Театрализованная деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Альмухаметова Лилия Шахидулловна

В статье описываются различные виды совместной деятельности педагогов, детей и родителейя, способствующие формироваиню у детей дошкольного возраста экологичеких представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников.

Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической культуры каждого человека. Поэтому экологическое образование во всех его звеньях приобрело приоритетное значение. Нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у населения.

Главной целью экологического воспитания является формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания. Она ориентирована на общие человеческие ценности и ставит задачу личностного развития ребёнка на первый план, а это значит, что в дошкольном возрасте необходимо заложить экологическую культуру, чтобы ребёнок с детства понимал значимость природы.

В настоящее время, как исследователями, так и практиками продолжается поиск методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них зачатки экологической культуры. Театрализованную деятельность экологического содержания можно отнести к числу таких методов.

Театр со слов Сергея ВладимировичаОбразцова – «Средство воспитания человеческих душ». Театрализованное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, а игровые моменты дают возможность ребёнку с удовольствием, естественно войти в мир театра, полюбить его, реализовать свои возможности.

Основная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы.

В экологическом воспитании детей дошкольного возраста используется следующая театрализованная деятельность: посещение театра, взаимодействие с родителями, кукольный театр во всех его видах, инсценировки сказок,  игры-драматизации, игры-имитации, где ребенок может воспроизвести отдельные действия птиц, животных, насекомых; инсценировка песенок, потешек, хороводов, ритмопластика учит двигаться  в определенном пространстве, придумывать и передавать в движении образ, используя жест, мимику, пластику.

Большое значение для организации театрализованных игр экологической направленности имеет предметно-пространственная среда (атрибуты, пособия, декорации и конечно, наличие всех видов театров). Она помогает развить творчество детей, создать впечатления настоящего спектакля и среды природного окружения. Для удовлетворения детской любознательности и исследовательского интереса, в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материалы. В группе 2-4 лет должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов для спектаклей.В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как девочек, так и мальчиков.

У детей дошкольного возраста ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится драматизации сказок. Сказки в детях воспитывают культуру поведения, бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Для дошкольников важно узнать о проблемах дикой природы из уст самих обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменения в природе и своей привычной жизни.

Сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой.

Сказки с экологическим содержанием отличает то, что они несут в себе достоверную, научную информацию, в интересной сказочной форме дают представления о закономерностях природы, о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде, об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Вашему вниманию представлены произведения с экологическим содержанием, которые можно использовать для театрализации.

Знакомство с литературными персонажами способствуют развитию творческого воображения, уверенности в себе, радует детей, обогащают язык, развивают смелость, находчивость, а главное-развивают чувство сопричастности с природой, понимание экологических проблем, способствуют воспитанию экологической культуры. Дети в эмоциональной форме соприкасаются с природой. Они могут потанцевать как листья, попеть, как птицы, поиграть в подвижные игры как животные, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, т е воспроизвести многоголосье леса, и тд.

Примером драматизации произведения  с экологическим содержанием является постановка сказки  «Гадкий утенок».

Данная сказка является ярким примером того, что театрализованная деятельность многофункциональна, она помогает реализовать целый ряд задач, в зависимости от цели.

В прошлом году, когда мы только планировали поставить эту сказку, мы преследовали цели, связанные с развитием речевой компетентности. В этом году мы вплотную занимаемся проблемой формирования экологической культуры дошкольников и эта сказка как нельзя кстати, тк она она несет в себе достоверную, научную информацию, в интересной сказочной форме.

При работе над этой сказкой дети получили научные знания о смене времен года, о сезонном перелете птиц, о взаимоотношениях в животном мире, об особенностях среды обитания разных видов птиц, о повадках, внешних особенностях разных птиц, паралелльно с этим идет воспитание у детей чувства сопричастности с природой, сопереживания, бережного отношения к ней.

Подготовительная работа включала в себя так же: знакомство с разными видами театра, дидактические игры, презентации, упражнения на дыхание, выразительность речи,  пластические этюды, упражнения на развитие воображения.Тщательно отбирался музыкальный репертуар, изготавливались атрибуты, костюмы, продумывалось оформление зала.

