Методическая разработка по теме:Весна
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дети познают весну

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vesna.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        ОДОД ГБСКОУ школа №13

                                                                                        Приморского района

                                                                                         Санкт – Петербурга

                        Методическая разработка учителя – дефектолога

                               с детьми  старшей коррекционной группы

                                              Тема: «Встреча весны».

Используемые технологии:

-информационно –коммуникативные;

-игровые;

-здоровьесберегающие

                                                               

                                                                      Составила и провела:

                                                           Учитель – дефектолог: Шлыкова Э.Н.

                                             Санкт – Петербург 2015

Предварительная работа: проведение беседы о весне, рассматривание картин с изображением весны, расширение словаря по данной теме. Отражение полученных знаний в продуктивном виде деятельности (рисование), чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадок.

                                              План :

1.Организационный момент (приветствие гостей, отгадывание  загадок, введение в тему).

2.Беседа по вопросам на изучаемую тему, дети называют весенние приметы.

3.Дидактическая игра «Найди настроение. Покажи настроение».

4.Физкультминутка.

5.Дидактическая игра «Назови ласково».

6.Дидактическая игра «Что изменилось?».

7. Пальчиковая гимнастика «Кап – кап – кап, звенит капель»  (дидактическая игра «Тихо – громко»).

8. Дидактическая игра «Нелепицы».

9. Разрезные картинки (работа в парах).

10. Подведение итогов (оценка детей, анализ их работы, получение подарков).

Цель: Формирование, систематизация и закрепление знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

1.Формирование представлений о смене времен года, углубить представления о сезонных изменениях в природе, учить детей устанавливать причинно – следственные связи.

2.Развивать разговорную речь, обогащать и активизировать словарный запас по теме «Весна».

3.Совершенствовать умении е образовывать существительные с уменьшительно ласкательным суффиксом.

4.Развивать зрительное внимание и память, воображение, мышление, мелкую и общую моторику.

5.Развивать эмоционально – волевую сферу.

6.Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности.

7.Закладывать основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношенеи к природе.

                      Интеграция образовательных областей:

Оборудование

Виды детской деятельности

Картинный демонстрационный материал по теме «Весна»

Социально – коммуникативное развитие

Предметные изображения весенних и зимних примет

Познавательное развитие, речевое развитие

Магнитофон с записью «Звуков леса»

Художественно – эстетическое развитие

Картинное изображение времен года: зимы и весны

Познавательное развитие

Карточки с изображением эмоций

Социально – коммуникативное развитие

Разрезные картинки по теме «Весна»

Познавательное развитие

       Конверт с «нелепицами»

Познавательное развитие, речевое развитие

Мяч для игры «Назови ласково»

Физическое развитие

Деятельность педагога:

Деятельность детей:

1.Организационный момент:

(Приветствие детей, отгадывание загадки, введение в тему, объяснение темы занятия).

-Здравствуйте, дети! Садитесь, пожалуйста, на свои места. Сейчас я вам загадаю, загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие. (Дефектолог читает загадку и по мере ее отгадывания выставляет картинное изображение «Весны»)

Приходит с добром,

Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее…

-Правильно, ребята! Вы верно отгадали, тема нашего сегодняшнего занятия – «Весна» (выставляется изображение весны).

-Здравствуйте.

-Весна!!

2.Беседа по вопросам на тему занятия:

-Мы долго ждали весну, значит она какая?

-А какое время года идет перед весной?

(выставляется изображение зимы)

Не всегда зима хочет уступать весне место. Поможем весне поскорее вступить в свои права и проводим зиму?

-Ребята расскажите, какие приметы весны вы знаете? Свой ответ начинайте со слова «Весной». На каждое предложение детей, дефектолог выставляет соответствующее изображение приметы.

-Молодцы, все верно ответили!

-Долгожданная

-Зима

-Да.

-Весной ярко светит солнце.

-Весной тает снег.

-Весной набухают почки.

-Весной прилетают птицы.

-Весной бегут ручейки.

-Весной просыпаются насекомые.

-Весной выходят из берлоги медведи.

-Весной появляются первые цветы.

3. Дидактическое упражнение «Найди настроение. Покажи настроение».

-Вы, рады весне? Мы долго ждали весну, какое настроение возникает  у вас, когда вы говорите о весне?

--Давайте, найдем наше настроение и вспомним, какое бывает еще настроение. (Дефектолог выставляет на наборное полотно картинки с изображением эмоций).

-Расскажите когда и при каких обстоятельствах вы испытываете определенные эмоции.

-Да.

-Радостное.

-Грустное..удивленное, злое…дети перечисляют.

-Ответы детей.

4.Физкультминутка. (звучат звуки леса).

-Дети, давайте отправимся на прогулку в весенний лес.

-Повторяйте за мной и слова и движения.

Солнышко, солнышко, золотое донышко.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей.

Прилетело сто грачей.

А сугробы тают, тают.

А цветочки подрастают.

-Дети встают в круг держась за руки.

Дети идут по кругу.

Дети бегут по кругу.

Дети бегут и машут руками.

Дети садятся на корточки.

Дети встают и тянутся вверх.

5.Дидактическая игра «Назови ласково».

-Давайте сядем на прекрасную полянку и скажем весне ласковые слова (игра с мячом)

-Ручей, солнце, трава, ветка, облако, лист, птица, цветок, проталина, дерево.

-Ручеек, солнышко, травка, веточка, облачко, листик, птичка, цветочек, проталинка, деревце.

6.Дидактическая игра «Что изменилось?»

-Теперь нам пора возвращаться, давайте подойдем к столу, что же случилось пока мы отсутствовали? ( на столе к признакам весны добавились признаки зимы, детям необходимо убрать изображения примет зимы).

-Дети убирают признаки зимы и оставляют только весенние признаки.

7.Пальчиковая гимнастика «Кап – кап – кап звенит капель»; дидактическая игра «громко – тихо».

А теперь сядем за стол, на свои места. У нас наступила минутка отдыха, упражнение для пальчиков.

Я произнесу строчку стихотворения громко, вы должны ее произнести тихо, а если я произношу строчку тихо, вам надо ее произнести громко.

Кап – кап- кап звенит капель.

Это к нам спешит апрель.

Название, какого месяца вы услышали в стихотворении?

-Какие весенние месяцы вы знаете еще?

-Давайте скажем дружно: «Март, апрель, май- ты их не забывай»!

8.Дидактическая игра «Нелепицы».

Зима никак не хочет от нас уходить и оставила вам конверт с последним заданием, если мы его выполняем, она от нас уходит.

-Порхают птички или лисички?

-Тают снежинки или слезинки?

-Журчат ручьи или грачи?

 

-Дети имитируют игру на пианино, барабанят пальчиками по столу. Произносят строчки стихотворения тихо – громко.

-Апрель.

-Дети повторяют названия весенних месяцев.

-Птички.

-Снежинки.

-Набухают почки или листочки?

-Из берлоги выходит медведь или заяц?

-Весной катаются на лыжах или велосипеде?

-У белки появляются бельчата или котята?

-Молодцы, справились с заданием, теперь зима точно от нас уйдет. До – свидание, зима.

-Ручьи.

-Почки.

-Медведь.

-Велосипед.

-Бельчата.

До – свидание, зима!

9.Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Давайте соберем картинки и подарим их «Весне».

-Дети разбиваются на пары и собирают картинки для весны.

10. Подведение итогов.

-Скажите, о каком времени года мы сегодня говорили? Что нового, вы о нем узнали? Чему научились? Все хорошо отвечали сегодня на мои вопросы, внимательно меня слушали, и за это весна дарит вам хорошее настроении. Дефектолог вешает медальки с хорошим настроением детям на шеи.

-Ответы детей.

3.Пальчикова гимнастика.  Мы с вами сейчас поиграем в пальчиковую игру.

«Гусь , гогочет: «Га-га-га!»

Дайте, дайте пирога!

Нет, покушай - ка с ладошки

Ты немного хлебной крошки!»

Петушок сказал: «Ко-ко!

Буду пить я молоко!»

Нет, из горсточки водицы

Мы дадим тебе напиться!

-дети соединяют 1 и 3 палец

-открывают ладонь левой руки и имитируют пощипывание клювом)

-соединяют 1 и2 палец, выпрямляя 3,4,5 палец – гребешок)

-левую ладонь складывают горсточкой, имитируют питье воды

4.Подвижная игра «Найди свое место».

Каждый ребенок берет себе разложенные на столе цифры.

