Программа работы кружка по экологии.
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Творогова Елена Андреевна

В программе имеется пояснительная записка и календарное планирование работы кружка на весь учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologich._kruzhokl.docx375.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение «Комитет по образованию, делам  молодёжи» Администрации города Белогорск.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №17 комбинированного вида.

Программа работы кружка

«Юный эколог»

F:\Фото в приложение\SDC12450.JPG

Творогова Елена Андреевна

Белогорск 2015г.

Пояснительная записка

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.        

Цель программы

Основная цель данной программы – воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.  

Задачи программы

  • Расширить представление детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва) о жизни на земле, в земле, воде и воздухе.
  • Обобщить и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных.
  • Сформировать представления о взаимосвязях живых организмов в разных экосистемах.
  • Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности
  • Познакомить с видимыми явлениями Вселенной.

Принципы построения программы

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Форма организации занятий

Занятия проводятся  один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста  в течение учебного года.

Продолжительность – 25-30 минут.

Количество детей не более 8-10.
Алгоритм занятия

1.  Игра на развитие творческого воображения.

2.  Беседа по теме.

3. Работа с наглядным дидактическим материалом.

4. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность.

5. Анализ занятия.

Диагностика проводится по шести основным направлениям экологического воспитания: умение объяснять экологические связи в природе, умение ухаживать за растениями, знания о жизни на земле, в воздухе, знания о растительности леса, луга, сада, поля, знания о животном мире, природе родного края, «Красной книге». По каждому направлению проводятся диагностические задания в виде вопросов, игр, упражнений (они представлены в диагностическом журнале «Комплексная диагностика», автор и составитель Вершинина Н. Б.).За ответы выставляются баллы:

3 балла – ребёнок безошибочно и правильно выполняет задания

2 балла – затрудняется, при выполнении задания требуются дополнительные инструкции воспитателя.

1 балл – ребёнок не может выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно-следственные связи, не может обосновать свой ответ.

После проведения диагностических заданий баллы по каждому направлению суммируются, и определяется уровень освоения программы.

Низкий – 8-12 баллов

Средний – 10-15 баллов

Высокий – 16-18 баллов.

Диагностическая карта по экологическому воспитанию

Виды знаний и умений

Взаимосвязи в природе

Уход за растениями в уголке природы

Знания о жизни на земле, в воздухе,

 в воде

Виды растений

Животный мир.

«красная книга»

Природа родного края

И  т   о   г

о

И  т   о   г

о

1

Имя ребёнка

Нач.

года

Кон.

года

Н. г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

2

3

4

5

6

Итог(%)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Сентябрь

1 НЕДЕЛЯ

Экология в картинках.

Обобщить представления детей о живой и неживой природе; познакомить с экологией как наукой,  что она изучает; познакомить с планом работы кружка.

2 НЕДЕЛЯ

«Что такое « Вселенная»

Познакомить с видимыми явлениями Вселенной. Моделирование Солнечной Системы.

3 НЕДЕЛЯ

Планета, на которой мы живём.

Систематизировать представления детей о Земле как огромном шаре, окруженном слоем воздуха (небом).  Работа с глобусом.

4 НЕДЕЛЯ

Рисование по теме « Мироздание»

Методом «гратаж»

ОКТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Как увидеть и услышать воздух.

Познакомить с понятием «воздух» опытно-экспериментальным путём. ( Оборудование: воздушные шары, ёмкости с водой, стакан; свистки и свистульки, духовые инструменты, бумага.)

2

НЕДЕЛЯ

Причины возникновения ветра. Роль ветра в жизни живых организмов и человека.

Наблюдение в комнате. Опыты.

Оборудование: две свечи; тонкие полоски бумаги, батарея отопления.

3

НЕДЕЛЯ

Воздух как среда обитания живых организмов.

Летающие животные, птицы, насекомые. Распространение семян растений ветром. Особенности строения их семян.

4

НЕЛЕЛЯ 

Источники загрязнения воздуха.

Исследовательская работа – « зеленые пылесосы  » - на участках детского сада.

НОЯБРЬ

1

НЕДЕЛЯ

Знакомство с почвой.

Песок, глина, их свойства и отличие. Беседа. Экспериментирование. Материал: ёмкости с песком и глиной, стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, палочки.

2

НЕДЕЛЯ

Какие бывают камни.

Познакомить со свойствами, классификацией камней. Работа с « ящиком ощущений». Экспериментирование.

3

НЕДЕЛЯ

Живые камни.

Знакомство с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними (ископаемыми) отпечатками растений и животных.

4

НЕДЕЛЯ

Магниты.

Познакомить детей  со свойствами магнита и их использованием человеком. Экспериментирование. Материал: Большие и маленькие магниты, иголки, ёмкость с водой, кусочек пенопласта, металлические и неметаллические предметы, магнитная доска, компас.

ДЕКАБРЬ

1

НЕДЕЛЯ

Вода вокруг нас.

Систематизировать знания детей о значении воды в нашей жизни. В каком виде существует вода в окружающей среде Разнообразие состояний воды Рисование по теме.

2

НЕДЕЛЯ

Свойства воды.

