Интегрированная деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников
методическая разработка по окружающему миру на тему

Кузнецова Альбина Петровна

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях. В связи с введением новых образовательных стандартов у учёных и практических работников вновь появился интерес к интегрированию. В последних разработках практических материалов по формированию экологической культуры явно прослеживается акцент на интеграцию разных областей. Как один из вариантов интегрированной деятельности в дошкольном образовании рассматривается метод проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannaya_deyatelnost.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Интегрированная деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях. В связи с введением новых образовательных стандартов у учёных и практических работников вновь появился интерес к интегрированию. В последних разработках практических материалов по формированию экологической культуры явно прослеживается акцент на интеграцию разных областей. Как один из вариантов интегрированной деятельности в дошкольном образовании рассматривается метод проекта. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе.

В связи с введением новых образовательных стандартов у учёных и практических работников вновь появился интерес к интегрированию. Так, основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, – принцип интегрирования образовательных областей [4,С.39].

Данный принцип является инновационным и обязывает дошкольное учреждение коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум [4,С.87].

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

В. Головнёв указывает на задачу интегрирования «не просто показать области соприкосновения нескольких образовательных областей, а через их органическую, реальную связь дать детям желанное представление о единстве окружающего нас мира.

Природа человека интегрированна в своей сущности и эта интегрированность в человеке изначальна: и на уровне материальной оболочки, и на уровне сознания личности, и на уровне мышления – логического, образного, ассоциативного. Следовательно, интегрирование – естественный способ познания себя и окружающего мира, который выражается в сочетании эстетического, познавательного, общественно-функционального аспектов.

Интегрирование – естественный способ познания себя и окружающего мира, который выражается в сочетании эстетического, познавательного, общественно-функционального аспектов.

Впервые интерес к проблеме интегрирования возник еще в трудах. Я.А. Коменского. «Все, и самое большое, и самое малое – так должно быть приложено между собой и соединено, чтобы образовать единое целое». Коменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться. В этих положениях великого педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы применительно к частному случаю, каким является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка [6,С.57].

В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим, психологические основы взаимосвязи различных предметов. На протяжении 20 столетия интегрирование использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребенком мира. Особый интерес к проблеме интегрирования появился в конце 20 века.

В это же время появился сам термин «интегрирование».

Интегрирование (от лат. – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (inteqer – целый), причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Очевидно, что существует множество видов интегрирования: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления воспитанников. Оно способствует интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности.

Интересные признаки интегрированного процесса выделяет Ю.С. Тюнников:

1. Интегрирование строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных отдельных элементов.

2. Интегрирование связано с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов.

3. Интегрированный процесс имеет свою логико-содержательную основу.

4. Должны иметь место педагогическая целесообразность и относительная самостоятельность интегрированного процесса.

«В процессе интегрирования, - отмечает Ю.С. Тюнников, - происходит постоянное изменение отдельных элементов, они включаются в большее число связей. Накопление этих изменений приводит к преобразованию в структуре функций у вступивших в связь элементов и в итоге – возникновению новой целостности». Эти признаки интегрирования являются основанием для её применения в современном образовании [9,С.7].

В дошкольной педагогике накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов, так, Т.С. Комарова рассматривает интегрирование как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. Однако интегрированные занимательные дела специально не изучались как форма интегрированного образования дошкольников. Более того, до недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения, воспитания и развития, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу.

Итак, интегрированные тенденции получили свое новое развитие в формировании экологической культуры, поскольку характер экологической культуры обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интегрирование различных областей воспитания и обучения дошкольников. Интегрирование в реальной практике при формировании экологической культуры ведет к необходимости синтеза, поиску новых форм подготовки, к появлению в контексте теоретических работ категорий значительно более общих, чем экологические знания и умения, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность [4,С.8].

Наиболее ярко интегрированные тенденции прослеживаются в программе «Планета – наш дом» И.Т. Белавиной и Н.Г. Найденской. По мнению авторов, природная среда является источником формирования у детей ярких художественных и музыкальных образов. Основной целью этой программы является формирования у детей чувства красоты природы, ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности. В программе заложено межпредметная модель обучения. Авторы считают, что воспитатель является почти идеальным ее проводником, так как способен и имеет возможность определять функции каждого предмета в системе формирования экологической культуры, устанавливая естественные связи между изобразительным искусством и физическим воспитанием, музыкой и наблюдениями за природой.

Внимание педагогов обращено на то, что все эти факторы формируются в единстве и взаимосвязи только тогда, когда продуманы, учтены и целесообразно подобраны все составные части процесса формирования экологической культуры: цели, принципы, задачи, содержания, формы и методы работы, условия и предполагаемые результаты [3,С.48].

Программа «Мы» Н.Н Кондратьевой предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдения, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность, конструирование. С различными видами деятельности их содержанием и результатом связываются проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры [7,С.92].

Таким образом, в последних разработках практических материалов по формированию экологической культуры явно прослеживается акцент на интеграцию разных областей. Посредством интегративных мероприятий решается не одна, а сразу несколько задач обучения, воспитания детей – дошкольников, что существенно расширяет поле творческой активной деятельности педагога. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна: полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием); частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изо-деятельности); интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Как один из вариантов интегрированной деятельности в дошкольном образовании рассматривается метод проекта. Как показывает практика, использование в образовательной деятельности метода проектов способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, в практическом применении приобретенных знаний, навыков и умений (в играх и быту) [4,С.9].

Проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

О перспективности метода проектов свидетельствуют широкие возможности развития составляющих успешной личности:

- наблюдения и анализа явлений окружающей действительности;

- проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы;

- творческого мышления, логики познания, пытливости ума;

- совместной познавательно-поисковой деятельности;

- коммуникативных и рефлексивных навыков и др. [1,С.58].

В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагогов, детей и родителей над определенной практической проблемой. Работа над решением проблемы в проектной деятельности означает применение необходимых знаний и умений из различных образовательных областей для получения ощутимого результата [1,С.53].

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является тесное сотрудничество взрослых (педагогов и родителей) и детей, так как ребенок не в состоянии самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Взрослые помогают детям обнаружить проблему (возможна провокация этой проблемы), вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знания, что открывает широкие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей.

В образовательной практике выделяют следующие этапы работы над проектом:

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Разработка содержания проекта, планирование деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю, др.); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы (оборудование, пособия) использовать; с какими предметами научиться работать.

Выполнение проекта (практическая часть).

Публичное представление продукта проектной деятельности.

Подведение итогов, определение задач для новых проектов [1,С.81].

Тематикой проекта могут стать: образовательная область программы; региональные особенности, приоритетное направление дошкольного образовательного учреждения, программы дополнительного образования. Особенно ценным является возникновение темы по инициативе детей. Тема проекта может отражать сезонные изменения, общественные явления.

Целесообразно в проектную деятельность вводить детей вопросами: Что я знаю об этом? Что я хочу узнать? Что для этого надо сделать? Совместно с детьми планируются этапы работы над проектом, определяется продукт и вид презентации.

Задачи развития дошкольников на разных возрастных этапах средствами проектной деятельности различны и определяются следующим образом (А.И. Ромашина).

Младший дошкольный возраст: вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль принадлежит педагогу); активизация потребности в поиске путей разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Старший дошкольный возраст: формирование предпосылок исследовательской деятельности; формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно; формирование умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развивать потребность в использовании терминологии, ведении конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проектную деятельность целесообразнее использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценки, а также стремлением к совместной деятельности. Однако кратковременные проекты необходимы и эффективны в образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, которые не противоречат, но подчеркивают специфику проектной деятельности с дошкольниками [8,С.25].

К оценке проектной деятельности и рефлексии промежуточных результатов обязательно привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанию значимости выполненной деятельности, развитию личностных качеств: инициативности, ответственности и настойчивости в достижении цели. Совместный проект должен быть доведен до конца в определенные планом сроки и ребенок должен увидеть плоды своего труда (альбом, выставка, праздник и др.)

Таким образом, реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определённой среды. В связи с этим использование проектов предполагает, прежде всего, кардинальное изменение роли педагога, который должен стать организатором, руководителем и консультантом.

Вторым необходимым условием выполнения проектов дошкольниками является наличие информации, обеспечивающей самостоятельность ребёнка в выборе темы и выполнении работы. Наконец, должны быть созданы оптимальные условия для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения.

Спланированная работа может быть не закончена за один день. В этом случае дошкольник завершает её в вечернее время, в последующие дни, а партнёры и помощники могут меняться в зависимости от желания детей. Подведение итогов деятельности в центрах активности педагоги осуществляют на итоговом сборе, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, наметить перспективы. Помимо этого, на утреннем сборе дети высказывают ассистентам слова благодарности за оказанную помощь, предлагают научить других тому, чему научились сами. Творческое самовыражение приветствуется и ценится детьми и взрослыми.

Анализ продуктов детской деятельности и самооценка работы во время итоговой беседы (презентации продуктов проекта) дают информацию об умении ребёнка строить работу в соответствии с выбранной целью, использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно ставить и решать проблемы, испытывать чувство удовлетворённости результатами, согласовывать свои действия с действиями других. По окончании работы педагоги предлагают детям вспомнить и обдумать все мероприятия в рамках проекта. В ходе выполнения и по завершении проекта педагоги проводят анализ результатов наблюдений и продуктов детской деятельности. На основе накопившихся сведений и выявленных фактов делаются выводы об особенностях и динамике продвижения ребёнка по ведущим направлениям проектной деятельности, включая социально-личностное развитие [2,С.15].

Таким образом, работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника, формирования экологической культуры. В этот период происходит интегрирование между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.

Список литературы

1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: методическое пособие /Н.Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей /Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М. Айрис-пресс: 2008. - 208 с.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. – М.: 2004. – 156 с.

4. Емельянова, И.Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор художественно-творческого развития ребёнка. /И.Е Емельянова //Начальная школа Плюс До и После. –2011. - №10. – С.1-7. 

5. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию /Г. Иванова, В. Курашова //Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – С. 10-14.

6. Коменский, Я.А. Материнская школа. История дошкольной зарубежной педагогики /Я.А. Коменский. - М.: 1974.

7. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы. Азбука экологии»/ Н.Н. Кондратьева. - «Детство-пресс», 2004. - 240с.

8. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике /Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

9. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой /П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Конспектмастер-класса с педагогами  на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»...

Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....

Театрализованная деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников

В статье описываются различные виды совместной деятельности педагогов, детей и родителейя, способствующие формироваиню у детей дошкольного возраста экологичеких представлений....

Коммуникативная деятельность как средство формирования экологической культуры у дошкольников.

Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. На сегодняшний день экология стала наукой, которая помогает людям выжить, создать окружающую среду пригодной для существования. Отношение...