ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЧУДЕСА ПРИРОДЫ».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Горбунова Наталья Сергеевна

Занятие формирует  у детей знания о конкретных представлениях  свойств воды: у воды нет собственной формы, она прозрачная, вода растворитель; что вода иногда нуждается в очистке; занятие воспитывает бережное отношение к воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesa_prirody.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №35 «РОДНИЧОК»

Г.ГУБКИН

ПЛАН – КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ЧУДЕСА ПРИРОДЫ».

ПОДГОТОВИЛА:

Воспитатель

МАДОУ «ЦРР – детский сад №35

«Родничок»

Горбунова Наталья Сергеевна

Тема: «Чудеса природы».

Программное содержание: формировать у детей знания о конкретных представлениях  свойств воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода растворитель; объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать у детей фонематический слух, т.е. умение слышать звук в слове, определять место звука в слове; воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: пластмассовые стаканчики, ложечки, пипетки,  фильтровальная бумага, вещества (мука, сахар, соль, растительное масло, раствор марганцовки), картинки на тему «Вода», кроссворд, глобус.

Предварительная работа: «Беседа о воде» - где в природе есть вода, кому она нужна, как человек использует воду, рассматривание иллюстраций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята наше занятие сегодня непростое и начнем мы его с разгадывания кроссворда. Посмотрите внимательно на доску. (Воспитатель предлагает детям отгадать по буквам ключевое слово занятия.)

1                                2                                 3                             4

  1. В первой клеточке живет буква, которая спрятана в слове «водопад» и стоит на первом месте.
  2. Во второй клеточке нужно вставить букву, которая спряталась в слове «море» и стоит в нем  на втором месте.
  3. В третьей клеточке живет буква, спряталась на третьем месте в слове «родник».
  4. И в четвертой клеточке поставим букву, которая стоит на шестом месте в слове «радуга». (Дети находят буквы и ставят их в клеточки)

Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (Вода) И так, тема нашего сегодня занятия – «Вода».

- Мы привыкли называть себя землянами, Потому что наша планета называется Землей и сам человек живет на твердой земной поверхности. (Показываю глобус). Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз. Кто знает, как называется эта модель?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на глобус и скажите какого цвета на нем больше всего?

Дети: Голубого.

Воспитатель: Правильно, голубого. Так что недаром нашу планету называют голубой.  То, что обозначено голубым цветом, - это моря и океаны. Вода все время перетекает из морей в океаны, из океанов – в моря. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием – Мировой океан.

- Сейчас внимательно рассмотрите рисунки и вспомните, какой бывает вода на нашей планете. (Дети по очереди  называют, где и какая бывает вода)

Дети: Бывает вода в реке, озерах, родниках, болотах. Какая это вода? (в отличие от соленой морской: речная - пресная, проточная; озерная – пресная, стоячая; родниковая – пресная, чистая, проточная; болотная – пресная, тухлая, стоячая; в луже – пресная, грязная).

- Бывает вода питьевая. Вода для питья обязательно должна быть чистой.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с ее свойствами. Проходите на свои места (Дети проходят за свои рабочие места.)

  1. Вода прозрачная и не имеет формы.

Воспитатель: Посмотрите, в эту колбочку я налила обычную питьевую воду из – под крана. Я это сделала для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды. А теперь сквозь воду в колбе я посмотрю на наши игрушки, на ваши лица. А теперь посмотрите вы  сами. Что вы видите?  (Подношу к детям, они по очереди смотрят через колбу.) Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите? (Дети высказывают свое мнение.) Делаем вывод: чистая вода прозрачна.

Воспитатель: На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по – другому. Посмотрите на вот эти две колбы и скажите, какую форму они имеют?

Дети: Одна конусовидная, другая – шарообразная.

Воспитатель: Теперь я перелью воду из конусообразной колбы в шарообразную. Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой. Делаем вывод: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

  1. Вода – растворитель. Очищение воды с помощью фильтров

Воспитатель: Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У вас на столах в тарелочках находятся разные вещества. Это сахар, соль, мука, раствор марганцовки, растительное масло.

Воспитатель: А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. (Дети по очереди растворяют свои вещества и делают выводы.)

Растворяя вещества, дети приходят к выводам:

-  сахар и соль быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной;

- мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной, мука оседает на дно;

- раствор марганцовки растворяется в воде быстро, вода изменяет цвет;

- масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек. (При работе дети пользуются ложечками, салфетками)

Воспитатель: Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Море волнуется».

Воспитатель: Теперь снова продолжим выявлять свойства воды. Ребята, так в морях вода соленая она не пригодна для питья и приготовления пищи, поэтому воду берут в реках, озерах, прудах,  потому что она пресная и у них нет такого количества соли, как в морской.  Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую отфильтрованную, очищенную от грязи воду, нельзя пить прямо из – под крана. В ней еще могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого ее можно пить.

- А теперь попробуем очистить воду, в которой мы растворяли вещества. У вас на столах лежат воронки, сделанные из фильтровальной бумаги. Поставьте воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая каждый раствор в воронку с фильтром, дети фильтруют воду.

По окончании процесса фильтрования делаются выводы:

- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде; на фильтре хорошо видны следы масла;

- хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль;

- после фильтрования муки в фильтровальном растворе остались мелкие частички муки, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на самом фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.

Игра «Разрезные картинки». У вас на столах лежат разрезные картинки. Сейчас каждый из вас должен будет собрать свою картинку, внимательно ее рассмотреть  и  назвать источники воды.

Воспитатель: Молодцы! На этом наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами узнали, что вода прозрачная, не имеет собственной формы, вода – растворитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по экологии в старшей группе "Чудеса в лесу"

Цель: уточнить представления детей о первых признаках зимы и типичном состоянии природы зимой; уточнить знания о жизни зверей и птиц зимой; о правилах поведения в лесу; обогащать словарный запас дет...

Творческая гостиная с родителями и детьми старшей группы "Чудеса времен года - зимние сказки"

Творческая встреча, в ходе которой происходит сближение детей и родителей, благодаря общению и сотрудничеству. Дети и взрослые попадают в музыкальную зимнюю сказку, совместно выполняют творческие зада...

"развлечение по экспериментированию на свежем воздухе в старшей группе" "Чудеса воздуха и воды"

краткая презентация о развлечении на улице в старшей группе "Чудеса воздуха и воды"...

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Чудеса на кухне»

Программное содержание: учить детей через экспериментирование открывать свойства продуктов питания; формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов; ...

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Чудеса на кухне»

Встреча со сказочным героем общение с ними, оказание помощи побуждают детей к активному познанию окружающей жизни, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики и мышления....

план работы кружка в старшей группе "Чудеса в решете"

применения разнообразных художественных техники материалов для развития образной выразительности в детскомтворчестве...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Чудеса природы»

Задачи: Учить правильно согласовывать числительные с прилагательным и существительным. Активизировать в речи существительные, прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слов...