Программа кружка "Умелые пальчики"для средней группы.
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Гарипова Рамиля Наиловна

Кружок "Умелые пальчики" для средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umel.docx44.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Пояснительная записка

Направленность программы "Умелые пальчики"

- по содержанию является художественно-эстетической;

- по функциональному предназначению – прикладной;

- по форме организации – групповой;

- по времени реализации – годичной.

Программа разработана на основе программ:

  • И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»
  • Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в  детском саду»
  • Г.И. Перевертень «Мозаика из круп и семян»
  • М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей»
  • И.М. Конышева «Творим, размышляем, растем»

Новизной и отличительной особенностью программы является то, что автор дополнил, расширил и разнообразил:

  • способы развития у детей творческого и исследовательского характеров,
  • некоторых физических закономерностей и свойств различных материалов,
  • овладение разнообразными способами практических действий.

Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы выстроено по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим.

Актуальность программы обусловлена тем, что речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие всесторонне развитой личности. Программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Программа направлена на:

- создание условий для развития ребенка;

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для творческой самореализации личности ребенка

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья;

- взаимодействие педагога с семьей.

Педагогическая целесообразность предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности:

  • изобразительной (рисование красками, лепка);
  • декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах);
  • конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

Эмоционально-познавательные и творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия);

- методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов выставок);

- средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов, материалов в расчете на группу детей).

     Цели программы: развитие ручной умелости, выдумки и творчества у детей среднего дошкольного возраста используя различные материалы и техники.

Задачи:

Обучающие: :

  • Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
  • Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах продуктивной деятельности.
  •  Способствовать развитию у детей устойчивого интереса к  ручному труду и рисованию в нетрадиционной технике.

Развивающие:

  • развивать речь и обогащать словарный запас;
  • расширять кругозор и развивать наблюдательность
  • развивать внимание, память, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое до конца.

Особенности программы. Практические занятия по программе связаны с использованием различного природного, бросового и нестандартного материалов. Программа ориентирована на применение широкого комплекса пальчиковых и речевых игр. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели.

Для реализации программного содержания предусматриваются следующие методы:

  • словесный – беседа, обсуждение;
  • наглядный: показ, книги, иллюстрации;
  • поисковый - поиск новых идей и материалов;
  • креативный – творческий подход.

Методика организации занятий: дети знакомятся с различными способами конструирования из природного и бросового материалов. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования средств для ручного труда могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так в работе над изготовлением поделки дети всегда должны добиваться аккуратности, стремиться к правильному выбору материала, выделять композиционные части, применять полученные знания и умения.

Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» придают объемность последовательному освоению материала.

Для того чтобы подвести детей 4-5 лет, к использованию нестандартного материала,  предлагается метод проблемного обучения.

Ребенок должен научиться не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения создания поделок и предметов является разъяснение ребенку последовательности действий. В процессе освоения программы:

1. Воспитанники приобретут знания и навыки работы с различными материалами и инструментами изобразительного искусства.

2. Смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

3. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.

4. Дети научатся воплощать свои творческие замыслы в различных материалах и техниках.

5. Научатся внимательно наблюдать и передавать свои ощущения в продуктивных видах творчества.

6. Научатся свободно высказывать свои суждения по поводу того или иного продукта детского творчества.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 4-5 лет. Дети этого возраста способны на достаточном уровне выполнять предлагаемые задания.

Срок реализации образовательной программы 1 год. Общее количество занятий в год -30(с октября по май). Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Форма и режим занятий: программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год -32 (с октября по май). Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 4-5 лет , количество детей 16 человек, время занятий 20 мин. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми дошкольного возраста по всем направлениям развития является игровая деятельность, программа учитывает это положение.

Ожидаемые результаты освоения программы. Воспитанник:

1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

2. Владеет приемами работы с различными материалами.

3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

7. Выполняет работу по замыслу.

8. Показывает уровень воображения и фантазии.

9. Использует в работе разные способы ручного труда.

Способы проверки результатов освоения программы: творческие выставки. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме выставки во время проведения заключительного занятия, когда работы детей по изученной теме выполнены. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных техник исполнения. В конце года готовится большая выставка творческих работ, в которой участвуют лучшие поделки за учебный период.

Учебно-тематический план

№п.п

Раздел, тема

Количество часов

1.

Ветка рябины

1

2.

Сказочная осень

1

3.

Осеннее дерево

1

4.

              Дары осени

1

5.

Ежик

1

6.

Компот

1

7.

Сказочные герои

1

8.

               Мышь

1

9.

               Елка

1

10.

               Петя-петушок

1

11.

Елочка

1

12.

Снежинки

1

13.

Тихо падает снежок.

1

14.

Рукавичка Деда Мороза

1

15.

              Лягушка

1

16.

Снежинка

1

17.

Мы рисуем что хотим.

1

18.

Открытка к 23 февраля

1

19.

               Рыбка

1

20.

               Матрешка

1

21.

Пушистая мимоза

1

22.

Угощение для гостей

1

23.

«Волшебные цветы» Квилинг.

1

24.

По замыслу.

1

25.

Жили у бабуси два веселых гуся

1

26.

Платье для куклы

1

27.

 Изготовление игрушки из бумажной гармошки

1

28.

Веселая птичка

1

29.

Лебединое озеро

1

30.

Чудо-дерево

1

31.

Тучка

1

32.

Бабочка

1

ИТОГО:

32

Содержание курса

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

Заготовка бросового и природного материала

Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон и другие материалы

ОКТЯБРЬ

1

«Ветка рябины». Аппликация из мятой бумаги

Аппликация из мятой бумаги.

Знакомить со свойствами различных видов бумаги. Учить отрывать кусочки салфетки разных размеров, развивать творческое воображение, способствовать развитию мелкой моторики.

Салфетки красные.листья рябины.бумага .Клей.

2

«Сказочная осень»

Аппликация из листьев.

 Учить детей наклеивать высушенные листья на лист бумаги, аккуратно и правильно пользоваться клеем и кистью.

Ватман, сухие листья, клей, кисточки, салфетки.

3

«Осеннее дерево»

Рисование ватными палочками..

Развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками.

Лист белой бумаги с нарисованным деревом. Ватные палочки, гуашь.

4

«Осенние дары»

                                             

Обрывная аппликация из цветной бумаги

Развивать воображение, фантазию; 
-развивать мелкую моторику; 
-воспитывать аккуратность, усидчивость при работе
;

Цветная бумага. Белый лист А4.Клей.

НОЯБРЬ

5

Ежик

Поделка из пластилина и семечек

Учить создавать из пластилина овальную форму, вытягивать носик. Вдавить семечки в полученную форму.

Пластилин черного или коричневого цвета, семечки, заготовленные глазки.

6

«Компот»

Печать фруктами.

Учить детей рисовать  яблоки в нетрадиционной технике при помощи штампа

Яблоки..Лист бумаги в форме банки.

7

«Сказочные герои»

Поделка из киндер-сюрприза и пластилина

Продолжат учить изготавливать сказочных героев  из бросового материала капсул киндер- сюрприза. Вызвать интерес творческому конструированию.. Развивать мелкую моторику.

Киндер-сюрприз, пластилин, глазки.

8

«Мышь»

Лепка из соленого теста

Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине пропорциям.

Соленое тесто, зубочистки.

  ДЕКАБРЬ

9

Елочка.

Поделка

Научить детей создавать  выразительные образы с помощью макаронных изделий.

Пластилин, макароны.

10

«Петя  Петушок».

Рисование ладошкой.

Закреплять с детьми нетрадиционные техники «Рисование ладошкой»,»Рисование пальчиками».

Гуашь. Лист бумаги.

11

 Елочка

Новогодняя аппликация из стружки от карандашей

 

Познакомить с новым материалом для создания аппликаций- стружкой от карандашей;

Клей карандаш. Зеленые стружки от карандашей. Фломастеры.

12

 Снежинки

Объемная снежинка из полоски бумаги..

Вызвать желание помогать воспитателю украсить группу к празднику- Учить складывать полосок из бумаги пополам для создания снежинки.

Белые полоски бумаги. Клей.

ЯНВАРЬ

13

 «Тихо падает  снежок».

Отпечаток скомканной бумагой.

Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму

Лист голубого цвета с изображением дерева, белая бумага, клей, кисточки, гуашь белая.

14

Рукавичка Деда Мороза

Аппликация.

Учить детей красиво наклеивать пайетки, стразы, бусинки, вату, снежинки на шаблон рукавички

Шаблон рукавички из цветного картона, блестяшки, бусинки, снежинки, вата, клей, кисточки, салфетки.

15

 Лягушка

Поделка из прищепок.

 Познакомить детей с нетрадиционным материалом-прищепкой  для изготовления игрушки-лягушки.

Прищепки,, готовые  изображения лягушки.

16

 Снежинки.

Набрызг снежинок через трафарет

Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Учить детей пользоваться трафаретом

Голубой картон, трафарет снежинки. Белая гуашь.Зубные щетки.

ФЕВРАЛЬ

17

Мы рисуем что хотим

Бросовый материал.

Совершенствовать навыки в свободном экспериментировании с материалами.

Все имеющиеся в наличии.

18

Подарок папе

Поделка .

Учить изготавливать самолет из прищепок и палочки для мороженого.

Прищепки, палочка для мороженого.

19

Рыбка

Аппликация

Учить делать аппликацию из кругов.

Разноцветные кружочки, силуэт рыбки.Клей,кисточки.

20

Матрешки

Пластилинография.

.Учить украшать готовую форму матрешки.

Картон в форме матрешки, пластилин.

