"Волшебница осень" НОД в подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пузырева Дарья Николаевна

Очень интересное познавательное мероприятие,в виде соревнования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_volshebnitsa_osen.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для подготовительной к школе группы на тему
«Волшебница Осень»

Форма проведения: КВН.

Интеграция образовательных областей: «Познание». «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель: продолжать формирование представления детей об осенних изменениях в природе.

Задачи:

Систематизировать знания детей об осеннем времени года; расширить и активизировать словарь детей по теме «Осень»;

Развивать любознательность, творческое воображение, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук;

Способствовать формированию эстетических чувств, при восприятии произведений искусства – живописи и музыки;

Воспитывать экологическую культуру, любовь, заботливое отношение к природе и ее обитателям.

Материал: венок из осенних листьев, звукозапись «Осень на дворе», детские шапочки для команд «Овощи» и «Грибы», корзинка Осени, две детские корзинки, муляжи овощей и грибов, «волшебные» листочки, альбомные листы, геометрические фигуры, фломастеры, картины художников про осень, записи классической музыки про осень, запись шороха листвы и ветра, ноутбук, проектор, экран для проектора, иллюстрации животных, семена и природный материал для аппликации, свежие овощи и фрукты, шпажки, медали детям, угощение.

Методы и приемы, использованные на занятии:

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

Предварительная работа: Рассматривание картин и иллюстраций об осени, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры. Разгадывание ребусов, экскурсия в парк, беседа о перелетных и зимующих птицах.

Ход:

    Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.  (Звучит произведение П.И. Чайковского «Осень»)

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму, тогда и в группе нашей станет светлей!

(Дети улыбаются воспитателю и друг другу.)

      Сегодня по дороге в детский сад я заметила, что деревья вокруг какие – то особенные! Листья на них желтые, словно из золота! Под ногами шуршит листва, а в лужах, будто желтые кораблики, плывут листочки. Такая красота вокруг! Я остановилась и прислушалась: было тихо – тихо, и вдруг я услышала, как с ветки сорвался лист, и медленно кружась в воздухе, лег на землю. Мне захотелось принести вам кусочек этой красоты. Я собрала листья и сплела из них венок. Посмотрите, какой красивый! (Воспитатель показывает венок из осенних листьев.)

Дети:  Какой красивый венок получился.

Воспитатель:  Ребята, вам нравятся эти листья?

Дети: Очень красивые листья.

Воспитатель: А какие они?

Дети: Листья разноцветные, красные, желтые и коричневые, а еще они  разной формы.

Воспитатель:  Венок из листьев не простой, он обладает волшебной силой! Тот, кто его надевает, становится волшебницей – Осенью. Ребята, вы разрешите мне попробовать надеть венок?

Дети: Конечно, давайте попробуем, что из этого получится.

(Воспитатель надевает на голову венок)

Осень:  Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем работать в командах. А о чем мы будем говорить догадайтесь, пожалуйста, сами:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется –

Это время года …..

Дети: …..осенью зовется.

(Звучит шорох листвы, легкого ветра)

Осень: Да, это осень. И сегодня мы будем говорить об этом времени года.

Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами, не правда ли?

Дети: (Ответы – рассуждения детей)

Осень: Наши команды будем формировать по загадкам. Одна команда будет называться «Грибы», а другая – «Овощи». Дети, называя отгадку овощ, становятся участниками команды «Овощи» и получают вот такую шапочку, другие же, называя отгадку, относящуюся к грибам, становятся участниками команды «Грибы» и получают шапочку с изображением гриба.

- А как вы думаете, почему названия командам выбрано именно «Овощи» и «Грибы»?

Дети: Потому что урожай собираюсь осенью.

Осень: Совершенно верно, овощи и грибы собирают осенью. А еще осень называют запасихой!

По лесной дорожке

Осень к нам пришла

И с собой в корзинке

Подарки принесла.

(«Осень» подводит детей к корзинке. Корзинка накрыта).

Вот корзиночка стоит,

Очень странная на вид.

Догадайся поскорей,

Что в корзиночке моей?

(«Осень» загадывает детям загадки)

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

В красной шапочке красивой

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

 

Круглый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репа)

 

Растут в лесу сестрички,

Рыжие … (Лисички)

 

Вверху зелено,

Внизу красно.

Выдерну корешок,

Испеку пирожок. (Морковь)

 

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый … (Мухомор)

 

Над землей трава,

Под землей голова. (Свекла)

 

Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их … (Опята),

В кузовок их положу.

 

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок –

Зеленый лесок. (Редиска)

 

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок … (Масленок)

 

Телятки гладки,

Привязаны к грядке.

Лежат рядками,

Зеленые сами. (Огурцы)

 

Люблю я в разных шапках быть:

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.

Собирай, не мешкай, это … (Сыроежка)

 Растет на грядке

Зеленая ветка,

А на ней красные детки. (Помидор)

 

Серенькие шапки,

Рябенькие ножки,

Под березкой растут.

Как их зовут? (Подберезовики)

 

Расселась барыня на грядке,

Оделась в шумные шелка.

Мы для нее готовим грядки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

 

А этот красавец

На белой ножке.

Он в красной шляпке,

На шляпке – горошки. (Мухомор)

 

Потянешь помело –

Вытянешь гнездо.

Еде смена,

Хлебу замена. (Картофель)

 

На толстой белой ножке

Коричневая шапка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает … (Боровик)

 

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

 

Осень:  Ну, вот и команды наши сформированы, можно приступать к соревнованию! За каждое выполненное задание команда будет получать «волшебные» листочки. В конце нашего соревнования мы подсчитаем общее количество листочков в каждой команде и определим команду – победителя. Ну, что вы готовы?

