Главные вкладки

    Конспект НОД по речевому развити. в подготовительной группе на тему: « Путешествие по временам года»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Бекшаева Надежда Николаевна

    Данный конспект НОД закрепляет знания детей о временах года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_po_vremenam_goda.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

                         МДОУ « Детский сад № 65- комбинированного вида»

                 Конспект НОД по речевому развитию

                                в подготовительной группе

                 

                 на тему: « Путешествие по временам года»

                                                                  Выполнила: воспитатель Бекшаева Н. Н.

                                                             

                                                                       Саранск  2014

    Цель занятия. Закрепить знания детей о временах года.

    Задачи.

    Обучающие.  Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме: «Времена года»; закрепить признаки всех времен года; учить  различать перелетных и зимующих птиц, употреблять в речи обобщающие слова. 

     Развивающие. Развивать связную устную речь, грамматическую сторону речи, мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности. Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитательные. Воспитывать  инициативность ,усидчивость,  бережное отношение к природе.

    Методические приёмы: беседа, игра-путешествие, дидактические игры, загадки,  музыка, игра на развитие речевого дыхания, игры с правилами.

    Материалы и оборудование. 4 картинки с изображением дворцов, король – кукла, 4 дочери короля: Зима, Весна, Лето, Осень (рисунки), картинки с изображением птиц, цветов, насекомых, овощей, фруктов, сада, огорода, дерева, картина «Лето», разноцветные листья из бумаги, мяч, письмо с незаконченными предложениями, рисунок зимы (путаница), счетные палочки.

      Предварительная работа. Отгадывание загадок, дидактические игры: «Собери букет»,«Лови мяч»,«Закончи предложение»,«Летает, а не птица»,«Бывает - не бывает» ,лото «Овощи и фрукты»,«Вот какое лето»,«Собери кораблик». Составление описательного рассказа по картинам «Времена года».

    Ход НОД:

    Воспитатель. Сегодня у нас занятие по развитию речи. (дети стоят полукругом). Ребята вы любите сказки?  Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по сказке. Готовы?

    Дети. Да.

    Воспитатель. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, и было у него 4 дочери: Зима, Весна, Лето, Осень. Очень любил король своих дочерей, хотя и разные ни все были. У каждой дочери был свой дворец.

     Вопрос. Как вы думаете, какого цвета дворец у Зимы?

    Ответ. Дворец у Зимы белого цвета.

    Вопрос. Какого цвета дворец у Весны?

    Ответ. Дворец у весны зеленого цвета.

    Вопрос Какого цвета дворец у Лета?

    Ответ. Дворец у лета разноцветный.

     Вопрос. Какого цвета дворец у Осени?

    Ответ. Дворец у Осени желтого цвета.

    Воспитатель: Я предлагаю вам вместе с королем отправится в гости к её дочерям. (Дети идут змейкой под музыку). Вот мы и пришли к первой, самой старшей дочери короля. Посмотрите, какой красивый, белоснежный, ледяной  неё дворец!

     Вопрос. Как её зовут?

    Ответ. Её зовут Зима.

    Воспитатель: Это очень строгая старшая сестрица. Она любит порядок. Если на что рассердиться – холодом дыхнет. Многие звери и птицы её побаиваются: кто в теплые края улетает, кто на всю зиму спать укладывается, чтобы ей на глаза не попадаться.

    Детям предлагается рассмотреть рисунок Зимы.

    Посмотрите, во что она одета?

     Ответы детей .

     Вопрос. Скажите, какая бывает зима?

    Дети: Холодная, морозная, ледяная, студеная, красивая, снежная, белая.

    Воспитатель: Зима приготовила нам свои загадки. Давайте попробуем их отгадать.

    Игра «Четвертый лишний». Найдите лишнюю птицу (дятел, кукушка, снегирь, синица;  ласточка, скворец, грач, сова; ворона, сорока, воробей, ласточка)

     Воспитатель.Очень любит Зима чистоту и порядок. Всё вокруг покрасила белой краской, поля покрыла белым одеялом.

     Вопрос.Что это было за одеяло?

     Ответ. Снег.

     Воспитатель  Оглядывалась Зима вокруг и радовалась, как хорошо уборку сделала. Улыбалась Зима, и выглядывало солнышко, начинал сверкать снег. Она даже попросила художника нарисовать для нее картину – ее портрет, но художник что-то перепутал, а что никак не может понять. Помогите ему, посмотрите внимательно, и скажите, что здесь не так.

    Игра « Картина-путаница».

     Игра «Лови мяч». Будьте внимательны, ловите мяч только тогда, когда услышите названия зимних месяцев.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Разгадали все загадки. Нам нужно идти дальше, нас ждет в гости другая дочь короля. Давайте скажем Зиме: «До свиданье!»

    Дети идут под музыку змейкой.

    Воспитатель: Вот ещё один дворец, посмотрите, какой красивый. Как вы думаете, кто из сестер здесь живет?

    Ответ.  Здесь живёт Весна.

     Воспитатель. Как вы догадались? Какой порядок она наводит в природе? Давайте послушаем.

     Ответы детей. Побежали ручьи, зазвенела капель! Украшает она землю цветами, первой нежной травкой. Прилетели первые весенние птички: грачи, ласточки, соловьи. Всё вокруг просыпается, сверкает, зеленеет, оживает.

     Дети рассматривают рисунок дочери короля – Весны, её одежду.

