Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в сказку»( с элементами ТРИЗ).
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Клюкина Галина Юрьевна

Занятие для детей подготовительной группы проводилось в конце учебного года для учителей начальных классов. Многие дети уже знали буквы и умели читать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект открытого занятия50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Сортавальского муниципального района Республики Карелия  Детский сад №23 «Ладушки», корпус №1

Конспект занятия по речевому развитию  в подготовительной группе

на тему: «Путешествие в сказку» ( с элементами ТРИЗ).

Разработала: Клюкина Г.Ю.        Воспитатель

Задачи:

Образовательные:

- способствовать формированию у детей умение составлять творческую сказку;

- содействовать формированию умения давать сравнительную характеристику образа

- упражнять в употреблении прилагательных к существительным, антонимов, синонимов;

-совершенствовать умение образовывать однокоренные слова (зола – Золушка);

- закреплять умение детей делить 2-х и 3-х сложные слова на слоги;

- закреплять умение составлять предложения.

Развивающие:

- развивать у детей связную речь и творческое воображение

- развивать логическое мышление, сообразительность, мелкую моторику рук, уверенность в своих силах.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в команде;

- воспитывать доброжелательность, умение помогать;

- воспитывать коммуникативные умения и навыки, доброту, заботливость, любовь, ласку к окружающим.

Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Золушка», беседа по содержанию сказки, беседы по вопросам нравственного воспитания, знакомство с золой (познавательно-исследовательская деятельность)

Словарная работа: раскрыть понятие «зола»

Ход занятия:

В. (в центре группы, на ковре, воспитатель нечаянно рассыпает буквы, просит детей помочь их собрать) – А что у меня рассыпалось? (буквы) Для чего нужны буквы? Помогите составить слово . (Дети составляют слово, вос-ль помогает) - Какое слово получилось? З О Л У Ш К А

- А что напоминает слово «Золушка»?  (Это сказка) (показ книги)

- А почему бедную девочку прозвали Золушкой?

Ответы детей:  (много трудилась, испачкалась золой) (показ золы) Золушка, окончив работу, сидела возле камина на ящике с золой, поэтому сестры прозвали ее Золушкой

В. - Можем ли мы попасть в сказку? (Ответы детей)

- У меня есть волшебная палочка. Можно я буду Феей? Вы разрешаете?

Игра «Ты  мне – я тебе»

- Назовите героев этой сказки (передаю палочку ребенку, он отвечает и отдает обратно). Много разных слов вы сказали. Сколько слогов в слове «сказка», мачеха (прохлопать с проговариванием) бал, карета «Золушка»

В. - Какая была Золушка? (добрая, трудолюбивая…)

Поиграем в игру и узнаем, какими были мачеха и сестры

ТРИЗ - Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: Золушка - Добрая, а  Мачеха -  злая

                         Золушка -  щедрая, а Мачеха - жадная

                        Золушка – Вежливая, а  Мачеха -  грубая

                       Золушка - ласковая, а Мачеха - строгая

Золушка – аккуратная, а Сестры - неряшливые,

Золушка – Трудолюбивая, а Сёстры ленивые

Золушка – Внимательная, а Мачеха рассеянная

(Составление словесного портрета Золушки и Мачехи)

- Какое было заветное желание у Золушки? (попасть на бал)

А у Золушки заботы,

Много ждёт её работы.

Все вместе поскорей,

Мы поможем дружно ей.

(подходим  к столам,  на них емкости для круп и по 2 прозрачных стакана, мешочек с крупой приносит воспитатель)

- Мачеха велела ей отделить крупу.

- Чтобы ей помочь, надо разделиться на 2 команды. Как? (построиться парами, рассчитаться на 1-ый, 2-ой) Выбрать капитана.

- Молодцы, вы помогли справиться Золушке с заданием. Идем заниматься уборкой.

(возвращаемся на ковер и выполняем движения по тексту)

ФИЗМИНУТКА

Возьмем веники мы дружно (метем)
Золушке помочь нам нужно.
Подметем и тут и там

Не забудем про чулан. (метем справа, слева)
Мы подтянемся немножко,
(потянулись)
Вытрем пыль всю у окошка, (руками вытираем справа и слева)
Птиц накормим мы с ладошки (на правой ладошке крошим)
И дадим им хлебной крошки, (на левой ладошке крошим)
Поможем мы в беде всегда,
Друзей не бросим никогда. (рука руку жмет)

-Золушка трудилась и всегда напевала во время работы. Что можно петь? (звуки,  какие  – гласные)  ААААА, ИИИИ, ОООО.

- ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! А что я пропела? (Слоги)  ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ, ЛО-ЛО-ЛО. С песенкой и дела лучше спорятся!

- Мачеха велела Золушке испечь пироги.

(Сели на ковер)

ТРИЗ-игра «Помоги Золушке»

- Золушка замесила тесто. Но, когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. Чем же Золушке раскатать тесто?

Ответы: Надо пойти к соседям, попросить у них…

               Сходить в магазин, купить новую…

               Можно раскатать тесто пустой бутылкой…

               Найти круглое полено, помыть его и раскатать им тесто…

               Можно разрезать тесто на маленькие кусочки, а потом их чем-нибудь тяжёлым прижимать…

- Что еще необходимо Золушке, чтобы отправиться  на бал? (платье и карету)

- Пойдемте к столам, узнаем, чем мы сможем помочь Золушке. Девочки будут шить платье, а мальчики отремонтируют карету. Кто выполнит задание поднимет руки.(инструкция)

Игра  «Собери картинку»

- Какое стало платье у Золушки? (ответы девочек)

-  Какая карета получилась? (ответы мальчиков) А на чем еще можно поехать на бал? (Возвращаемся на ковер)

- Мы отправляемся во дворец с Золушкой на бал. Для этого надо найти себе пару.

ТРИЗ-игра «Найди пару» (работа в парах)

- В корзине лежат карточки с картинками, возьмите каждый по одной. А теперь вам надо будет найти пару к этой картинке и объяснить, почему вы так встали?  (Дети выполняют задание, пары могут быть следующие: тыква – карета, лошади – мыши, нарядное платье – грязное платье, туфелька – лестница, часы – ночь и т.п.

Ворота во дворец закрыты, а ключ к ним – слова. Найдите среди похожих по звучанию слов те, которые имеют отношение к нашей сказке. Слушайте внимательно!

БАЛ   ВАЛ   МАЛ  ШКВАЛ

МОЗАИКА   МИРИЛКА   МУЗЫКА   МАЗИЛКА

ПАРОЛЬ   ТРОЛЬ   КОРОЛЬ  

ПРИНЦ   ШПРИЦ   ФРАНЦ

ЧУДЕСНИЦА   ЛЕСТНИЦА  ЛАПОТНИЦА

КУКОЛКА   ВАФЕЛЬКА   ТУФЕЛЬКА

(Назвать слова и объяснить)

- Закрывайте свои глаза, волшебная палочка перенесет нас на бал.

Все слова перепутались. Составив предложения правильно, мы попадем на бал.

ТРИЗ-игра «Собери предложение»

 (несколько раз прочитать слова)

ЗОЛУШКА,  КРАСИВОЕ,  ПЛАТЬЕ,  ТАНЦЕВАТЬ,  В

ЧАСЫ,  БИТЬ, ПОЛНОЧЬ

ЗОЛУШКА,  ЛЕСТНИЦА,  НА,  ТУФЕЛЬКА,  ПОТЕРЯТЬ

ПРИНЦ,  В , ВЛЮБИТЬСЯ, ЗОЛУШКА

Рефлексия: Вам понравилось наше занятие? Какое желание было у Золушки? (попасть на бал), мы помогли ей?  А в какие игры мы с вами играли? Вы ребята, были большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по театральной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в сказку».

Конспект по театральной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в сказку»....

Интегрированное занятие по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие по сказке Гуси-Лебеди"

Интегрированное занятие по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие по сказке Гуси-Лебеди" конспект...

Конспект по театральной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в сказку». Воспитатель: Гальянова Т.Ю.

Конспект по театральной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в сказку».Воспитатель: Гальянова Т.Ю....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Путешествие в сказку»

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закреплять знания детей о русских народных сказках.Задачи: закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначени...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие в сказку. Как щенок узнал ,кто всех важнее»

Конспект.  Коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе .Тема: "Путешествие в сказку. Как щенок узнал, кто всех важнее"Цель. Актуализация словаря п...