"Приключения Волчонка" (экологическая сказка для детей старшей группы)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гатауллина Рамзия Назиповна

Сценарий спектакля для детей 5-6 лет, направленного на формирование предпосылок экологического сознания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приключения Волчонка»

( экологическая сказки для детей старшей группы)

Гатауллина Рамзия Назиповна,

воспитатель высшей кв. категории,

 МБДОУ Детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида ЕМР РТ, г. Елабуга

В нашем дошкольном образовательном учреждении уже много лет существует добрая традиция – проведение  «Театральной  недели». В течение недели все группы в музыкальном зале показывают спектакли на экологические темы. Воспитатели вместе с детьми тщательно готовятся к Неделе театра: сочиняют сказки для театральной постановки или выбирают знакомые детям произведения, разучивают роли, готовят атрибуты и декорации. Каждая группа старается удивить остальных ярким выступлением.

Экологическая сказка «Приключения Волчонка» нашей  группы, придуманная мной и моими коллегами Нурмухаметовой В.Н. и Галяфутдиновой В.В., Добровой С.М. понравилась всем зрителям:  детям сада,  родителям и всем педагогам образовательного учреждения.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это –  конкретный, зримый результат  [1: 4].

Название: «Приключения Волчонка» (экологическая сказка)

Возраст: 5-6 лет.

Форма: спектакль.

Цель: формирование предпосылок экологического сознания.

Задачи: 1. Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям и животным.

2. Образовательные: Закреплять представления детей о том, что в природе все взаимосвязано; продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (в лесу); закреплять умение внимательно слушать стихотворения и выразительно читать их; закреплять умение легко ходить и бегать.

3. Развивающие: Развивать  зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, коммуникативные функции речи, чувство ритма, умение изображать сказочных животных и птиц, артистические способности.

4. Коррекционные: Развивать глазодвигательные функции, мимику и пантомимику.

Материалы и оборудование:

Зал оформлен в виде «лесной поляны»,  где  растут  «деревья» (ширма с видом леса и 3 плоскостных  дерева),  цветы, грибы. За средним деревом ставится стул для совы, перед деревом  -  мухомор.  Между первым деревом и вторым лежат палочки из поролона для костра, «пламя» из бумаги. Рядом с третьим деревом на стул кладется сумка для Волчонка. В сумке магнитофон, рогатка, большие спички. В правом углу зала  ставится дом,  петух на заборе,  скамейка перед домом. По краям зала располагаются  4 обруча  -  «гнезда птичек».

Мультимедийное оборудование, фонограммы с голосами  птиц, танцев.

Действующие лица: Ведущая,  Волчонок,  Медведь,  Заяц,  Мудрая сова, Птицелов 1-й, Птицелов  2-й,  Лис, Птичка со сценки, Птички (4 девочки),  Огонь (1 мальчик и 2 девочки).

Ход:

Игра-инсценировка «Первое приключение Волчонка»

 Включается  фонограмма «Голоса птиц»,      птички вылетают друг за другом,  пролетают один круг и садятся в гнездах.

Танец птичек

Под музыку птички летают по кругу друг за другом, радуются, останавливаются, смотрят вправо-влево, вправо-влево, вправо-влево;   танцуют. В конце залетают в «гнезда».

Включается фонограмма, где  кукарекает петух,  появляется Волчонок, делает зарядку. В это время птички тоже делают зарядку, танцуют.

Волчонок берет сумку,  рогатку, идет в лес, проходит круг за птичками, останавливается,  сердится, рычит:

Волчонок: Зачем вы  тут летаете,

Все вы мне мешаете!

Готовится стрелять из рогатки. Птички разлетаются.

Звучит фонограмма. Появляется Медведь, направляется к Волчонку. Волчонок отходит  назад, встает между «гнездами», дрожит.

Медведь: (сердито) Кто это птичек пугает,

Из рогатки стреляет?

Волчонок: (испуганно) 

Это я – Волчок, серый бочок,

Пришел в лес погулять,

 Свежим воздухом дышать.

 А птички неугомонные

Решили мне мешать.

Медведь: Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур,  не забывай…

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки-

Убегут с лесной опушки.

Из рогатки не стрелять,

Птичек тоже не пугать!

Птички пускай летают,

Никому они не мешают.  

Волчонок: Я все понял.  Больше так не буду!

Медведь уходит, Волчонок прячет рогатку в сумку. Включается веселая музыка.

Игра с  обручами «Займи свое гнездо».

 Птички берут обручи,  раскладывают по кругу, под музыку летают вокруг гнезд.  Как только музыка закончится, занимают обручи-гнезда. Волчонок смотрит,  как они играют. На третий раз Волчонок кидает  шишками в  гнезда,  разоряет их. Птички хватают свои гнезда, бегут на свои места, встают в них.

Под музыку появляется Зайчик, танцует.

Зайчик: Кто это птичек пугает,

Гнезда разоряет?

Волчонок: Это я – Волчок, серый бочок.

Пришел в лес погулять,

Свежим воздухом дышать.

А птички неугомонные

Решили мне мешать.

