«Лесные чудеса» (Игровая деятельность) Старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лапина Екатерина Григорьевна

Игровая деятельность "Лесные чудеса". Закрепление знаний о хвойных деревьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_chudesa.docx982.39 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №204 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

«Лесные чудеса»

(Игровая деятельность)

Старшая  группа

Лапина Екатерина Григорьевна

Попова Виктория Анатольевна

Цель: Обогащение знаний детей о хвойных растениях.

Задачи:

- создать условия для развития процессов мышления и активизации диалогической и монологической речи, толерантности, коммуникативных навыков, общения в микрогруппах, навыков безопасного поведения собственной жизни;

- побудить детей к обогащению знания о хвойных деревьях, их роли в жизни живых организмов;

- предоставить детям возможность для развития творческих способностей детей.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация презентации «Хвойные деревья»);

Словесные (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

Игровые (роль Буратино, дидактическая игра «От какой ветки детки»; дидактическая игра «Подбери слово»);

Практические (опыт – рассматривание шишек, семян сосны, ели; рисование картины опилками).

Педагогические технологии: гуманно-личностные (диалог,  работа с подгруппой детей, индивидуальная, релаксация (рисование картины опилками, ароматерапия с маслом сосны, массаж с шишками), поисково-исследовательские (вопросы, опыт – рассматривание шишек, семян), информационные (дидактическая игра «От какой ветки детки», дидактическая игра «Подбери слово», презентация «Хвойные деревья», игровые (роль Буратино, дидактическая игра «От какой ветки детки», дидактическая игра «Подбери слово».

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза «Станем мы деревьями», релаксация (рисование опилками, ароматерапия с маслом сосны, массаж с шишками), гимнастика для глаз (рассматривание через лупу), «Волшебные звуки природы» - шум леса

Оборудование: 2 доски магнитные, магниты,  деревянные предметы: ложка, чашка, детская мебель, карандаши, кисточки, рамка для картины, бумага, книга, стружки, опилки; шишки ели, сосны, кедра; корзинка, елки, клей, подносы, пеньки, бревно, карта, карточки со знаками «Правила поведения в лесу», картинки с елью, сосной, кедром, кружки разного цвета, стаканчик, влажные салфетки, емкость для мусора; лупы, тарелочки, зубочистки, формы для опилок по количеству детей.

 ТСО: интерактивная доска, ноутбук, колонки,   «Волшебные звуки природы» - шум леса, презентация «Хвойные деревья».

Дети под музыку входят в экологическую комнату.

Воспитатель: 1, 2, 3, 4,5,

    Мы решили погулять.

    На экскурсию пойдем

    И в лесу мы отдохнем.

    Наблюдать мы будем с вами

    Вы согласны в лес пойти,

    Посмотреть, узнать, потрогать,

    Изучить, зарисовать,

    Кое-что там отгадать?

Воспитатель: Я загадаю вам загадку,

    А вы скажите мне отгадку.

   Деревянный озорник

   Из сказки в нашу жизнь проник.

   Проказник, весельчак и плут.

   Скажите, как его зовут?

        (Буратино).

- Кто такой Буратино? Герой какой сказки? Откуда он в сказке появился? Из чего он сделан? А вам нравится Буратино?

- Мне он тоже нравится, поэтому я пригласила его к нам в гости.

Звучит музыка из фильма «Приключения Буратино», вбегает Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребятишки:

  Девчонки и мальчишки!

  Я к вам в гости шагал

  По полям, по лесам  - чуть не заблудился!

  Хорошо, что лесника повстречал.

  Он то мне тропиночку прямую к вам  и показал!

Воспитатель: Кто такой лесник, друзья?

Ребенок: Лесник – это защитник природы, сторож лесной.  Он охраняет лес от браконьеров, следит, чтобы не было пожара.

Воспитатель: Ходит по лесу лесник,

      К лесу очень он привык.

     Там ему совсем как дома,

     Все давным - давно знакомо!

Буратино: Ой, голова моя деревянная! Чуть не забыл! Лесник же для вас карту передал и в гости в лес свой приглашал!

Вот возьмите, посмотрите!

Воспитатель:  Ну-ка, давайте посмотрим  карту. (Открывает карту, на которой изображен лес с тропинками, места привалов, показывает ее детям).

Лес, тропинка, детвора,

три пенечка, два бревна.

Буратино: Ну, тогда скорее, братцы,

В дорогу будем собираться.

Воспитатель: Вы за мною все идите,

И с тропинки не сверните!

Звучит музыка. Дети идут по тропинке.

Буратино:  

  Здравствуй, лес, дремучий лес, 
         Полный сказок и чудес! 
         Все открой, не утаи: 
        Ты же видишь — мы свои!

                    (С. Погорельский.)

Воспитатель:  Для начала надо нам

Посмотреть по сторонам.

Чтобы лес оберегать

 Правила должны мы знать.

Буратино: (достает картинки из кармана)

Вот картинки у меня  - от лесника задания:

Что  здесь можно, что нельзя?

Воспитатель: Ребята, поможем Буратино разобрать карточки?  Поместите на доски карточки со знаками «Что в лесу можно делать, а что нельзя».

Дети помещают на магнитных досках карточки.

Воспитатель: А ещё наши дети сделали Книжки – малышки, в которых рассказали о правилах поведения в лесу. (Дети рассказывают по своим книжкам)

Воспитатель: Все запомнил, Буратино?

Буратино: Ветки не ломать, деревья не калечить; ни травинку, ни лист зря не рвать, огонь не разжигать, мусор не бросать, а с собой забирать.

А можно понаблюдать, поиграть, но главное – никого не пугать, и самим не разбегаться, чтобы не потеряться.

Воспитатель:  На поляну проходите,

На пенечках посидите.

Здесь мы сделаем привал.

Буратино: Кто пеньки разрисовал?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что  это за круги на пеньках?

- Правильно, эти круги называют кольцами, по ним определяют возраст дерева.

- Посчитайте, сколько лет росли эти деревья?

Дети считают круги на пеньках.

- Какое дерево старше? Какое младше? Как вы догадались?

Буратино: А что такое привал?

Воспитатель: Привал – это место где можно отдохнуть, полюбоваться природой, послушать звуки леса. Что мы с вами сейчас и сделаем. Располагайтесь на пеньках и бревнах.

Дети смотрят фильм про лес.

Воспитатель: Ребята, что интересного для себя из фильма вы узнали?

Как вы думаете: деревья живые или неживые?

Зачем человеку нужны деревья?

1 ребенок: Зимой и летом

                    Одним цветом.

2 ребенок: У елки есть иголки.

                   Они очень колкие.

3 ребенок: Есть иголки у сосны

                   И у кедра тоже.

4 ребенок: А одежда их друзья,

                   Называется – хвоя.

Воспитатель: О каких деревьях были загадки?

- Сосна, ель, кедр – это какие деревья? (Хвойные).

Воспитатель: Почему они так называются?

Воспитатель: Правильно. Их листья - иголочки и называются хвоёй, отсюда деревья - хвойные.

Буратино: У деревьев есть хвоинки – это их листочки.

Воспитатель: А ещё какие части у деревьев есть,  сейчас мы тебе покажем.

Динамическая пауза «Станем мы деревьями».

  Станем мы деревьями (шагают на месте)

  Сильными, большими.

  Ноги – это корни, (ноги на ширине плеч, руки на поясе)

  Их расставим шире,

  Чтоб держали дерево, (кулак на кулак)

  Падать не давали,

  Из глубин подземных (наклонились, ладони чашечкой)

  Воду доставали.

  Наше тело – прочный ствол, (разогнуться, ладонями по телу сверху вниз)

  Он чуть-чуть качается.

  И своей верхушкой (руки шалашиком)

  В небо упирается.

  Наши руки – ветви, (раскрыть ладони, развести пальцы)

  Крону образуют. (смыкают пальцы)

  Вместе им не страшно, (качают головой)

  Если ветры дуют. (качают руками над головой)

Воспитатель: Ну вот, отдохнули, идем дальше.

Дети под музыку идут по тропинке.

Воспитатель: Вот еще один привал.

Ребята, как называются плоды сосны, ели, кедра? (шишки).

В лес подальше мы зашли,

Поляну шишек мы нашли.

Скорее шишки поднимите

Их друг другу покажите,

К своему дереву подойдите.

Игра «От какой ветки детки».

Дети  собирают сосновые и еловые шишки и подходят к своему дереву.