-«Разбегайся , кто куда, по моей команде: один, два, три, свое место ты найди!»

-Кто стоит первым по счету? (имя ребенка)

-Кто стоит вторым по счету?

-Кто стоит пятым по счету?

-Как мы сейчас считали?

Правильно, мы считали по порядку. Числа у нас увеличивались на один.

-А как можно посчитать, чтобы числа уменьшались на один?

Дети выбирают себе понравившуюся цифру.

Дети разбегаются по команде педагога.

Дети пересчитываются, смотрят правильно они заняли свои места.

-Имя ребенка

-Имя ребенка

-Имя ребенка

-По порядку.

-В обратном порядке. Дети считают хором.

5.Игра «Назови соседей».

Педагог поочередно называет имена детей.

-Какая у тебя цифра?

-Назови соседей твоего числа?

-Назови число на один больше, на один меньше?

Ответы детей.

6.Дидактическая игра «Найди свою маму».

Стук в дверь. Приносится письмо. В котором просят помочь найти детёнышей домашних птиц и воссоединить семьи.

-Давайте поможем каждому птенцу найти свою семью.

-У курицы и петуха, кто?

-У гусыни и гуся, кто?

-У утки и селезня, кто?

-У индейки и индюка, кто?

Каждый ребенок выходит и прикрепляет птенца рядом с семьей.

-У курицы и петуха, цыпленок.

-У гуся и гусыни, гусенок.

-У утки и селезня, утенок.

-У индейки  и индюка, индюшонок.

7.Работа с наглядным материалом, игра «Угадай, сколько нас?».

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Вывешивается картина, где за забором спрятались птицы.

-Посчитайте сколько птиц, спряталось за забором?

-Как вы догадались?

-Какие птицы спрятались за забором?

-Как вы узнали?

-Три птицы.

-Потому что у каждой птицы две лапки.

-Курица, утка, и гусь.

-У курицы лапки с коготочками, чтобы легче было разгребать и искать корм, у утки и гуся с перепонками, потому что они плавают по воде.

8.Физкультминутка.

Петя, Петенька, петух,

Что за перья! Что за пух!

Разноцветный, весь цветной

И кричит, как заводной:

-Ку – кА – ре – ку!

Стоят лицом в центр круга, ритмично бьют руками по бокам, как крыльями.

Идут по кругу друг за другом, заложив руки за спину.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг. Кричат кукареку.

9. Игра «Посчитаем птиц, на птичьем дворе».

-Ребята, давайте теперь сосчитаем, кого и сколько живет на птичьем дворе. Посмотрите на картину, каждый подходит и считает птиц, затем называет итоговое число и ищет соответствующую цифру, затем каждой цифре ищет свое место в числовом ряду.

Дети выполняют задание педагога. Отвечают на уточняющие вопросы.

10.Работа с раздаточным материалом.

-А теперь предлагаю вам собрать домашних птиц из палочек. На каждого ребенка раздается набор палочек Кьюзенера.

Дети собирают домашних птиц по схемам.

11.Итог занятия.

-Наше занятие подошло к концу.

-Давайте вспомним, чем мы занимались, сегодня на занятии? Каких птиц мы сегодня рассматривали? Понравилось ли вам, наше сегодняшнее занятие?. Молодцы, все сегодня очень хорошо отвечали на вопросы.

Сюрпризный момент. Каждому ребенку раздаются подарки.

Ответы детей.

     

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к теме: "Весна-Красна"

Активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весение явления и поведение животных весной....

Методическая разработка на тему: «Весна» для детей старшего дошкольного возраста.

Описание работы: Этот конспект познавательного занятия, направлен на обобщение знаний детей о весне и ее признаках.Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «С...

Методическая разработока,изучение темы "Весна" с детьми второй группы раннего возраста в помощь воспитателю

Методическая разработка.Изучение темы "Весна" с детьми  2 группы раннего возраста.В помощь воспитателю....

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности На тему: «Весна. Признаки весны» с использованием ИКТ, оздоровительной и игровой технологий

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в области позновательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности. На тему: "Весна. Признаки весны". И...

Методическая разработка занятия для подготовительной группы детского сада на тему "Весна пришла, весне дорогу"

Методическая разработка занятия для подготовительной группы на тему "Весна пришла" несет в себе задачу закрепить знания признаков весны, а также упражнять детей в установлении причинно-следственные св...