Зайчик: Ты, Волчонок, должен понять:

Гнезда у птичек нельзя разорять.

Если в траве увидел яйцо

Или услышал крики птенцов,

Не приближайся, не лезь туда

И не тревожь ни птиц, ни гнезда.

Волчонок: Я все понял.  Больше так не буду!

Звучит  веселая фонограмма, птички опять прилетают на полянку, летают по кругу друг за другом.

Игра «Ловишки».

Волчонок ловит их, мешает играть. Птички улетают. Волчонок злится.

Волчонок: Все равно поймаю!

Под музыку появляется Мудрая сова из-за дерева.

Мудрая сова: Все шалишь, Волчонок? Птичек обижаешь?..

Птичек не надо, друг мой, обижать:

Сломя голову за ними бежать.

Не надо так сердиться,

Не надо их ловить.

И тогда всем птицам  

Станет легче жить.

Волчонок: Тетушка Сова, я больше так  не буду!

Сова: А мне кажется, ты ничего не понял, ты послушай одну историю про детей и птичек. И подумай, правильно ли они поступают?

Инсценировка стихотворения К.Д. Ушинского «Пойманная птичка»

Птичка вылетает из гнезда, летает, радуется, танцует. Выходят два мальчика с сетью, тихонько подкрадываются к Птичке. Накидывают сеть на нее.

1 птицелов: Ах, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети.

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете.

Птичка: Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети.

2птицелов: Нет, не пустим, птичка, нет,

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.
Птичка: Ах, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю.

В поле мошек я ловлю,

Зернышки собираю.

1птицелов: Там замерзнешь ты зимой

Где - нибудь на ветке

 А у нас-то в золотой

Будешь ты жить в клетке!

Птичка: О! Не бойтесь,  в теплый край

Улечу зимою,

А в неволе – светлый рай        

Будет мне тюрьмою.

2 птицелов: Птичка, птичка, как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить

Все б тебя ласкали.

Птичка: Верю, дети, но для нас

Вредны ваши ласки:

С ним закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Птицеловы вместе: Правда, правда, птичка, ты!

Не снесешь неволи

Ну, так бог с тобою, лети,

И живи на воле!

Волчонок: Тетушка Сова, я все понял. Нельзя птичек обижать, из рогаток стрелять, гнезда разорять, пугать. Надо их беречь…(задумывается). Тогда я музыку послушаю.  

Достает игрушечный магнитофон из сумки,  «включает» музыку.  Включается грамзапись,  Волчонок танцует. Сова наблюдает.

Сова: У леса музыка своя…

Ее послушайте, друзья:

Вот птичек трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал.

Как много звуков тут  и там!

В лесу не нужен шум и гам

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Волчонок: Я все понял, не буду музыку включать.

Появляется под музыку Ежик, идет с корзинкой и  палочкой, ищет грибы,  собирает. Кладет в корзинку 3 грибочка,  любуется красотой окружающего мира.

Ежик: В лесу красиво и светло:

Грибов тут много наросло.

Они под елочкой стоят

И грибников к себе манят…

Волчонок: (идет к Ежику, пинает грибок)  Маня-я-т... как бы не так! Растут одни поганки да мухоморы!

Ежик: В лесу грибов различных много…

Ты, несъедобные не трогай!

В корзинку их не собирай,

Но и ногами не сбивай…

Они нужны лесным зверятам:

Лисичкам, ежикам, зайчатам.

 Их только люди не едят.

В поганках, мухоморах яд!

Но для зверья лесного все ж

Тот гриб полезен и хорош.

Волчонок: Я все понял, больше так не буду!

(Ежик под музыку уходит.)

Волчонок: Что за странные правила?

Птиц ловить нельзя, грибы пинать  тоже нельзя.  

(Задумывается, потом радостно): Разожгу-ка,  я костер! Вот будет весело!

Собирает «веточки», разжигает костер.

Выбегают под музыку  дети - «огоньки», окружают Волчонка, исполняют танец Огня.

Танец огня.

 Волчонок: (зовет на помощь.) Помогите! Спасите, горю!

Звучит марш. Входит марширующим  шагом Лис. В руках лейка.  Обходит один круг, тушит костер. Дети-«огоньки» уползают по очереди.

Лис: (возмущенно) Ты что делаешь? Сейчас весь лес загорится.

Волчонок: Как это весь лес загорится? Я разжег маленький костер.

Лис: Тогда слушай:

Без взрослых с огнем развлекаться опасно,

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

(поворачивается к зрителям):

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнет полыхать, разбегаться, искриться-

Его потушить невозможно тогда!

Пожары лесные – большая беда!

Погибнут деревья и звери, и птицы…

Без взрослых костер разжигать не годится!

Волчонок: Простите меня птички, простите зверушки. Я все понял.

Надо птичек и зверушек любить,

В дружбе и согласии жить.

Все герои встают слева и справа от Волчонка и Лиса.

Вед: А сейчас мы представляем наших артистов.

 (Называет персонажа и фамилию, имя артиста)

Список литературы:

1.Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.