"От колоска до булочки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тарасова Светлана Станиславовна
Задачи:
Обучающие:  уточнить представление детей о главных злаковых культурах (рожь, пшеница), из которых выпекают хлеб; активизировать и расширить словарный запас по теме;
Развивающие: развивать аналитическое мышление, память, внимание, творческое воображение;
Воспитательные:  воспитывать у детей уважение к людям труда – хлеборобам, бережное отношение к хлебу; позитивное отношение к своей работе; желание принимать участие в коллективной деятельности.
Оборудование: колоски пшеницы, овса; зёрна пшеницы, овса, ржи; камни для перетирания зёрен; кофемолка ручная и кофемолка электрическая; соль, вода, мука; схемы, лупы.
Предварительная работа: беседы с детьми, рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь», заучивание стихотворения В. Данько «Откуда хлеб пришёл», проращивание зёрен в разных условиях (чернозём, опилки, песок), разучивание потешек, поговорок, песен, пословиц о хлебе.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:  Ребята, вчера перебирала свои детские книжки и нашла стихотворение, которое меня очень взволновало. Хотите узнать, о чём оно? Тогда слушайте. (читаю стихотворение С. Михалкова «Булка»)
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
 
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
 
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
 
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я – пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушёл.
 
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Моря пшеницы золотой.
 
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему дядя так сделал?
- А что можно сказать о мальчиках и их поступке?
- Как вы считаете, длинен или короток путь хлеба к столу? 
- Я предлагаю вам составить схему появления на нашем столе вкусной ароматной булочки от маленького зёрнышка. На столе лежат карточки, которые подскажут вам этот путь. (Дети самостоятельно составляют логическую цепочку: зерно-посев-уборка урожая-элеватор-мельница-пекарня-магазин.)
 
- Чтобы испечь хлеб нужна…(мука)
- А из чего её получают? (из зёрен)
- Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат на подносах. Рассмотрите их внимательно, потрогайте. (На столе расположены подносы с зерном, лупы. Дети рассматривают зёрна через лупы.)
Воспитатель: Все ли зёрна одинаковые? (На одном подносе зёрна круглые, на другом – длинные.)
- Вы правильно заметили, они разные. Круглые – это зёрна пшеницы, длинные – ржи. Рожь и пшеница – хлебные растения.
- Что нужно, чтобы эти растения выросли? (нужно зёрна посадить в землю)
  - Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего такую машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить её для посева семян. Пашут землю трактора, культиваторы.
- Через некоторое время на поля выходят другие машины. Зерна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их. Сажают семена сеялки, на них работают сеяльщики.
- А что необходимо для роста и развития растения? (Уход за растением, разрыхление земли, полив)
- Вот зёрна созрели и что с ними делают?  Пришла осень, колосья становятся совсем золотые. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины.
Сбор урожая, участие техники и человека (комбайн – комбайнёры).
- Машины везут зерно на элеватор.
 - С элеватора машины везут зерно на мукомольный завод.
- Затем на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарни.
- Пекари пекут хлеб.
- Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.
- В магазинах люди покупают его.
 
