Конспект по ОО «Познавательное развитие» (Экология) в подготовительной группе по теме: «Путешествие во времени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Муфтиева Елена Фанисовна

Закрепить представления об изменениях продолжительности дня и ночи в течении осенне-зимнего периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_vo_vremeni.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

по ОО «Познавательное развитие» (Экология)

в подготовительной группе по теме: «Путешествие во времени»

Муфтиева Е.Ф. МАДОУ «Детский сад № 398» Советского района г.Казань

Программное содержание: вызвать интерес к понятию «время», дать знания о том, как раньше определяли «время». Закрепить представления об изменениях продолжительности дня и ночи в течении осенне-зимнего периода. Развивать умение рассуждать, логически мыслить. Воспитывать чувство дружбы и взаимоуважения.

Методические приемы: игровой, показ, пояснение, беседа по вопросам, рассматривание схем, художественное слово, психологическая разгрузка, развивающие игры, поощрение, опыт.

Развивающая среда: две корзины, «следы», осенние листья, схемы «Круглый год», «Дерево суток». Для опыта: свеча, колокольчик. Иллюстрации часов.

В: Ребята приглашаю вас отправиться со мной в увлекательное путешествие. Согласны?

Д: Да!

В: Ой, кто-то здесь наследил? Ведь мы еще сюда не заходили? Давайте отправимся по этим следам и посмотрим, куда они нас приведут.

(идут по следу, подходят к 2-м корзинам).

В: Посмотрите, следов больше нет, а это что?

Д: Листочки.

В: Интересно, кто бы их мог здесь оставить?

Д: Наверно осень их здесь оставила.

В: Давайте соберем их и сложим в эти корзинки. Вот эта корзинка для девочек, а эта для мальчиков. Но прежде, чем положить в корзинку листочек, вы должны назвать какой это листочек, с какого дерева.

Д/игра «Собери листочки»

В: Посмотрите, а здесь еще что-то есть. Да это схема «Круглый год». А какое сейчас время года? д: Поздняя осень!

В: Правильно, и мы с вами отправимся в путешествие длиной в целый год - зиму, весну, лето, осень. На столах для вас задание, необходимо сложить круглый год. Каждый стол отвечает и делает свое время года.

Д/ игра «Круглый год»

В: Ребята, а сколько всего времен года?

Д: Четыре!

В: назовите их.

Д: Зима, весна, лето, осень.

В: Правильно, а сколько месяцев в одном времени года.

Д: Три!

В: Молодцы, а кто мне назовет осенние месяцы.

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь!

В: А сколько месяцев всего в году!

Д: 12

В: Правильно, давайте все вместе их назовем.

Д: Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

В: Правильно, помните мы с вами говорили о том, что 21 сентября - это важный осенний день. Что происходит в этот день?

Д: День равен ночи.

В. Правильно, а теперь посмотрите на наше «Дерево Суток». Скажите, а что такое сутки.

Д: Сутки - это утро, день, вечер, ночь.

В: Правильно, а сколько часов в сутках?

Д: 24.

Д/ игра «Дерево суток»

В: Давайте вспомним, сколько яблочек было на темной и светлой стороне дерева.

21 сентября на темной и светлой стороне дерева было по 12 яблочек, начиная с этого дня, темное время с каждым днем увеличивается, тьма наступает на свет.

Сколько яблочек осталось на темной стороне дерева.

Д: На темной стороне яблочек больше.

В: Правильно. И скоро наступит 22 декабря - самый короткий день в году, и на светлой стороне останется всего 7 яблочек. Но, как в сказке, добро всегда побеждает зло, так и в природе. Тьма никогда не сможет победить свет. И с 25 декабря светлой время суток начинает увеличиваться. Сначала на «воробьиный скок» - на 2 минутки, а затем все больше и больше.

А сейчас давайте немного разомнемся.

Физминутка

За секундою минутка

Пробежали быстро сутки

Чтоб с природой в мире жить,

Надо с временем дружить Ну, а время - как река,

Проплывает сквозь века

А хотите отправиться в путешествие в прошлое. Машину времени еще не придумали, и мы перенесемся с помощью нашего воображения (усаживаются на ковер).


Психогимнастика

Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат опавших листьев, восхищаемся красотой осеннего леса. Поднимаемся вверх по пушистым облакам. Облака пушистые как вата. Дует легкий ветерок, мы поднимаемся все выше и выше и переносимся в прошлое -

(садится на стульчики!)

В: Ребята, а как мы с вами определяем время?

Д? По часам.

В: А скажите, часы были всегда или было время, когда не было часов?

Д: Было время часов.

В: Если было время, когда часов не было, то как же люди определяли, когда надо вставать, когда надо ложиться?

Д: По солнцу.

В: Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, люди просыпались. Солнышко закатывалось, люди спали. А знаете ли вы, что по солнцу можно точно определять время. Когда солнце светит от деревьев отходит тень. Тень от солнца длиннее утром и вечером, а днем - короче. Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал вот такие часы (показ рисунка солнечных часов). Эти часы называются солнечными. Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами.

- Неудобно, работают только при солнце.

С тех прошло немало лет

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

Человек изобрел часы песочные (показ песочных часов). Что в них хорошо, а что плохого.

Д: Эти часы нужно все время переворачивать.

В: Конечно, часы, которые я вам показала, рассчитаны всего га 3 минуты. Нужно каждые 3 минуты их переворачивать. Люди стали вместо песка в часы наливать масло, но и такие часы показывали неточное время. Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления.

Свечка сгорала, уменьшалась, и по делениям можно определить, сколько сейчас времени. Как вы думаете, что плохого в таких часах.

Д: Все они неудобные, неточные.

В: Правильно. Все часы - солнечные, песочные и масляные - были не очень удобными. И человек придумал простой механизм - механические часы. А сейчас мы с вами проведем опыт. К свече я привяжу ниточку с колокольчиком, когда огонь дойдет до ниточки, сожжет ее, колокольчик упадет.

Опыт «Колокольчик»

В. Пока горит свеча, и есть время давайте нарисуем с вами часы будущего. Как колокольчик упадет, занятие наше закончится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное НОД по познавательному и речевому развитию (ознакомлению с окружающим, природой, развитием речи и ФЭМП) в подготовительной группе по теме: «Путешествие во времени»

В интегрированном НОД по познавательному   и речевому развитию уточняются и закрепляются имеющиеся у детей представления о времени и часах, истории их изобретения, их видах, назначении, обла...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Путешествие по островам Математики»

ЦЕЛЬ: ППродолжать формировать у детей интерес к познавательному развитию через формирование элементарных математических представлений....

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «Путешествие с Буратиной в математику»

Цель: Формирование элементарных математических представлений.ЗадачиОбучающие:Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном   порядке, умение называть число предыдущее и...

Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) в подготовительной группе на тему " Путешествие в Страну Математики"

Занятие направлено на  закрепление и обобщение знаний детей о часах и времени,а также систематизация и закрепление математических представлений детей подготовительной группы посредством игры-путе...