Программа кружка по экологии "Юный Эколог"(средняя группа)
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Ласькова Елена Анатольевна

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых , то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира.В моей программе отражены все аспекты ,есть годовой план по занятиям на каждый месяц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

                   Воспитатель: ЛАСЬКОВА Е.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………стр.2

Цели и задачи…………………………………………………………..стр.3

Принципы программы работы экологического кружка…………стр.4

Этапы экологического воспитания по программе кружка…...    стр.5

Организация деятельности и режим экологического кружка…..стр.6

Методы, используемые для реализации работы кружка…………стр.6

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми………………….стр.7

Основные требования к уровню подготовки воспитанников……стр.7

Работа с родителями в рамках кружка………………………………стр.8

Тематический план кружка………………………………………….стр.10

                                     

 Пояснительная записка

В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:

  • Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;
  • Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;
  • Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
  • Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр.

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. В 2017 году пройдет Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий. Об этом сообщается на официальном сайте Минприроды России.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.

Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Цель программы работы кружка:

Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой понимать и любить окружающий мир.

Привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Задачи программы экологического кружка:

  • Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе,
  • умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе;
  • Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
  • Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека, воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
  • Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах;
  • Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов;
  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
  • Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

Принципы программы работы экологического кружка:

  • Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей
  • Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
  • Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития. 
  • Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
  •  Принцип системности. Деятельность планируется систематически, системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы.
  •  Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями, используя элементы классификации знаний.

Направления работы экологического кружка:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

 Отличительные особенности программы кружка:

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

 Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Этапы экологического воспитания по программе кружка:

  • Интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;
  • Участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  • Общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;
  • Выполнение ряда правил поведения в окружающей среде.

 Организация деятельности и режим экологического кружка:

 Кружок проводится 1 раз в неделю –(в понедельник или четверг, в зависимости от смены воспитателя), 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00 ч продолжительностью 20 минут.

    Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

 Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядные методы:

  • - экскурсии, целевые прогулки;
  • - наблюдения;
  • - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • - проведение дидактических игр;

Словесные методы:

  • - чтение литературных произведений;
  • - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
  • - загадывание загадок;

Практические методы

  • - организация продуктивной деятельности детей;
  • - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
  • - проведение опытов
  • - изготовление с детьми наглядных пособий

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.

  • Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  • Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  • Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
  • Владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования.
  • Понимать ценность природных объектов

Основные требования к уровню подготовки воспитанников.

Дети средней группы должны знать:

  • Правила поведения в природе.
  • Растения и их характерные признаки.
  • Основные признаки диких и домашних животных.
  • Виды птиц своей местности.
  • Несколько видов явлений неживой природы.

Иметь представление:

  • О перелётных птицах.
  • О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
  • Об охране природы.
  • О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
  • О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Уметь:

  • Выполнять правила поведения на природе.
  • Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
  • Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на
  • участке, уборка мусора).
  • Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Из программы Н.Е Вераксы

Расширять представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).

Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Учить детей замечать изменения в природе.

Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Работа с родителями в рамках кружка:

   Работа кружка малоэффективна, если родители не станут помощниками в экологическом воспитании детей.

    Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.

Конкурс стенгазет «Ах это удивительное лето!»

Конкурс фотографии «Я в мире осени»

Конкурс рисунков «Берегите лесную красавицу-ёлочку»

Конкурс мини-плакатов «Бережём ресурсы нашей планеты» (вода, электричество и т.п.)

Акция «Покормите птиц зимой»

Акция «Цветы -улыбка природы» (совместное посадка цветов или деревьев (дети и родители))

В течение года запланировано оформить следующие папки-передвижки и консультации для родителей.

«Экологическое воспитание детей в семье»

«Прогулки в природу»

«Осень золотая»

«Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью»

«Витамины от А до Я»

«Расскажите детям о лекарственных растениях»

«Берегите окружающую природу», «Внимание, первоцвет»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА

сентябрь

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

четверг

«Наш дом природа»

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?»

2. Дать понятие живая, не живая природа.

 3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа»

 4. Д/и «Живая – не живая»

5. Внести календарь природы.

2 неделя

понедельник

«Путешествие в страну осень»

Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе.

1. Наблюдение за состоянием погоды на участке.

2. Чтение стихотворений

На тему «Осень».

3. Беседа о сезонных изменениях в природе.

Показ презентации

4. Работа с календарём природы.

3 неделя

четверг

«Лес

        

Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 4-5 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений. Воспитывать у детей любовь к природе.

 1. Что такое лес?

 2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

 3. Рассматривание иллюстраций

«Лесные животные»

4 неделя

понедельник

«Царство грибов»

Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные.  

1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы» 2. Рассказ о грибах.

3.Рисование и лепка «Грибы»

октябрь

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

понедельник

 

«Овощи и фрукты»

Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания.  Рассказать о значении овощей и фруктов в жизни животных и человека.

1. Рассматривание иллюстраций с их изображением.

2. Разгадывание загадок.

3. Игра «Угадай на вкус», «Теневое лото»

2 неделя

четверг

«Мусор нам не нужен»

Познакомить детей с понятием мусор; уточнить представление детей об источниках возникновения мусора; развивать потребность

соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду

1.Беседа «От чего планета грустит, от чего радуется»

2 Д/и «Сортировка мусора»

3 неделя

понедельник

«Экологические знаки»

Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).

.

 1.Рассматривание экологических знаков

2.Беседа «Что нельзя и почему»

4 неделя

четверг

«Мир растений»

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске.

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Дидактические игры:

«Собери букет».

«Узнай растение»

                          ноябрь

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

понедельник

Учимся любить природу, через произведения К. Паустовского

Познакомить с рассказами и сказками.