- Чтобы получить из зерна муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Мы свами уже были хлеборобами, когда высевали зёрна в чернозём, песок, опилки. А сейчас я хочу предложить вам стать мельниками. Посмотрите, у вас на столах есть камни, кофемолки.
- Как вы думаете, ребята, зачем камни на столах?
- Да, камни – это первая мельница, которую придумали наши предки. А какие ещё мельницы вы знаете? (Ветряная, водяная)
- Давайте сейчас попробуем зёрна превратить в муку. (Дети растирают зёрна камнями, перемалывают на ручных кофемолках. Вместе с воспитателем заправляют электрическую кофемолку и перемалывают зерно).
Воспитатель:  Работа наша закончилась. Скажите, легко ли было молоть муку? (ответы детей)
- Сейчас муку делают на больших мельницах – мукомольных заводах при помощи электричества.
- Ну вот, ребята, мы получили с вами муку. Куда теперь её нужно доставить? (На пекарню)
- А в пекарне из муки что делают?(Тесто)
- Я приглашаю вас в нашу пекарню. Наденьте фартуки и давайте посмотрим, что здесь имеется. (Мука, вода, соль, мерные стаканы, миски.)
- Сейчас мы с вами сделаем тесто. (Дети по наблюдением воспитателя делают солёное тесто.)
- Молодцы, ребята! Весь ли путь прошло наше тесто? (Нет, ещё остался магазин.)
- Правильно. Мы сейчас из полученного теста приготовим хлебобулочные изделия и отправим их в наш игрушечный магазин. (Дети под руководством воспитателя делают из солёного теста различные изделия: булки, батоны, буханки, кексы)
- Славный товар мы изготовили для магазина.
Ребёнок:  Хлеб ржаной, батоны булки,
                  Не добудешь на прогулке
                  Люди хлеб в полях лелеют,
                  Свои силы не жалеют.
Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом? (размышления детей)
Воспитатель: Всё верно вы сказали.
- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.
- хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания.
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
- Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Необходимо всегда всем помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.
А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе, которые вы знаете.
Хлеб – всему голова.
Без хлеба нет обеда.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Хлеб – батюшка, земля – матушка.
Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.
Без хлеба – нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.
Хлеб – достаток и богатство.
Калач приестся, а хлеб никогда
Хлеб да вода – богатырская еда
Пот на спине – так и хлеб на столе
Худой обед, если хлеба нет! 
 
Воспитатель:  К хлебу надо относиться с уважением. 
Ведь не зря говорят: «Хлеб – всему голова!»
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел на это сил!
 
Занятие окончено.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01._ot_koloska_do_bulochki_.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

общеобразовательное учреждение «Детский сад № 33»

города Славгорода Алтайского края

Конспект

 организованной образовательной деятельности

 с детьми старшей группы детского сада

                 «От колоска до булочки»

Воспитатель

 старшей группы

Тарасова Светлана

                                                            Станиславовна

2014 год

                     Конспект образовательной деятельности

в старшей группе «От колоска до булочки»

Задачи:

Обучающие:  уточнить представление детей о главных злаковых культурах (рожь, пшеница), из которых выпекают хлеб; активизировать и расширить словарный запас по теме;

Развивающие: развивать аналитическое мышление, память, внимание, творческое воображение;

Воспитательные:  воспитывать у детей уважение к людям труда – хлеборобам, бережное отношение к хлебу; позитивное отношение к своей работе; желание принимать участие в коллективной деятельности.

Оборудование: колоски пшеницы, овса; зёрна пшеницы, овса, ржи; камни для перетирания зёрен; кофемолка ручная и кофемолка электрическая; соль, вода, мука; схемы, лупы.

Предварительная работа: беседы с детьми, рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь», заучивание стихотворения В. Данько «Откуда хлеб пришёл», проращивание зёрен в разных условиях (чернозём, опилки, песок), разучивание потешек, поговорок, песен, пословиц о хлебе.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:  Ребята, вчера перебирала свои детские книжки и нашла стихотворение, которое меня очень взволновало. Хотите узнать, о чём оно? Тогда слушайте. (читаю стихотворение С. Михалкова «Булка»)

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

- Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я – пекарь! – человек ответил,

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Моря пшеницы золотой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему дядя так сделал?

- А что можно сказать о мальчиках и их поступке?

- Как вы считаете, длинен или короток путь хлеба к столу?

- Я предлагаю вам составить схему появления на нашем столе вкусной ароматной булочки от маленького зёрнышка. На столе лежат карточки, которые подскажут вам этот путь. (Дети самостоятельно составляют логическую цепочку: зерно-посев-уборка урожая-элеватор-мельница-пекарня-магазин.)

- Чтобы испечь хлеб нужна…(мука)

- А из чего её получают? (из зёрен)

- Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат на подносах. Рассмотрите их внимательно, потрогайте. (На столе расположены подносы с зерном, лупы. Дети рассматривают зёрна через лупы.)

Воспитатель: Все ли зёрна одинаковые? (На одном подносе зёрна круглые, на другом – длинные.)

- Вы правильно заметили, они разные. Круглые – это зёрна пшеницы, длинные – ржи. Рожь и пшеница – хлебные растения.

- Что нужно, чтобы эти растения выросли? (нужно зёрна посадить в землю)

  - Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего такую машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить её для посева семян. Пашут землю трактора, культиваторы.