Занятие в» лаборатории» - опыты.

Материал: стаканчики, ложечки, соломинки для коктейлей. Молоко или сок, кубики льда, термос с кипятком, сахар, песок.  

3

НЕДЕЛЯ

Круговорот воды в природе.

Занятие в лаборатории. Опыты на закрепление представлений об этом явлении.

Материал: небольшие ёмкости с одинаковым количеством воды. Тарелочки разного размера, соль, марлевые салфетки, кусочки льда.

4

НЕДЕЛЯ

Кто обитает в воде?

Знакомство с представителями водных животных и растений, их приспособленностью к жизни в водной среде.

ЯНВАРЬ

1

НЕДЕЛЯ

Разнообразие видов растений в природе.

Закрепление знаний о характерных признаках деревьев, кустарников, трав; частях растений  корне, стволе, листьях и т. д. Работа с дидактическим материалом.

2

НЕДЕЛЯ

Развитие растения.

Посадка семян однолетнего растения (фасоль, горох). Завести календарь наблюдения за стадиями роста и развития.

3

НЕДЕЛЯ

Виды комнатных растений в группе.

Практическое занятие. Учить определять к какому виду относится растение по разным признакам (влаголюбивое, засухоустойчивое, теневыносливое или светолюбивое). Совершенствовать навыки ухода; учить предвидеть результат труда.

4

НЕДЕЛЯ

Выращивание комнатных растений.

Опытно-экспериментальная деятельность. Развивать знания о разных способах размножения комнатных растений (из листа, луковицы, черенка и др.) Ведение дневника наблюдений (стадии роста; влияние света, тепла, воды на жизнь растений)

ФЕВРАЛЬ

1

НЕДЕЛЯ

Животный мир.

Развитие представлений о разнообразии животного мира. Модели эколого-систематических групп животных.

2

НЕДЕЛЯ

Значение внешних особенностей в жизни животных. Питание и способы передвижения.

Проследить на примерах. Работа с дидактическим материалом. Игры на развитие творческого воображения.

3

НЕДЕЛЯ

Животный мир Амурской области.

Заповедники на её территории.

Беседа с использованием наглядного материала (иллюстрации, фото и видеоматериалы).

4

НЕДЕЛЯ

«Что мы знаем о птицах?»

Викторина с использованием занимательного материала.

МАРТ

1

НЕДЕЛЯ

Кто рядом живёт?

Учить детей в игровой форме прослеживать топические и другие  связи в экосистеме «лес».

2

НЕДЕЛЯ

Лес и человек.

Значение леса в жизни человека. Причины и последствия исчезновения лесов на Земле. Охрана лесов.

3

НЕДЕЛЯ.

Почему белый медведь не живёт в лесу?

Познакомить с основным законом природы, что все растения и животные могут жить только в тех местах, где они приспособились. Чтение глав из книги В. Танасайчук «Экология в картинках». Работа с дидактическим материалом.

4

НЕДЕЛЯ

«Невидимые нити»

Продолжить изучение законов природы, познакомить со вторым её законом: « растения и животные не могут жить сами по себе, они живут в сообществе с другими растениями и животными». Работа с карточками и фланеллеграфом.

АПРЕЛЬ

1

НЕДЕЛЯ

Пруд, озеро, река – как экосистема.

Установление взаимосвязей между обитателями водно-прибрежной зоны.

2

НЕДЕЛЯ

Море - как экосистема.

Беседа. Рассматривание иллюстраций. Чтение по теме страниц из «Большой энциклопедии о животных».

3

НЕДЕЛЯ

Луг – как экосистема. Посев рассады цветов.

Беседа. Выкладывание пищевых пирамид и цепочек.

Практическая работа (развитие навыков, любознательности.)

4

НЕЛЕЛЯ

«Красная книга»

История её создания; страницы. Растения и животные, занесённые в «Красную книгу Амурской Области». Работа с наглядным материалом.

МАЙ

1

НЕЛЕЛЯ

Как человек использует природу.

Беседа. Познакомить с выражением «экологическая катастрофа». Чтение по данной проблеме глав из книги В. Танасайчук «Экология в картинках».

2

НЕДЕЛЯ

Экология борется.

Рассказать,  как учёные-экологи борются за сохранение природы; как люди помогают природе (охрана лесов, рек; создание заповедников и т. д.).

3

НЕДЕЛЯ

Чтение сказок экологической тематики, придуманных детьми 5-6 лет.

Составление совместно с ребятами и самостоятельно ими своих сказок. Развивать творчество, индивидуальность. Воспитывать экологическую культуру.

4

НЕДЕЛЯ

Брэйн-ринг «Тайны природы»

Развитие экологического мышления, закрепление и совершенствование полученных ранее знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по экологии средней группы "В гостях у дедушки АУ"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”...

Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"

Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...

Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"

Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...

ПРОГРАММА Кружковой работы «Юный эколог» во второй младшей группе Детский сад «Чебурашка» 2 корпус

Пояснительная запискаРаньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной...

Программа кружка по экологии "Юный эколог"

Данная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры....

Программа кружка по экологии "Юный Эколог"(средняя группа)

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменени...