Совместный экологический досуг для детей средней, старшей. подготовительной групп
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Танаева Нина Александровна

   Досуг порведен с детьми 3 групп. Любовь к природе необходимо воспитывать с детства. Привить любовь к природе и научить ее беречь-задача не из легких. В детском саду дети гуляют. ухаживают вместе с воспитателем за растениями, проводят различные эксперименты. Воспитатели делают все, чтобы дети полюбили природу, не губили цветы, насекомых и т.п..В данном досуге использованы разные формы деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательный досуг «Будем беречь и охранять природу»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

                               Подготовила: Танаева Н.А., воспитатель

Цель: Формирование у детей понятия «живое - неживое». Уточнение понятия «Растения – это живые существа».

Задачи: 1. Сформировать представление детей о живых и неживых существах. Подвести их к выводу, что живые существа – это те, которые дышат, питаются, растут, размножаются, двигаются. 2. Познакомить детей с характерными признаками живого: а) растет; б) дышит; в) двигается; г) питается; д) размножается.

 3. Подвести детей к пониманию того, что нужно беречь природу, животных, охранять их и любить.

4. Учить детей ценить красоту природы, животных.

Предварительная работа:  прогулки в лес, парк, на луг; рассматривание деревьев, цветов, растений; наблюдение за собакой, кошкой, птицами;

 беседа о значении природы, животных, птиц в жизни человека; заучивание стихов.

Оборудование: зал, оформленный под поляну; макеты деревьев, елок, пеньков, цветов, грибов; гнездо,ноутбук, экран, мудьтимедийная установка.

Ход досуга

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем  на планете Земля. Это прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению, они не всегда замечают красоту окружающую нас, не заботятся о природе и, что ещё хуже, наносят ей непоправимый вред. Все люди, живущие на нашей планете Земля должны охранять, беречь и преумножать её богатство.
    Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. Вы согласны? На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными. Отправляемся в путь.

Если выйдем мы в поход, 
Твёрдым будет шаг, 
Не свернёт с пути никто! 
Только так! Только так!
(в зале)
Дети входят в зал под музыкальное сопровождение (песня «Если с другом вышел в путь»). Различные виды ходьбы и бега. 

Ведущий: Посмотрите здесь письмо от нашего старого знакомого Лесовичка. 
      Чтение письма: «Здравствуйте, мои друзья. Мы так давно не виделись с вами. Растения и животные – не могут говорить и защищать себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя. Я надеюсь, что вы не забыли правила поведения в лесу. А чтобы их еще раз напомнить, посылаю вам картинки. Ваш друг Лесовичок.»
(Воспитатель раздает подготовленные картинки детям, дети показывают их и читают стихи, разученные заранее. К каждому стихотворению – картинка на слайде)

  1. Дети запомнить должны и понять:
    Гнезда у птичек нельзя разорять.
    Если в траве увидали яйцо,
    Или услышали крики птенцов.
    Не приближайтесь, не лезьте туда.
    И не тревожьте не птиц, не гнезда.
  2. Без взрослых с огнем развлекаться опасно-
    Закончиться может забава ужасно.
    В лесу очень сухо бывает порой.
    Костер обернется серьезной бедой.
  3. Муравьи лесные санитары,
    Так прозвали люди их недаром.
    Чтобы лес красив был и здоров,
    Без личинок вредных и жуков,
    Муравьи на страже день и ночь
    Гонят разных короедов прочь.
    Только ты им не мешай.
    Муравейники не разоряй.
    Эти санитары так нужны
    Для лесов твоей родной страны.

  1. В лесу летают мотыльки,
    Ползут букашки и жуки.
    Природа мать им жизнь дала.
    У них у всех свои дела.
    Ты их увидишь на пути,
    Не обижай, а отойди.
    Без насекомых лес, друг ты мой,
    И одинокий и пустой.

  1. Цветы украшают луга и леса,
    Но это не только природы краса.
    В них пчелы находят живительный дар,
    И бабочки пьют из них сладкий нектар.
    Не надо, друзья, их бессмысленно рвать.
    Не надо букеты из них составлять.
    Завянут букеты, исчезнут цветы,
    И больше не будет такой красоты.

  1. У леса музыка своя.
    Ее послушайте друзья.
    Вот птичьи трели раздались,
    Вот белка скачет вверх и вниз,
    А вот кузнечик затрещал.
    По ветке дятел застучал.
    Как много звуков тут и там.
    В лесу не нужен шум и гам.
    Нельзя шуметь, галдеть, кричать.
    И громко музыку включать.

  1. В поход пришли ребята.
    Отдохнуть, конечно, надо.
    Поиграть и порезвиться,
    И наесться и напиться.
    Но вокруг остались банки
    Целлофан, железки, склянки.
    Оставлять их здесь нельзя.
    Не поленимся, друзья!
    Мусор здесь, в лесу чужой.
    Заберем его домой.

Воспитатель: Молодцы. А теперь пошли в лес.

Воспитатель с детьми отправляются в «лес» - зал. Они подходят к «поляне» и вдруг видят ужасную картину. (Зал оформлен под поляну – на поляне березы, елочки, трава, грибы.На одном из деревьев свито гнездо). На поляне Баба – Яга и Леший. Они хулиганят.

Баба – Яга: Что – то я сегодня вредная. Не люблю я когда красиво, когда птицы поют, когда тишина и уют. Давай мы здесь все переделаем по – своему.

Леший: Давай, Баба – Ягуся. Ты цветов нарви и веточки для веников, да выбирай веточки получше, а я пока гнездо погляжу. Что там есть?

Баба – яга: Молодец, Леший. ( И они начинают безобразничать – Баба- Яга начинает ломать ветки, а Леший лезет в гнездо).

Воспитатель: Дети, хорошо они делают или плохо?

Дети: Плохо!

Воспитатель: А давайте их остановим. Разве можно так делать? Крикнем громко все: «Нельзя!»!!!

Дети: Нельзя! Нельзя!

Баба – Яга: Ой, что это? Гром, что ли? Или сила нечистая?

Леший: (От крика детей падает с дерева и за ним падает гнездо с птенцами). Ой, боюсь, сгинь, сгинь нечистая сила.

Воспитатель: Это что вы тут хулиганите, все ломаете, гнезда разоряете?

Леший: Ой, бабуся, к нам гости пожаловали! Они, наверное, тоже вредные, не любят красоту, все живое, все цветущее, все поющее. Давай их пригласим с нами повредничать.

Баба – яга: Давай пригласим. Проходите, гости дорогие, будем вместе вредничать.

Воспитатель: Ах вы, нехорошие! Это что же вы творите? (Обращается к Лешему и Бабе - Яге). Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать? Птичьи гнезда разорять? Грибы и ягоды топтать? (Обращается к детям).

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Конечно, нельзя. Ведь деревья, цветы, трава и птицы – они живые.

 Баба – Яга: Деревья живые? Трава живая?

Леший: Цветы живые? Кусты живые?

Воспитатель: А как вы, дети, думаете?

Дети: Ответы.

Воспитатель: (Берет в руки горшок с цветущим цветком). Посмотрите, вот цветок – он живой?

Баба – Яга и Леший: А кто сказал, что он живой, я говорю, что он неживой.

 Леший: Да он не ходит, не ест кашу, не пьет сок и не одевает шубу. (Оба смеются).

Воспитатель: А как вы думаете, дети?

 Дети: Ответы.

Воспитатель: Растения – живые, и вот почему:

 Цветок растет (был маленький, когда его посадили);

 Дышит. Если бы он не дышал, он бы не рос. Вот почему очень часто нужно протирать листья у цветов;

 Он питается. Мы его поливаем, и он впитывает своими корнями воду и только за счет этого растет;

 Цветок размножается. У него появляются ростки или «детки», и потом мы их отсаживаем в другой горшок, и они растут.

Воспитатель: (обращается к детям). Хорошо ли сделали Баба- Яга и Леший или плохо?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Посмотрите, сколько цветов они сорвали и выбросили, сколько веточек сломали, гнездо разорили! (Баба – Яга и Леший стоят, понурив головы).

Баба-Яга: А мы сейчас посадим снова цветы, веточки на место приделаем, гнездо на место поставим.

Воспитатель: Ну и что? Дети, если сорванный цветок воткнуть в землю, он приживется? А если веточку приставить к сломанному месту, она приживется?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сломали ветку, она теперь живая или неживая?

Дети: Неживая.

Воспитатель: А цветок? Живой или неживой?

Дети: Неживой.

Воспитатель: Слышите, Баба – Яга и Леший? Он стал неживым, потому что вы постарались и сделали их неживыми. Сорванные цветы будут расти?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, они неживые. Вы вредные, Баба – Яга и Леший.

Баба – Яга: Мы больше не будем такими плохими, а станем хорошими и будем слушать вашу воспитательницу.

Воспитатель: А как вы думаете, птицы живые?

Дети: Живые.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, птицы умеют летать, они растут, питаются, размножаются. А можно птиц ловить и сажать в клетки?

Дети: Нельзя.

Баба – Яга: Можно. А хотите, мы вам сейчас много – много птиц поймаем? (обращаются к детям).

Дети: Нет, не хотим.

Воспитатель: Всем животным, птицам очень плохо в неволе, они плачут, тоскуют. Никогда их не ловите, и не сажайте в клетки. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: А ты, Леший, разорил гнездо. Где же теперь будут жить птицы? Тебе не жалко их?

Леший: (плачет). Жалко, больше так делать не буду.

Воспитатель: Вот у меня здесь семена в корзиночке. Когда наступит весна, мы посадим эти семена и вырастет много – много цветов. А гнездо Леший и Баба – Яга поставят на место. Мы же с ребятами пока будем отгадывать загадки. (Отгадки появляются на слайде)

  • На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
  • Маленький мальчишка в серомармячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

По ночам кочует, коноплю ворует. (Воробей)

  • Днем спит, ночью летает
  •  И прохожих пугает. (Сова)
  • Держит девочка в руке облако на стебельке.

Стоит дунуть на него – и не будет ничего. (Одуванчик)

  •  Растут – зеленеют, Упадут – желтеют. (Листья)
  • Много рук, а нога одна. (Дерево)

Воспитатель: Молодцы, знаете загадки. Ну, как там наши друзья, справились?Ну вот и хорошо. А теперь дети и вы, Баба – Яга и Леший, приберемся на поляне, соберем весь мусор.

Собирать в виде игры «Кто скорей наберет корзинку» (все играют под музыку «Вот оно какое наше лето»)

Воспитатель: Вот и порядок на поляне, сразу стало чисто и красиво. Давайте сейчас немного отдохнем.

1) «Цветок» - руки плавно поднимаются вверх и опускаются. Вырос высокий цветок на поляне Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питание Дружно дают под землей корешки.

2) «Зайцы». Скачет зайка косой

Под высокой сосной,

Под другою сосною

Скачет зайка другой.

3) «Птички». Птицы полетели, крыльями махали

На деревья сели, вместе отдыхали.

Воспитатель: Отдохнули? Ну вот и хорошо. А теперь давайте поиграем с вами в дидактическую игру «Живая - неживая».

Воспитатель(раскладывает на поляне картинки с изображением игрушек, растений, животных, птиц.): Вам нужно выбрать картинки с живыми существами. Например, стол - живой или неживой, машина – живая или неживая, а цветок? И т. д.. Картинки с живыми существами мы будем отдавать Бабе – Яге, а с неживыми существами – Лешему. Согласны? Тогда играем. (Дети играют).

Воспитатель: Вот мы и поиграли. А что нового узнали? (Цветы питаются, размножаются, растут, цветут и т.д.). А теперь послушайте стихи (читают дети):

1. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

 

2. Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3. Прекрасна, прекрасна

Родная Земля.

Прекраснее мне не найти

Никогда!

Зеленые долы, леса и поля,

И синяя в море вода.

4. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется – Природа!

Давайте же всегда ее беречь!

-  А теперь нам пора в детский сад. Давайте попрощаемся с Бабой – Ягой и Лешим и пожелаем им никогда не безобразничать в лесу. И вы, ребята, тоже поступайте правильно! (Дети уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий познавательно-развлекательного развлечения для детей средней, старшей, подготовительной группы. «День рождения города Сосновый Бор»

Сценарий развлечения празднования юбилея города Сосновый Бор со сказочными героями Знайкой и Незнайкой. Участники развлечения - дети средней, старшей и подготовительной группы детского сада....

Конспект военно – спортивной игры «Зарничка» на улице, посвященной 23 февраля, для детей средней, старшей, подготовительной групп с участием родителей.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств,  воспитания любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений.Задачи:1.Закреплять умение преодолевать п...

Праздник для детей средних, старших, подготовительных групп "Ильин день".

Чтобы сохранились старинные русские традиции, обычии России, необходимо развивать интерес детей, через праздники, игры, развлечения....

Сценарий праздника "Масленица" для детей средней, старшей, подготовительной групп.

Масленица, или сырная неделя, — один из сохранившихся до наших времен языческих праздников, который теперь тесно связан с христианством. Масленичную неделю принято было жить на широкую ногу: нар...