Таким образом использование всех видов театрализованной деятельности помогает детям получить огромную массу впечатлений из окружающего мира и служит могучим средством в экологическом воспитании детей и способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогает развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Представляю вашему вниманию сказку «Пенёк – теремок»

Воспитатель: Вспомнилась мне одна история: Был пень. Первыми прослышали про свеженький пень жуки всякие. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы станем, его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесной еды в пенечке сколько. Вот жуки - древоточцы, жуки - короеды в поисках дома для своих личинок к пенёчку и направились.

Жук-олень: Кто – кто в пенёчке-теремочке живёт? Никто не живёт. Тогда я буду жить под этим крепким, толстым корнем. Здесь я найду себе пищу, буду питаться опилками. (присаживается рядом с пнём, имитируя своё заселение)

Жук-короед: Кто – кто в пенёчке-теремочке живёт?

Жук-олень: Это я жук-олень, здесь живу. А ты кто такой?

Жук-короед: Я жук-короед, зима приближается, а у меня жилья нет. Давай вместе жить. Я ходы буду чистить, грибницу поедать, пенёк сберегать.

Жук-олень: Заходи, вместе жить веселее.

Муравей:Кто – кто в пенёчке-теремочке живёт?

Жуки: я жук-олень, а я жук-короед. А ты кто такой?

Муравей:Я муравей. Зима совсем близко, пустите к себе в пенёк-теремок перезимовать. Я за чистотой буду смотреть, всё подъедать, мусор выносить.

Жуки: Заходи втроём веселее.

Мышка полёвка: Кто – кто в пенёчке-теремочке живёт?

Насекомые: это мы насекомые – жук-олень, жук-короед, муравей. А ты кто?

Мышка полёвка: Я мышка-полёвка. Совсем холодно на улице стало, снежок выпал. Пустите меня к себе в теремок пожить, зиму переждать. Зернышки, семена припасла я, и ягоды насушила. Я вас не стесню. Зимой я не сплю, теремок постерегу.

Насекомые: ну что ж, это дело пенёк сторожить, заходи, будем вместе жить.

Белка: Кто – кто в пенёчке-теремочке живёт?

Мышка: насекомые да я мышка-полёвка. А ты кто?

Белка: Я белочка. Зима холодная, да голодная пришла. Разрешите мне в своюкладовочку зайти, орешки забрать.

Мышка-полёвка: Заходи, забирай свои кедровые орешки, только мои зёрна не трогай.

(белочка имитирует, что забрала орешки и убегает)

Медведь: Кто – кто в пенёчке-теремочке живёт?

Мышка: Я мышка-полёвка и насекомые, но они уже спят, а я теремок стерегу. А ты кто такой?

Медведь: Я медведь. Разбудила меня вьюга снежная, размела сугроб моей берлоги, вот я без дома и остался. Пустите меня к себе перезимовать.

Мышка: Да куда же тебя пустить, пенёк - теремок маленький, ты же его раздавишь.

Медведь: не беспокойся мышка-полёвка, я под пеньком снег подрою, в земле углубление сделаю, веток натащу, да и до весны спать буду, вас тревожить не посмею.

Мышка: жалко мне тебя Медведюшка, заходи. Зима холодная, схоронись до весны.

Воспитатель: Стали они все вместе зимовать, да весны поджидать.

Воспитатель: Вот так пенёк-теремок. Приютил и сберёг от зимней стужи и насекомых, и животных на всю зиму! А какие ещё животные всю зиму спят, а какие по лесу рыщут?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Интегрированная деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях. В связи с введением новых образовательных стандартов у учёных и практических работников вновь появился интере...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Конспектмастер-класса с педагогами  на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»...

Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....

Коммуникативная деятельность как средство формирования экологической культуры у дошкольников.

Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. На сегодняшний день экология стала наукой, которая помогает людям выжить, создать окружающую среду пригодной для существования. Отношение...