ, автором, которого является Г. С. Альтшуллер, используемых в работе с детьми первой младшей группы, можно назвать системный анализ.

     Идея метода заключается в том, что окружающий мир устроен системно, где все элементы системы  связаны между собой определённым образом и обладают свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Метод « системного анализа» способствует формированию системного мышления, позволяет выделять функцию, признаки объекта, рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможности преобразования во времени.

        Например, рассмотрим игру с использованием пособия «Умный паровозик» (технологическая цепочка), которая направлена на определение линии развития объекта.

«Поезд времени человека»

На столе изображения: младенец, маленькая девочка, взрослый человек. Каждый ребёнок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берёт свою картинку. Встаёт. А за ним встаёт ребёнок со следующей по смыслу картинкой.

           Использование в работе с детьми раннего возраста элементов ТРИЗ – РТВ технологии позволяют нам добиться положительных результатов.

          Мониторинг показал, что использование ТРИЗ – РТВ технологии благоприятно влияет на развитие познавательных способностей детей раннего возраста.

            У детей в процессе игровой деятельности отмечается мыслительная активность, совершенствуется речь, дети становятся более раскованными, уверенными в себе, легче идут на контакт с взрослыми.

           Использование ТРИЗ – РТВ технологий помогает нам применять принципы развивающего обучения, сделать образовательный процесс эффективным и познавательным.

           Наряду с положительными сторонами данных технологий есть и трудности в подборе материала. Готовых игр нет. На составление картотеки, подбор иллюстрированного материала требуется длительное время. Необходимо время для адаптирования к особенностям восприятия детей раннего возраста. Ведь предметная картинка должна быть яркая, реальных контрастных цветов и не должна быть перегружена деталями.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТРИЗ - РТВ технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Развитие познавательно -речевой активности детей младшего дошкольного возраста с использованием Кругов Луллия и предметных картинок...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качес...

Рабочая программа по самообразованию "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

НАПРАВЛЕНИЕ:   познавательное    развитие ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2019 г.ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ:  май   2020 г.ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ:  групповаяГР...

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми является важным фактором сохранения здоровья и своевременного гармоничного развития ребёнка....

План по самообразованию "Использование здоровъесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

План по самообразованию "Использование здоровъесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"...

Сообщение (из опыта работы) «Использование личностно – ориентированной технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В сообщении говорится, что при использовании этой технологии происходит раскрытие индивидуальности ребенка, создаются комфортные условия для развития его личности и природных потенциалов...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра – это ведущая деятельность, всего дошкольного возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим ...