« Весна красна».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фаттиева Гульфия Махмутгараевна

Конспект НОД по ознакомлению  с окружающим в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_krasna.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Весна красна».

Цель:

Закрепление представлений о весне и ее приметах.

Учить детей находить признаки весны в окружающей природе, развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи;учить рассказывать о приметах весны.Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления  природы, эстетические чувства и переживания; расширять знания об окружающем мире (перелетных птицах, явлениях природы); закреплять навыки работы с нитками, клеем. 

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

 Словарная работа: весна, оттепель, солнце, сосулька, капель, проталинка, почки; скворец,скворечник ,скворцы , скворчата, скворушка ,грач, журавли, соловьи, жаворонки, ласточки; наступать, таять,  пригревать, капать;солнышко –яркое, светлое, золотое, доброе, теплое, лучистое, нежное; небо–голубое,светлое, безоблачное, лазурное, ясное;появляться, течь, набухать, расцветать, прилетать, выводить, растить).

 Материалы и оборудование:

Зал украшен по весеннему, на стене солнышко, облака, птицы; на дереве картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Иллюстрации на весеннюю тематику, разноцветные нитки, клей карандаш, тряпочки, влажные салфетки, палочки с птичками, игрушка солнышко.

Предварительная работа:

наблюдения за природой на участке;чтение русской народной сказки «Снегурочка»;

разучивание фольклорных произведений: потешек, закличек, стихов и поговорок о весне;рисование на весеннюю тему;рассматривание репродукций картин А.Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Весна. Большая вода»;прослушивание музыки П.И.Чайковского «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года»;выполнение детьми, совместно с воспитателем, аппликации. 

Ход занятия:
Организационный момент.

Под музыку дети заходят в зал, здороваются с гостями. Дети встают рядом с воспитателем.

Воспитатель загадывает загадку:

Приходит с добром

Веет теплом

Светом солнечным красна,

А зовут ее…(весна)

-Да, ребята, это весна. Какие слова подсказали вам это? (приходит с добром, значит- добрая; веет теплом - теплая)

-Что означает слово «веет»?

Дети: Дует.

Воспитатель: Правильно, поэт Плещеев так сказал об этом времени года: «В окно повеяло весною». Повеял теплый ветерок, запахло по-весеннему: тающим снегом, землей. Ребята, а почему говорят «весна-красна»?
Дети: 
Весна красивая.
Воспитатель: 
За что вам нравится весна? (Ответы детей.)
 Какие изменения происходят в природе?

Дети: 
Весной солнце ярче светит. Становится теплее. День длиннее. Тает снег.
Птички прилетают. Появляются почки на деревьях.

Воспитатель: 
Назовите весенние месяцы.
Дети: 
Март, апрель, май.
Воспитатель: 
Давайте вспомним пословицы о весне.
Дети читают пословицы:
- Весна, зажги снега, заиграй овражки!
-Март зиму кончает, весну начинает.
-Апрель с водою - май с травою!
-Ай-ай, месяц май: и тёпел, и холоден!

Воспитатель:
-В старину март называли «утро года», потому что вся природа как бы просыпается, оживает. В старину люди встречали 1 марта весну.

Детки скучали по теплу, солнышку. Дети в этот день забирались повыше на заборы, на крыши, звали солнышко, весну. Давайте мы дружно позовём закличкой весну.
Дети встают в круг и читают заклички:

    1.Жаворонки, прилетите,
      Студёну зиму унесите.
Зима нам надоела,
      Весь хлеб у нас поела.

                                               2.Ау, ау, аукаем
                                                  Весну приаукиваем
                                                  Март, март-
                                                  Солнцу рад.
                                                  Апрель, апрель-
                                                  Откроет дверь.

Воспитатель: Что мы с вами делали?
Дети: Закликали птиц, весну.
Воспитатель: А сейчас поиграем.

Физкультминутка.

Игра «Солнышко». (Дети стоят в кругу.)
Пеки, пеки, солнышко, 
(Руки вверху.)
Красное вёдрышко.     
День-деньской играй, 
(Идут по кругу.)
Своих деток согревай.
Дети громко хлопают:
Хлоп-хлоп-хлоп! 
(Хлопают.)
И ногами топают:
Топ-топ-топ! 
(Топают.)
Чтобы деткам погулять, 
(Шагают на месте.)
Чтоб ребяткам поскакать…
(Скачут.)
Нужно сол-ныш-ко, 
(Приседают.)
Коло-кол-ныш-ко!) 
(Встают.)

Воспитатель: А вот и солнышко! (Достаёт игрушку солнышко.)
Игра «Скажи, какое?»
(Солнышко – яркое, светлое, золотое, доброе, теплое, лучистое, нежное; небо – голубое, светлое, безоблачное, лазурное, ясное.) На каждое слово дети передают игрушку солнышко.
Дети садятся на пол перед телевизором.
Воспитатель:Молодцы! В народе март раньше называли  протальником. Как вы думаете, почему?
Дети:Когда снег тает, на земле появляются проталины.
Воспитатель:А ещё март называли капельником, почему?
Дети:Снег на крышах тает, капает вода. Это капель.
Воспитатель:А сейчас, дети, я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно:

Красна девица грустна:
Ей, не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
 Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурочка.)

Воспитатель: Правильно, Снегурочка! Как называются русские народные сказки о Снегурочке? 
Дети: «Снегурочка», «Снегурушка и лиса».

Воспитатель: Мы читали с вами русскую народную сказку «Снегурочка», а сейчас давайте посмотрим фрагмент из мультфильма по этой сказке.
Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о Снегурочке». Беседа по её содержанию.

(Почему девочку назвали Снегурочкой? Какая она была по характеру? Почему с наступлением весны она загрустила? Кто заметил, какие первые цветы увидела Снегурочка на проталине? Что с ней случилось, когда она пошла в лес с подружками? Почему Снегурочка растаяла? Эта сказка грустная или весёлая? Почему старик со старухой любили Снегурочку?  Как их можно порадовать?)
Дети: Спеть, станцевать.

Хоровод «Веснянка» Дети стоят рядом с воспитателем.

Воспитатель: В народе было много весенних примет, как вы понимаете: «Март – время прилёта пернатых».

Дети: Птицы прилетают.

Воспитатель: Правильно, весной птицы возвращаются, а первыми прилетают…? Отгадайте загадку: Черный, проворный,
                                  
Кричит: «Крак»,
                                  
Червякам враг. (Грач.)
Воспитатель: 
Правильно, первыми прилетают грачи. Каких вы еще знаете перелетных птиц?
Воспитатель предлагает  детям подойти  к дереву с птицами.
Дети: 
Журавли, соловьи, скворцы, жаворонки, ласточки.
Воспитатель: 
Какая птица здесь лишняя?
Дети: 
Синичка.
Воспитатель: 
Почему синичка лишняя?
Дети: 
Синичка зимующая птица.
Воспитатель: 
Перелётные птицы возвращаются в родные края, чтобы свить гнезда, многие из них приносят пользу человеку. Отгадайте:
 На шесте-дворец,
 А во дворце-певец.
Дети: Скворец.
Воспитатель: Как называются домики, которые человек делает для них?
Дети: Скворечник.
Воспитатель: Мы с вами уже приготовили скворечники для скворушек, а сейчас давайте нашим скворушкам сделаем из ниток красивые пёрышки. Сначала подготовим к работе наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: 
В лесу птички порхают с дерева на дерево.

Птички летали,       (Пальцы обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок.)

Крыльями махали   (Машут ладонями, изображая полёт птиц.)

На деревья сели,     (Пальцы на плечи.)

Вместе отдыхали.   (Сжать пальцы в кулаки.)

Дети подходят к столам и садятся.

Выполнение аппликации.

(Звучит грамзапись голосов птиц).

Во время выполнения аппликации проводится речевая работа. Приклеивая нитки на контур птиц, дети проговаривают: скворец – скворечник – скворцы - скворчата – скворушка.

Воспитатель: Отличные получились скворушки. Думаю, что птицы прилетят очень скоро. Весна – замечательное время года!

Обыгрывание: насадить «птичек» на палочки и кликать весну.

Давайте позовём скворушек, чтобы они к нам быстрее прилетели. 
                                    
Дети под музыку читают закличку:

     Скворушки, прилетите!
     Красну весну принесите!
     Нам зима-то надоела,
     И весь хлеб у нас поела,
     И дрова все пожгла,
     И солому пожгла,
     Молоко всё унесла!
                                  
Под музыку входит взрослый в костюме Весны.
Весна: 
А вот и я. Вы меня звали? 
Пришла волшебница прекрасная,
И сразу небо стало ясное.
Ручьи зазвенели,
Снега потемнели,
Проталины зазеленели.

Хоровод с Весной.

Воспитатель: Да, Весна, мы тебя ждали и приготовили для тебя подарки. Дети подарите птичек Весне. 
Весна: 
Спасибо, дети! За то, что вы такие молодцы я вам принесла гостинцы.

Дети благодарят весну за угощение.

А теперь пора мне уходить,

За цветами, травами следить,

Чтоб они росли и распускались

Всеми соками зелёными наливались.

До свидания, друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД во второй младшей группе «Весна, весна красная»

Автор:Сабирова Инна Михайловнавоспитатель ГБДОУ № 5г. Пушкин...

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Досуг с элементами фольклора с детьми средней и подготовительной группами «Весна, Весна красная, Приди, Весна, с радостью»

Досуг с элементами фольклора с детьми средней и подготовительной группами«Весна, Весна красная,Приди, Весна, с радостью»...