Показать, что вся красота кроется в повседневности, это просто нужно уметь видеть.

1.Чтение» Заботливый цветок»

2.Беседа «Как заботиться о природе.

3.Рисование «Кипрей»

2 неделя

четверг

«Перелётные птицы»

 Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах в осенний период: собираются в

 стаи, улетают на юг.

Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

 2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

 3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка»

3 неделя

понедельник

«Насекомые»

Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о

приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

1. Рассмотреть иллюстрации.

2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые. 

4 неделя

четверг

«Домашние животные – друзья человека»

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).

1. Беседа о домашних животных.

2. Отгадывание загадок про домашних животных.

3. Игра «Кого не стало».

                          декабрь

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

 

«Красная книга»»

Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными.

1 Знакомство с красной книгой

2.Д/и «Животное и его тень».

3.Рассматривание иллюстраций.

2 неделя

«Растения зимой»

Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа

 2. Беседа «Для чего растениям снег»

 3. Наблюдение за деревьями.

3 неделя

«Хвойные деревья»

Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах.

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья.  Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

  1. Дать понятие хвойные деревья.

 2. Беседа о сосне.

 3. Рассматривание шишек.

4 неделя

«Зимующие птицы»

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»

 2. Рассказ о жизни птиц зимой

3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам.

4.Д/и «Зимующие птицы»

                            январь

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

  праздники

          праздники

      праздники

2 неделя

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать

1. Дать определение понятию - зимние явления.

2. Беседа «Если на улице сильный мороз»

3 неделя

«Лесные животные»

Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу. Воспитывать любовь и сочувствие к животным. 

 1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»

 2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания)

4 неделя

«Волшебная льдинка»

Познакомить детей с понятием – лёд.

Формировать интерес к определению свойств льда с помощью опытов.

Воспитывать осторожность на льду.

Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.

1.Опыты со льдом

2.Беседа о правилах поведения на льду

                           февраль

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

 

Наблюдения «Морозные узоры»

Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес.

1.Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?

 2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус

 3. Обсуждение стихотворения.

2 неделя

Наблюдения «Снег»

Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.) 2. Беседа о защитных свойствах снега.

3 неделя

«Воздух»

Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы.

1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения.

 2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого

 3. Игра – эксперимент «Дуем – играем

4 неделя

«Как рождается ветер»

Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе

1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?»

2. Наблюдение за ветром (использование вертушек

                           март

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

 «Весенние явления в неживой природе»  

Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой

1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна»

 2. Беседа «Признаки весны»

2 неделя

 «Водоемы родного края»

Сформировать у детей представление о реке Еменке;

Дать представление о водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море).

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа о водоемах.

3. Д/и «Озёра нашего края»

3 неделя

 «Рыбы наших водоемов».

Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.

1. Беседа о рыбах.

2. Дидактическая игра «Что есть у рыбы».

4 неделя

«Как солнце жизнь дает земле»

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес

1. Чтение и рассматривание иллюстраций «География для малышей»

2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце»

                           апрель

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

 

«Земля - мой дом»

Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах.

1. Беседа «Где я живу»

2. Игра «Кто живёт на суше, а кто в воде».

3. Беседа о звёздах

4. Рисование» Звёздное небо».

2 неделя

«Огород на окошке»

Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность.

1. Беседа «Что нужно растению?»

2. Посадить лук, петрушку.

3. Дальнейшие наблюдение и уход

3 неделя

«Первоцветы»

Познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями: мать-и-мачеха, подснежник, крокус. Дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек. Побуждать детей радоваться первым в

весенним цветам – подснежникам.

Продолжать знакомить их с названиями,

с особенностями строения.

  1. Дать понятие о красной книге.

2. Дать представление о ранних цветах – первоцветах, особенностями внешнего вида и строения

4 неделя

«Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия 2. Загадать загадки про птиц.

3. Беседа «Для чего нужен скворечник»

                           май

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

 

«Человек – живой организм»  

Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека»

Рассказ об органах человека

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно.

2 неделя

«Цветущий сад»

Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями) 3

.

3 неделя

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков.

Познакомить с явлением весной –грозой в доступной форме.

Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

1 Рассматривание иллюстраций

2. Беседа о правилах безопасности при грозе

4 неделя

Итоговое развлечение «В мире природы»

Развлечь детей.

Формировать положительные эмоции к

окружающему нас миру, к природе и

всему живому.

Развивать чувство красоты, желание

участвовать в конкурсах и играх.

       

            Праздник


Используемая литература

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей группы детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. – 4-е издание. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.

4. Сборник конспектов занятий по экологическому воспитанию детей.

5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.

6. С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
7. Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
8. Л.П. Молодова «Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.

9.Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д». 11. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».

10.Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».

11.Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д». Хрестоматия для детского сада (Стихи и рассказы о природе), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».

12. Интернет -ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка “Эвристика” для детей средней группы

Развитие логического мышления  с детства имеет огромное значение для общего развития ребенка. Уже в раннем детстве логические процессы выражаются в играх, служат  только отголоском того, что...

Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» в средней группе

Рабочая программа в которой описана работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.Происходит не только сенсо...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)

В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....

Программа кружка "Умелые пальчики"для средней группы.

Кружок "Умелые пальчики" для средней группы....

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» в средней группе на 2017-2018 учебный год

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках  их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник  творческой мысли. Другими словам...

План-программа кружка «Хочу рисовать» В средней группе № 3 «Речецветик» На 2019-2020 уч. Год.

laquo;Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить»В.А. Сухомлинский Пояснительная запискаФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра...

Рабочая программа кружка "Зелёный огонёк" в средней группе

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком»...