"Где зимуют птицы?" (занятие в ГПД)
методическая разработка по окружающему миру на тему

Цели:

·                    Расширить знания детей о птицах; Закрепить знания о перелетных птицах и зимующих в наших краях.

·                    Воспитывать заботливое отношение к птицам

·                    Развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к анализу, внимание, грамотную связную речь

Планируемые результаты:

·                    Усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края

·                    Научиться приводить примеры каждой  группы птиц

Оборудование: Презентация к уроку, карточки для составления схемы и запоминания,

занимательный материал, карточки с птицами, аудиозапись пения птицЦели:

·                    Расширить знания детей о птицах; Закрепить знания о перелетных птицах и зимующих в наших краях.

·                    Воспитывать заботливое отношение к птицам

·                    Развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к анализу, внимание, грамотную связную речь

Планируемые результаты:

·                    Усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края

·                    Научиться приводить примеры каждой  группы птиц

Оборудование: Презентация к уроку, карточки для составления схемы и запоминания,

занимательный материал, карточки с птицами, аудиозапись пения птиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_gde_zimuyut_ptitsy.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема занятия:  «Где зимуют птицы?»

Цели:

  • Расширить знания детей о птицах; Закрепить знания о перелетных птицах и зимующих в наших краях.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам
  • Развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к анализу, внимание, грамотную связную речь

Планируемые результаты:

  • Усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края
  • Научиться приводить примеры каждой  группы птиц

Оборудование: Презентация к уроку, карточки для составления схемы и запоминания,

занимательный материал, карточки с птицами, аудиозапись пения птиц

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Работа по теме.

У нашего Муравьишки проблема. Он просит вас о помощи. Кто готов ему помочь? Тогда слушайте.

Муравьишка наш, Вопросик                 кадр1

Очень-очень сильно просит

Разыскать его подружку,

Ласточку Танюшку.

Подружился летом с ней

И соскучился по ней.

И решился муравей

Спросить умненьких детей:

«Где подружку-то искать,

Смогут дети подсказать?»  

  • - Куда же подевалась ласточка? ( Она улетела в тёплые края)

 А Вопросик наш не знал

 Ласточку он так искал.                

Побежал он к воробью                         кадр2

Рассказать беду свою

Воробей ему в ответ:

«У кормушек я летаю

Ничего чирик не знаю

Зиму здесь я провожу

От холода я не дрожу».

  • Так ответил Муравьишке воробей. Ребята, а кто знает, как зимой по воробьям погоду определить можно? ( Если воробей распушил свои пёрышки – быть сильному морозу)

Муравьишка к другой птице                кадр3

По названию … синица

« Никуда не улетала,

И Танюшку не видала

В городе вороны, галки,                      кадр 4

Голуби и  воробьи…

Не помогут и они.

Знают, может снегири

Ты сходи у них спроси

Ласточку твою не знаем                  кадр 5

Летом здесь мы не бываем,

Не боимся мы простуды

С первым снегом тут как тут мы.

  • Ребята, а где проводят лето снегири?  (Снегирь птица кочующая. В течение зимы она постепенно откочёвывает к югу.  В марте - апреле снегири возвращаются обратно к северу).

Не нашёл Вопросик свою подругу, отправился в лес.

Зимний лес не спит, а дремлет                  кадр 6

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю

 Много птиц осталось здесь.

В яркой шапке пёстрый дятел,                 кадр7

Барабанит в мёрзлый ствол      

Ловко, ловко по стволам,                         кадр8

Вверх и вниз, и тут и там,

Он мелькает целый день,

Это птица… поползень.

Клёст клювом шишки потрошит,               кадр 9

В еловых ветках всё шуршит

Трещит сорока по утрам                            кадр10

Пора, пора,  а что пора?

3. Физминутка

А пора нам отдохнуть,

Чтоб продолжить дальше путь.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинке побежим

До лужайки добежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп.

Немного отдохнём

И работать вновь начнём.

4. Продолжение работы по теме

И не знает наш Вопросик

Почему же, почему,

Ни одна из этих птиц

не смогла помочь ему

  • Как мы называем птиц, которых встретил Вопросик в городе и в лесу зимой?

( при затруднении можно обратиться к учебнику стр.      )

ЗИМУЮЩИЕ   ( ОСЁДЛЫЕ)

Да, не просто бывает птицам зимовать. Птицам страшен не холод ,а голод.

Как мы им можем  помочь?(Ответы детей)

Кто сделал  этой зимой  кормушки? Главное, чтоб корм в ней был всегда и не засыпан снегом.

Задание на внимательность.

А как мы назовём  ласточек, которые покидают наши края?

      ПЕРЕЛЁТНЫЕ

Давайте назовём ещё перелётных птиц, на доске будет появляться загадка, ваша задача узнать птицу и назвать её.

Кадр12.

                 Всех перелётных птиц черней.              

               Чистит пашню от червей,
               Взад вперёд по пашне вскачь,
               А зовётся птица…                   (Грач)

Кадр 13   Своё гнездо он в поле вьёт,
                Где тянутся растения.
                Его и песня и полёт.              

                Вошли в стихотворения (Жаворонок)

Кадр14.      На шесте – дворец,
                  Во дворце певец,
                  а зовут его…                       (Скворец)

Кадр15.    Прилетел к нам, наконец.                

                   Самый лучший наш певец.
                  Дни и ночи напролёт
                 Он поёт.                               (Соловей)

Кадр 16  Стали братья на ходули,
                Ищут корму по пути,
                На бегу ли, на ходу ли,
                им с ходулей не сойти   (Журавль)

  • Сейчас мы знаем, что эти птицы улетают на зиму в тёплые края. Раньше люди этого не знали, Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной опять появляются. 300 лет назад  считали, что птицы улетают на Луну и погружаются в спячку, т.к. не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но самостоятельно летят только большие и сильные, а маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас известно, что все они летят самостоятельно. Чтобы узнать,  учёные-орнитологи, придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца.
  • А как эти кольца помогли им?  

(На каждом кольце был адрес, где окольцована птица, и если люди встречали окольцованную птицу, то сообщали по данному адресу, так удалось узнать, где зимуют перелётные птицы)

  • Давайте посмотрим, а куда улетают ласточки

  • Но почему же, всё-таки ласточка, журавль, например, улетают в тёплые края, а дятел, клёст нет?

Подскажет нам Мудрая черепаха.

Выступление подготовленного ученика

Что же мы посоветуем Вопросику, как ему увидеться с Танюшкой?

Скоро придёт весна, осталось только чуть-чуть подождать.

5. Пауза релаксации.

А пока давайте представим, что весна уже пришла… закройте глазки.

Звучит пение птиц.  (Аудиозапись)

6. ИТОГ занятия

Вопросик решил написать Танюшке письмо. Сможет ли он его отправить?

Но запутался и не знает ,с какой птицей это письмо отправить.

У вас на партах лежат картинки с птицами, возьмите каждый одну.

К доске выйдут те ребята, у которых оказалась, птица, улетающая от нас на зиму,

На своих местах останутся, те которые зимуют здесь.

Как называются ваши птицы?  (К ребятам у доски)

Как называются ваши птицы? (К ребятам у своих мест)

7. Рефлексия

Рисунки птиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....