- Через некоторое время на поля выходят другие машины. Зерна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их. Сажают семена сеялки, на них работают сеяльщики.

- А что необходимо для роста и развития растения? (Уход за растением, разрыхление земли, полив)

- Вот зёрна созрели и что с ними делают?  Пришла осень, колосья становятся совсем золотые. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины.

Сбор урожая, участие техники и человека (комбайн – комбайнёры).

- Машины везут зерно на элеватор.

 - С элеватора машины везут зерно на мукомольный завод.

- Затем на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарни.

- Пекари пекут хлеб.

- Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.

- В магазинах люди покупают его.

- Чтобы получить из зерна муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Мы свами уже были хлеборобами, когда высевали зёрна в чернозём, песок, опилки. А сейчас я хочу предложить вам стать мельниками. Посмотрите, у вас на столах есть камни, кофемолки.

- Как вы думаете, ребята, зачем камни на столах?

- Да, камни – это первая мельница, которую придумали наши предки. А какие ещё мельницы вы знаете? (Ветряная, водяная)

- Давайте сейчас попробуем зёрна превратить в муку. (Дети растирают зёрна камнями, перемалывают на ручных кофемолках. Вместе с воспитателем заправляют электрическую кофемолку и перемалывают зерно).

Воспитатель:  Работа наша закончилась. Скажите, легко ли было молоть муку? (ответы детей)

- Сейчас муку делают на больших мельницах – мукомольных заводах при помощи электричества.

- Ну вот, ребята, мы получили с вами муку. Куда теперь её нужно доставить? (На пекарню)

- А в пекарне из муки что делают?(Тесто)

- Я приглашаю вас в нашу пекарню. Наденьте фартуки и давайте посмотрим, что здесь имеется. (Мука, вода, соль, мерные стаканы, миски.)

- Сейчас мы с вами сделаем тесто. (Дети по наблюдением воспитателя делают солёное тесто.)

- Молодцы, ребята! Весь ли путь прошло наше тесто? (Нет, ещё остался магазин.)

- Правильно. Мы сейчас из полученного теста приготовим хлебобулочные изделия и отправим их в наш игрушечный магазин. (Дети под руководством воспитателя делают из солёного теста различные изделия: булки, батоны, буханки, кексы)

- Славный товар мы изготовили для магазина.

Ребёнок:  Хлеб ржаной, батоны булки,
                 Не добудешь на прогулке
                 Люди хлеб в полях лелеют,
                 Свои силы не жалеют.

Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом? (размышления детей)

Воспитатель: Всё верно вы сказали.

- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.

- хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания.

- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

- Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Необходимо всегда всем помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе, которые вы знаете.

  • Хлеб – всему голова.
  • Без хлеба нет обеда.
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  • Хлеб – батюшка, земля – матушка.
  • Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.
  • Без хлеба – нет обеда.
  • Не шуба греет, а хлеб.
  • Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.
  • Хлеб – достаток и богатство.
  • Калач приестся, а хлеб никогда
  • Хлеб да вода – богатырская еда
  • Пот на спине – так и хлеб на столе
  • Худой обед, если хлеба нет!

Воспитатель:  К хлебу надо относиться с уважением.

Ведь не зря говорят: «Хлеб – всему голова!»

Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел на это сил!

Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Продуктивная деятельность» (лепка из солёного теста) «Булочки для Лунтика»

Программные задачи:1.     Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт;2.     Упражнять в умении использ...

«Праздник урожая-от зернышка к булочке»

Закрепить знание детей о выращивание хлеба в старину. Прививать любовь к русским традициям. Воспитывать бережное отношение к хлебу....

Непосредствено образовательная деятельность "Познание" на тему "От зёрнышка до булочки"

«Познание»:Продолжать знакомить детей с деятельностью человека в сельском хозяйстве о процессе выращивания хлеба.Формировать представления о технике, облегчающей труд людей.   Воспитыва...

конспект НОД с использованием мнемотехники на тему: "Пересказ рассказа А. Седугина "Как булочка сметану караулила"" в старшей группе.

Конспект НОД с использованием мнемотехники на тему: " Пересказ рассказа А. Седугина "Как булочка сметану караулила"" в старшей группе....

Образовательная деятельность "От колоска до булочки"

Формирование представлений о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи  видов труда и профессий....