МАРТ

21

Пушистая мимозы

Рисование методом тычка.

Закрепить с детьми  нетрадиционные техники «Рисование методом тычка», 

Кисточки,гуашь.Бумага.

22

Угощение для гостей.

Лепка из соленого теста

Учить детей лепить угощение для гостей из солёного теста через освоение способов лепки и приёмов оформления поделок .

Соленое тесто (крашенное), зубочистки, старые фломастеры.

23

Волшебные цветы

Квилинг

Закреплять приёмы скручивания; формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук, общую моторику; развивать интеллектуальные и творческие способности, расширять кругозор детей;

Разноцветная бумага,  клей., бумага белая.

24

По собственному замыслу

Используя различную бумагу, дети изготовляют поделки по собственному замыслу знакомыми способами

Упражнять в умении самостоятельно создавать знакомые образы с помощью различной бумаги; развивать фантазию.

Подручный, бросовый материал..

АПРЕЛЬ

25

Жили у бабуси два веселых гуся

Рисование ладошкой

Продолжать учить использовать ладошки как изобразительное средство

Лист бумаги А 4. гуашь белого, синего, зеленого цвета. Маркер красный, черный.

26

Платье для куклы

Аппликация из кусочков ткани

Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Шаблон платья на картоне, кусочки разноцветной ткани, клей, кисточки, салфетки.

27

Изготовление игрушки из бумажной гармошки

Конструирование

 Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки

 Цветная бумага. Фломастеры, клей.

28

Веселенькая птичка.

Поделка из бумаги гармошкой.

Учить складывать бумагу гармошкой.Правильно собирать изображение  птички,из отдельных частей:

Бумага.клей. Гуашь,кисточки.

МАЙ

29

Лебединое озеро

Конструирование из природного материала

Продолжать обучать разным приемам работы с природным материалам, пластилином.  

Шишка, белый, черный и красный пластилин, голубой картон, камешки для украшения.

30

Чудо-дерево

Модульная аппликация

Развивать у детей интерес к сказочным образам деревьев. Формировать желание создать свой образ дерева с помощью цветной бумаги.

Лист бумаги, заготовка ствола дерева, цветная бумага, клей, кисточка, салфетки.

31

Тучка

Аппликация из ватных дисков

Развитие творческих способностей в освоении техники прикрепления ватных дисков на картон.

Ватные диски,краски,кисточки.

32

Бабочка.

Поделка из бумаги гармошкой,

 Освоить технику «набрызг», развивать навык работы в данной технике.

Зубные щетки,гуашь.Бумага.Прищепки.

Методическое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие удобного помещения. Также могут быть использованы презентации, для этого необходимы магнитофон, фотоаппарат, компьютер. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

  1.    Бумага (цветная, гофрированная,).
  2. Картон (однослойный и многослойный).
  3. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
  4. Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.
  5. Ткань.
  6.  Цветной бисер, бусы, стразы,конфети.
  7.  Киндер– сюрпризы.
  8. Семечки. Крупа.
  9. Вата..
  10. Цветные иллюстрации.
  11. Клей. Пластилин.
  12. Соленое тесто
  13. Салфетки цветные.
  14. Пластилин.
  15. Поролон.
  16. Прищепки.
  17. Стружка от карандашей .
  18. Яблоки.
  19. Ватные палочки
  20. Зубные щетки.
  21. Макароны.

                 Информационное обеспечение программы

1. «Волшебные полоски». Петрова И. М.

3. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А.

5. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н.; Ермолаева Н. В.

6. «Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.

7. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г. Агапова И., Давыдова М.

8. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства», Н.А.Горяева - под ред. Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.

9. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Куцакова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме : « Волшебные пальчики» в средней группе .

Программное содержание:Дать представление детям о важности пальцев рук и активности их в различной деятельности .Расширять знания детей о профессиях и познакомить с пословицей : «Умелые  ру...

Рабочая программа «Волшебные пальчики». Для второй группы раннего возраста. Составитель: Коваленко Ирина Анатольевна

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.В.А.Сухомлинский.Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные от...

Конспект занятия по ИЗО с использованием техники изо-терапия (метод рисование пальчиками) в средней группе на тему: «Рябиновая веточка»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), ФЭМП.Виды детской деятельности: игрова...

Конспект занятия по рисованию пальчиками в средней группе «Красивые цветы. Люпины»

Конспект занятия по рисованию пальчиками в средней группе «Красивые цветы. Люпины»...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в средней группе

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга...

Проект "Веселые пальчики" в средней группе

Проект "Веселые пальчики" в средней группе...

Конспект по рисованию с использованием нетрадиционной техники — печатание ладошкой и рисование пальчиками в средней группе. Коллективное рисование «Аквариумные рыбки».

Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционной техники — печатание ладошкой и рисование пальчиками в средней группе. Коллективное рисование «Аквариумные рыбки».Воспитатель...