Ребенок: «По округе славится

      Зеленая красавица:

      Сарафан как колокол

      По земле да волоком

      Шапочка с опушечкой,

      С острою макушечкой.» (Ель)

Ребенок: Это дерево не елка,

 Хоть есть шишки и иголки.

 Как колонна каждый ствол,

Сверху крона – как шатер. (Сосна)

Буратино: (Показывает кедровую шишку). А я нашел вот такую шишку, она с какого дерева?

Ребенок: Великан в тайге растет
              Белкам- птичкам корм дает
              На подарки всегда щедр
              Дерево зовут-то........? (Кедр).F:\открытое 03.15\DSC01009.JPG

Дидактическая игра «Подбери слово».

Воспитатель:

- У сосны шишки - … (сосновые).

- У ели - …. (еловые).

- У кедра шишки - … (кедровые).

- Для чего шишки нужны?

 Массаж с  шишками (с музыкальным сопровождением) 

- Зачем деревьям нужны семена?

- Как деревья размножаются?

- Кто переносит семена? (Ветер, птицы, животные, люди).

- Какие условия нужны, чтобы семя проросло?

Рассматривание шишек и семян через лупу.

- А вы хотите взять шишки к себе в группу? Тогда сложите их в корзинку и пойдем дальше.

Дети кладут шишки в корзинку. Звучит музыка, дети идут дальше по тропинке.

Воспитатель: Наше путешествие по лесу продолжается,

Мы к сторожке лесника приближаемся.

Буратино: А где же сам лесник?

Воспитатель: Лесник владения обходит,

Порядок всюду он наводит.

Мы немного в сторожке отдохнем

И дальше пойдем.

Дети рассматривают выставку предметов из дерева.

- Посмотрите, сколько предметов в сторожке! Из чего они изготовлены? Показать детям опилки:

- Как получаются опилки? F:\открытое 03.15\DSC01042.JPG

- Интересно здесь, ребята?

- А как нам отблагодарить лесника, за то,

Что мы с помощью карты попали сюда?  

Мы по лесу ходили и деревья изучили.

Чтобы знания свои леснику показать

Предлагаю вам нарисовать

На картине хвойный лес.

Буратино: Вот картина, она пуста,

Чем можно заполнить ее, друзья?

Воспитатель: Чтобы нам определиться,

Надо всем вам разделиться

Кто ствол, кто крону будет рисовать.

Я прошу вас предлагать.

Буратино: Как можно разделиться?

Дети предлагают способ распределения.

Воспитатель: А я предлагаю такой способ.

Вы ребята подойдите

И кружочки разберите.

Дети берут  по одному цветному кружку, воспитатель поясняет их обозначение.

Воспитатель: 1, 2, 3, 4, 5,

Начинаем рисовать.

Включается аромалампа с маслом сосны. Дети под музыку рисуют картину и  закрепляют, что изображение природы на картине называется пейзаж.

Буратино: Вашу картину я леснику подарюH:\ФОТО\DSCF7441.JPG

И о нашем путешествии я ему все расскажу.

Воспитатель: Ребята, мы старались с вами дружно,

Возвращаться домой нужно.

Но путешествия еще мы будем продолжать –

В следующий раз другие деревья будем наблюдать. 

Буратино: До свиданья, детвора,

           В группу вам идти пора.

Дети прощаются с Буратино и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в образовательной области "Познание". Тема: "Лесные чудеса"

Методическая разработка используется во второй младшей группе для закрепления знаний о жизни животных зимой, закрепление знаний основных цветов, ведение эксперементальной деятельности с водой....

Непосредственно образовательная деятельность "ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА" в первой младшей группе по образовательной области "Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

Непосредственно образовательная деятельность разработана для детей первой младшей группы по основной общеобразовательной программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы по образовательной ...

"Лесные чудеса" Познавательно - игровая деятельность с детьми первой младшей группы.

Знакомство с дикими животными.  ( заяц, белка, медведь) Развитие речи и движений, формирование сенсорных эталоновПроведение простейших наблюдений и опытов....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей раннего возраста «Лесные чудеса»

формирование у детей раннего возраста представления о диких животных: их внешнем виде, особенностях их образа жизни....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей II младшей группы «Лесные чудеса»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей II младшей группы «...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе "Лесные чудеса"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе "Лесные чудеса".Программные задачи:·         Формировать у детей...