Консультация на тему_ Руководить нравственным воспитанием дошкольника
консультация по окружающему миру на тему

Чугунова Ольга Леонидовна

Дошкольное воспитание - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, занятиях и др.), имеющей морально ценную значимость. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация г. Подольска Комитет по образованию и делам Молодёжи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 32 "Светлячок"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«Руководить нравственным воспитанием дошкольника»

Подготовила и провела:

Зам. зав. по ВМР

д/с №32 «Светлячок»

Чугунова О.Л.

ноябрь 2011 г.


Дошкольное воспитание - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, занятиях и др.), имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности (имеющую значение в организации учебного труда в школе), культуру речи, и главное, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Требования воспитателя должны звать ребенка «вверх» по ступеням нравственного мужания. Педагог учит малышей двух-трех лет положительному общению на основе чувств доброжелательности, умение играть рядом с детьми, делиться с ними игрушками. Уже на этом возрастном этапе надо добиваться, чтобы элементарные нравственные понятия выражались в стремлении следовать указаниям взрослого.

В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организационного поведения. Например, не мешать окружающим криком и шумом. Воспитатель учит детей, как вести себя, не нарушая нормального течения жизни в группе, как вести себя дома, чтобы не мешать отдыхать, или заниматься старшим, в общественных местах не кричать, не разговаривать громко, не толкать прохожих. У детей этого возраста воспитывают умение дружно играть со сверстником, при необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять о нем заботу.

У детей четырех-пяти лет возрастают возможности в проявлениях гуманных чувств и положительных взаимоотношений. В этот период у детей формируют навыки коллективного поведения. Воспитатель приобщает их к совместной деятельности, учит уважать общий замысел игры и подчиняться ее правилам. При этом педагог учитывает, что основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, проявлять чувства дружелюбия и взаимопомощи.

Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки. Чтобы развить это качество, воспитатель формирует у детей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Он побуждает их к оценочным суждениям о собственном поведении: «Я вел себя хорошо», или: «Я обидел товарища, это плохо», или: «Своим поступком я огорчил воспитателя». Ребенок испытывает стыд за то, что не оправдал мнения взрослого, обидел товарища, сказал неправду, не выполнил обещания и т.д.

Особое внимание уделено в «Программе воспитания и обучения в детском саду» формированию этических представлений у старших дошкольников: о правдивости, справедливости, смелости, скромности и т.п.

Важно не допускать у детей таких проявлений, как бесцеремонность, дерзость, жадность, эгоизм, черствость, жестокость, лень, т.е. всего того, что тормозит нравственное развитие.

К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период воспитатель старается пробудить в них критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации,


когда ребенок может дать оценку собственным действиям: «Как ты считаешь, правильно ли ты поступил?», «Отказался помочь маме - это хорошо?», «Как ты думаешь поступить в этом случае? Почему?», «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?», «Что сказал бы твой товарищ о твоем поступке?» и т.д. Этим самым педагог формирует нравственное сознание и мотивы поведения, которыми ребенок должен руководствоваться в соответствующих ситуациях.

В период старшего дошкольного возраста, когда понятие «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения, как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. Это приобретает особое значение в связи с тем, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в поведении и общении со взрослыми и сверстниками и на уроках и в повседневной жизни. Какими установками при этом будет руководствоваться ребенок, зависит от уровня его нравственной воспитанности.

В этот период у детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, т.е. качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Вот почему особое внимание уделяется развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением сверстников, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и конфликтов.

Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Он намеренно использует любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу», «Принес из дома новую игрушку - покажи ее и дай поиграть с ней всем ребятам» и т.д. Так понятия «я», «мое» расширяются до понимания «мы», «наше». Рождается гордость за коллектив: «Мы были на экскурсии, и нас похвалили за то, что мы хорошо себя вели».

Нельзя забывать о воспитании у детей самостоятельности, привычки к трудовым усилиям, бережливости, аккуратности, умение замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относится к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах.

Таков багаж нравственных представлений детей на каждом возрастном этапе. В этой связи «перед педагогами стоит задача такой организации нравственного воспитания детей, при которой у ребенка начинают формироваться нравственная самостоятельность, активное отношение к жизни, общественная направленность мотивов поведения, эмоционально осознанное положительное отношение к окружающему»

Формированию нравственной самостоятельности содействуют правила. Они являются ориентиром, при помощи которого они избирают нужные формы поведения. Благодаря правилам каждый ребенок уясняет, осмысливает, как вести


себя со взрослыми, сверстниками, дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.

Детей обучают правилам, связанным с соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правилам помогающим строить отношения со сверстниками и окружающими людьми, правилам вежливости, поведения за столом, на занятиях, в процессе самостоятельной и совместной деятельности и др.

Правила вводят постепенно, в естественных ситуациях, с учетом возраста детей. Вместе с усвоением основных правил детям разъясняют другие, которые конкретизируют и дополняют уже им известные, например: «Как вести себя за столом», «Как вести себя на занятиях», «Как вести себя на улице, в транспорте, в спорте», «Правила пешехода», «Как вести себя во время разговора со взрослым», «Правила дружной игры», «Правила дружной работы», «Правила вежливости» и т.д.

Вводя любое правило, педагог разъясняет его смысл. Если дети понимают его необходимость и знают, как его выполнять, то они быстрее овладевают нужными способами поведения.

Недостаточно лишь познакомить детей с правилом, полезно еще и показать способы его выполнения, например: как сидеть за столом, держать ложку, вилку, пользоваться салфеткой, брать пищу, отламывать хлеб и т.д. Когда дети все что усвоят, они поймут, что означает требование хорошо вести себя за столом. Таким образом, показ в сочетании со словом помогает понять ребенку, что от него хотят. Это особенно важно учитывать, если мы имеем дело с маленькими детьми. Следует учитывать, что маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а обычные требования иногда не доходят до них. В таких случаях незаменимы игровые приемы. Правила, облеченные в форму игры, увлекают детей, и они легко выполняют требуемое. Например, не всегда удается заставить малыша поздороваться или сказать «спасибо». Но если взять в руки мохнатого мишку и от его имени поздороваться с малышом, то он ответит на приветствие. С помощью игровых приемов можно руководить поведением детей, не испытывая их сопротивления.

Чем меньше ребенок, тем меньше он способен контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому педагог постоянно напоминает малышу о соблюдении правил. Например: «Сейчас уберем свои игрушки на место, а потом станем собираться на прогулку». Подсказывая детям, как надо поступить, он как бы программирует их действия, предупреждая отрицательные проявления.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста не нуждаются в частых напоминаниях, они уже многое знают и умеют. Указания же воспитателя рассчитаны на более высокую самостоятельность: «Надеюсь, ты был вежлив?», «Проверь, все ли ты сделал как надо». Педагог использует косвенные приемы. Иногда он лишь намечает линию поведения, говоря ребенку: «Ты большой, и, наверное, не стоит напоминать тебе, как вести себя». Этот прием основан на естественном стремлении ребенка быть большим, на пробуждающемся чувстве собственного достоинства.

Важно, чтобы усвоение правил требовало от старших детей нравственного напряжения, усилий воли, сдержанности и постоянного элементарного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Боярчук Ларисы Анатольевны на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Боярчук Ларисы Анатольевны на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»...

Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности. Тема «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Воспитание доброты»

Духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в беск...

Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

         Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит при общение ребенка к культуре, к...

Консультация для педагогов на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС»

Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС»    ...