    Воспитатель: Во дворце у Весны тоже много интересного, давайте посмотрим. Ребята, Весна написала нам письмо. Но некоторые слова в нем зашифрованы, вместо них рисунки. Давайте попробуем расшифровать его.

     Игра « Закончи предложение».

    На улице греет весеннее солнышко. Тает снег. Возвращаются из теплых стран перелетные птицы. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики. (Вместо подчеркнутых слов – рисунки).

     Воспитатель .Весной дети пускают кораблики, а давайте мы с вами тоже построим кораблик из палочек.

     Игра «Собери кораблик» (по образцу).

    Посмотрите, ребята, что-то ещё нам Весна приготовила.

     Игра «Собери букет» из первых весенних цветов. (тюльпаны, подснежники, ландыши, одуванчики, розы, ромашки, колокольчики).

    Дети прощаются с красавицей Весной и идут  дальше под музыку.

    Воспитатель: А вот и дворец средней сестрицы. Дети  рассматривают дворец. Эта сестрица всегда за Весною к нам в гости идет, с собой приносит немало забот. Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски. Кто это?

    Дети: Это Лето.

    Воспитатель: Правильно. Дети рассматривают одежду Лета.

    Воспитатель: Сестрица Лето – очень веселая и любит играть. Она и вам предлагает поиграть с ней. Хотите?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Игра называется «Летает, а не птица» Ребята, кто ещё может летать, кроме птиц?

    Дети: Насекомые.

    Воспитатель: Сестрица Лето загадает вам загадки, а отгадки вы разместите на траву или на дерево. Слушайте внимательно.

    • Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (воробей).
    • Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и летел. (бабочка).
    • Верещунья белобока, а зовут её….. (сорока).
    • На луг живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик).

    А теперь давайте рассмотрим картину, которую нарисовал художник. Дети составляют краткий описательный рассказ о Лете.

    Игра «Вот какое лето» (с мячом)

    • Если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная)
    • Ели ветер (ветреная).
    • Ели дождь (дождливая)
    • Если пасмурно (пасмурная)
    • Если ясно (ясная)
    • Если туман (туманная)
    • Если тепло (теплая)
    • Если жарко (жаркая)
    • Если сыро (сырая).

    Воспитатель: Молодцы, ребята, нам пора прощаться с Летом и идти дальше.

    Воспитатель: Эта сестрица всегда после лета приходит. Многие жалеют, что лето кончилось, а ей это обидно, вот она и плачет часто и подолгу.

    Вопрос. Как её зовут? 

     Ответ. Её зовут Осень.

    Дети рассматривают рисунок дочери короля и её дворец, называют признаки осени.

    Воспитатель: Ну, а теперь пришла пора с осенью поиграть.

    Игра на развитие речевого дыхания «Сильный и слабый ветерок». А теперь ветерок подхватил лоточки и закружил в воздухе. (дети кружатся под музыку, затем садятся на стульчики).

    Воспитатель: Игра «Бывает - не бывает». Если то, о чем я буду говорить, бывает осенью – вы будете хлопать в ладоши, если не бывает – топать ногами.

    • Осенью все перелетные птицы улетают в теплые края.
    • Осенью дети катаются на санках.
    • Осенью на деревьях все листья зеленого цвета.
    • Осенью бывают хмурые и пасмурные дни.

    Молодцы, ребята!

    Воспитатель:  Осень дарит нам овощи и фрукты. Где растут овощи?  

    Ответ.  Овощи растут в огороде на грядке.

    Воспитатель: Овощи нам нужно поместить в огород. А где растут фрукты?

    Ответ.  Фрукты растут в саду на деревьях.

    Воспитатель: Фрукты нужно поместить в сад.

    Каждый ребенок берет по муляжу и размещает в сад или в огород.

    Молодцы ребята, порадовали Осень.

    Дети получают подарки от времен года.

    Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад, а король останется со своими дочерями. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза. (звучит музыка) Мы снова в детском саду.

    Анализ НОД.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Акимова Ю.А.., Белова И.К., Вахрушев А.А. «Здравствуй мир», М. 2003 г.
    2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. «Звуки на все руки 50 логопедических игр». Санкт-Петербург, 1997 г.
    3. Козырева Л.М. «Развитие речи. Дети 5-7 лет» Ярославль. Академия развития 2002 г.
    4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи» Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» для детей с ОНР. М., 2004 г.
    5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи» Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Осень» для детей с ОНР. М., 2003 г.
    6. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать! Обучению дошкольников чтению. Программа-конспект». Санкт-Петербург, 1997 г.

         7.   Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи          

              и  ознакомление с окружающим миром в ДОУ»  

              Творческий цент «Сфера», 2005 г.

       8.   Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного  

        произношения» М., Просвещение 1981 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Путешествие в волшебный лес»

    Данное занятие позволяет получить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека, животных, растений....

    Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему "Путешествие в страну Смешариков"

    В конспекте занятия показана работа над формированием умения составлять связные описательные рассказы по схемам....

    Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме "Путешествие в страну знаний"

    В данном конспекте представлены цели и задачи НОД по позновательному развитию детей....

    Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Путешествие на пасеку".

    На данном занятии воспитатель знакомит детей с профессиональной деятельностью пасечника, с инструментами, которыми он исползует для работы   и с продуктами, которые он получает в результате ...

    Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в сказку».

    Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в сказку»....