Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет)
на тему «Вслед за радугой».
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Создание комфортного психологического микроклимата на занятии;
2. Активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений об окружающем мире;
3. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
4. Формировать и развивать умение детей понимать собственные эмоциональные проявления и окружающих людей;
5. Воспитывать умение работать в коллективе;
6. Способствовать проявлению детского творчества в работе с нетрадиционным материалом;
7. Развивать творческие способности детей, воображение, речь в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям.
Форма занятия: подгрупповая (6-8 человек)
Материалы и оборудование: мягкая игрушка солнышко; плоскостное изображение гномов с грустным и веселым настроением; волшебный осенний листочек; осенние листики с тактильным покрытием; записи музыкального сопровождения; «следы Кляксы», сюжетные картинки (для работы в парах); голубая лента; капельки дождя, хмурые тучи, солнышко, облака; разноцветные трубки; емкости с водой; песочница; разрезная картинка с планом места; шкатулка с элементами радуги; цветная соль.
Ход непосредственной образовательной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
- Сегодня я предлагаю вам, отправится в царство Радуги.
- Но сначала мы поздороваемся друг с другом. К нам на занятие заглянуло солнышко, оно хочет поделиться с вами своим хорошим настроением (дети по кругу передают солнышко и называют своего соседа ласковым именем).
- Ребята, я слышу, что кто-то плачет (музыкальная запись "плач гномика") Посмотрите, это гномик, как вы думаете какое у него настроение? (ответы детей)
- Он поделился со мной своей бедой... В его сказочном песочном царстве побывала Черная Клякса и похитила с неба радугу. Не будет в нем больше добра, тепла и света!
- А что может случиться без ярких красок, как вы думаете? (детям показывается фланелеграф с пасмурным небом и тучами)
- Я предлагаю вам помочь маленькому гномику и вернуть на небо разноцветную радугу. А дорогу нам покажет волшебный листочек. А как вы думаете, почему я назвала листочек волшебным?
- Давайте встанем в круг и отправимся вместе с листочком в путь.
- Ты лети, лети, листочек,
Мимо елок, мимо кочек,
Покружи, покружи,
Нам тропинку покажи.
- Ребята, мы с вами пришли на лесную полянку. Отгадайте, кто здесь хозяйка.
- Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назовите вы меня!
- Посмотрите, как постаралась хозяйка Осень. Взгляните, чем она украсила осеннюю полянку? (на полу расположены листики деревьев с различными тактильными покрытиями)
- Выберите себе любой понравившийся листочек и расскажите о нем. Какой у тебя листочек, с какого дерева? На что он похож?
- Какие ощущения возникают, если погладить твой листочек?
- Ребята, давайте, и мы с вами превратимся в осенние листья (презентация на тему "осень") физминутка.
По дороге мы идём,
Листья сыплются дождём.
Красно – желтый листопад
Обсыпает всех ребят.
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
То налево посмотрели,
То направо поглядели.
Лист дубовый, клена лист
Низко – низко приседаем,
И листочки собираем.
Соберем большой букет
Славной осени привет.
Мы последний раз присели,
Отдохнули, посвежели.
А теперь домой идем,
Листья желтые несем.
- Ребята, это Черная Клякса специально нас отправила на лесную полянку, чтобы помешать нам вернуть радугу в песочную страну. Посмотрите, что это, как вы думаете? (психолог показывает на следы Кляксы на полу).
- Да, это следы Черной Кляксы. Возьмитесь за руки, пойдемте по ним. Может, под ними спрятаны краски радуги?
- Посмотрите.
- Что вы видите? (с обратной стороны клякс изображены картинки)
- Я предлагаю вам оживить эти картинки. Придумайте и покажите вдвоем нарисованный сюжет, а мы отгадывать будем.
-Какие веселые и живые картинки у вас получились! Но краски радуги мы так и не нашли. Где наш волшебный листок?.....
(психолог достает волшебный листок, обращается к нему, дети кружатся)
- Ты лети, лети, листочек,
Мимо елок, мимо кочек,
Покружи, покружи,
Нам тропинку покажи.
- Привел листочек нас к лесному ручейку. Прислушайтесь, тишина. Ручей не журчит, не поет. Наверное, Черная Клякса и здесь побывала. Какое у вас настроение?
Попробуем оживить ручеек. (детям предлагаются емкости с водой и разноцветные соломинки. Дети изображают песенку ручейка)
- Ребята, какими словами можно описать песенку ручейка?
- Дети, о чем мы хотели спросить ручей?
- Нам ручей предлагает взять его капельки воды и поднять их высоко в небо. Возможно, там мы найдем разноцветную радугу (дети берут капельки и прикрепляют к тучам на фланелеграф)
-Звучит музыкальная запись грохота грома и дождя. Ребята, посмотрите и здесь нет радуги! Опять нас опередила Черная Клякса!
- Давайте, мы с вами откроем наши цветные зонтики и прогоним с неба черные тучи и вместе с ними Кляксу.
- Черная Клякса испугалась ярких цветов ваших зонтиков и убежала!
- Где же нам найти краски радуги?
- Ребята, когда Клякса убегала, то я видела, что она, что-то прятала в нашей песочнице, давайте посмотрим?
- Скажите, что это вы нашли в песке? (разрезную картинку с планом местности).
-Давайте мы сложим части картинки и посмотрим, что у нас получилось? (получилась картинка с изображением рыбок)
- Смотрите, это план места, где спрятана шкатулка с радугой. Давайте найдем это место. (дети ищут в комнате шкатулку и находят за аквариумом)
-Что в шкатулке? (дети находят в шкатулке несколько полосок радуги)
-Мы с вами нашли радугу, но мне кажется, что здесь чего-то не хватает.(дети вспоминают цвета радуги и замечают, что нехватает несколько полосок).
- Черная Клякса забрала несколько полосок, и радуга не получится.
- Какого цвета полосок радуги не хватает? (оранжевого,жеелтого,зеленого, фиолетового)
- Что мы с вами можем сделать? (предложения детей)
Да ребята, мы с вами раскрасим нашу радугу, только необычным способом. Полоски радуги будем раскрашивать цветной солью.
- Перед вами на столе лежит клей и тарелочки с цветной солью. Мы с вами намажем клеем полоски радуги и аккуратно будем сыпать соль на полоски.
- Какая красивая разноцветная радуга у вас получилась! Вы постарались, молодцы!
- Давайте наше небо мы сделаем солнечным.(дети снимают тучи с капельками и прекрепляют солнышко с радугу)
- А вот и наш гномик появился. Посмотрите на него, что изменилось? (настроение, он стал веселым. радостным)
- А как вы думаете, почему?
- А у вас какое настроение?
-Ребята, вы помогли гномику вернуть в его песочную страну радугу и солнце. Его страна стала солнечной и жизнерадостной.
- Давайте мы с вами создадим песочную страну гномика.(дети подходят к песочнице и создают сказочную страну гномика, с помощью фигурок)
- Вы были дружными, активными, все вместе преодолели препятствия. Скажите, что было самым трудным, а что - самым радостным в дороге?
- Прощание.(дети становятся в круг говорят друг другу спасибо и до свидяния).