Дети: Готовыыыы!

 1Конкурс «Волшебник».

Осень:  Перед вами лежат листы бумаги и коробочки с набором геометрических фигур. Каждой команде нужно выбрать по 3 фигуры, обвести их на листе бумаги и превратить при помощи фломастера в овощ и фрукт. Победит та команда, в которой будет большее разнообразие овощей и фруктов, поэтому не забывайте договариваться между собой!

Осень:  Вы, настоящие волшебники! Поэтому каждая команда получает по заветному листочку.

 2Конкурс «Осень в картинах».

(Вниманию детей представлены картины известных художников про осень, отражающие разные периоды осени)

Осень:  Ребята, художникам очень нравилось рисовать осень. Ведь она такая разная! Сейчас команде «Грибы» нужно отобрать произведения, посвященные ранней осени, а команде «Овощи» - картины, отображающие позднюю осень. (Дети приступают к заданию.)

Осень:  Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Осень:  Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Осень: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Вы не только наглядно, но и словесно доказали правильность сделанного выбора. Получите свои волшебные листочки!

Осень:  А сейчас мы с вами немного отдохнем, а потом снова соревноваться начнем!

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

 3Конкурс «Пословицы и поговорки об осени».

Осень:  Перед вами две шкатулки. Их нужно наполнить пословицами и поговорками об осени. Каждая пословица или поговорка – волшебный листок! Команды, вы готовы?

- Осень - запасиха, зима – собериха.

- Осень прикажет, зима свое скажет.

- Осенью и воробей богат.

- Холоден сентябрь, да сытен.

- Упал с дерева лист один – жди осень.

- В ноябре зима с осенью борются.

- Весна дает цветы, а осень плоды.

- Весной дождь растит, а осенью гноит.

- Осенняя пора – птица со двора.

- День прозевал, урожай потерял.

Осень: Мне очень понравились ваши пословицы и поговорки! Шкатулочки наполнились, поэтому каждой команде я даю по два волшебных листочка!

 4. Конкурс  «Дополни предложение».

Осень: Каждой команде по очереди будут прочитаны предложения, которые нужно дополнить по смыслу. Та команда, которая быстро и правильно справится с этим заданием и получает свой волшебный листочек!

- Если на небе появилась туча, то …

- Если листья падают, то …

- Зонт берут тогда, когда …

- Мухомор, поганка – это …

- Овощи – это …

- Поздняя осень – это …

- Птицы улетают, значит …

- Если на улице лужи, то …

Молодцы! У каждой команды получились очень красивые предложения про осень! Полные по содержанию и законченные по смыслу. Получите свои волшебные листочки.

 5. Конкурс «Кто, где живет?»

Осень:  А сейчас мы с вами немножко поиграем, а заодно и узнаем, где же живут наши птицы и звери? Я буду называть каждой команде животное или птицу, а вы его жилье! Победит та команда, которая назовет больше правильных ответов. (Каждое названное животное или птица демонстрируется на экране для проектора.)

 Вы готовы?

Дети: Готовы!

- Лиса - … (нора)

- Волк - … (логово)

- Рыба - … (вода)

- Медведь - … (берлога)

- Заяц - … (где придется)

- Белка - … (дупло)

- Птица - … (гнездо)

- Черепаха - … (панцирь)

- Улитка - … (раковина)

- Человек - … (в доме).

Осень:  Вы не только быстро, но и правильно назвали для каждого зверя и птицы – дом! Каждая команда получает по волшебному листочку!

 6. Конкурс «Чудо Осень». (Аппликация из семян)

Осень:  Ребята, пройдите к столам. Сейчас каждая команда должна будет выполнить коллективную работу на тему «Осень». Все необходимые материалы у вас на столах. ( Природный материал, семена, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, кисти, пластилин) На выполнение задания дается 20 минут.

Осень: А теперь посмотрим, что же у вас получилось! (Оценивание результатов конкурса)

Осень: Чтобы пальчики наши отдохнули, проведем для них гимнастику!

 

Пальчиковая гимнастика «Опята»

На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)

Мама, папа, брат и я (поочередно пальчики разжимают)

Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)

Есть у каждого своя («крыша» из ладошек).

Осень:  Ну, вот мы немножко и отдохнули! А теперь нам предстоит выполнить последнее конкурсное задание.

 7. Конкурс «Узнай на вкус».

Осень:  Сейчас поочередно каждому участнику обеих команд будут предложены овощи или фрукты на шпажке, которые вы должны узнать на вкус с закрытыми глазами. Та команда, которая безошибочно определит овощ или фрукт и получит свой волшебный листочек.

Осень: Вам понравился конкурс?

Дети: Очень понравился.

Осень: За самый вкусный конкурс, каждая команда получает по листочку! А сейчас настало время подвести итоги и определить команду – победителя!

(Осень подсчитывает вместе с детьми количество набранных листочков в каждой команде, называет команду – победителя, вручает медали «Помощники Осени».)

Осень:  Но, Осень пришла к вам не с пустыми руками. Моя волшебная корзиночка приготовила для вас вкусное угощенье – сочные спелые яблочки!

(Детям раздается угощенье.)

Осень снимает венок из листьев, и к детям возвращается в образе воспитателя.

Воспитатель: Ну вот, я сняла венок и стала снова вашей воспитательницей.

Вам понравились подарки осени?

Дети: Да, понравились.

Воспитатель: А что еще принесла осень в подарок?

(Ответы – рассуждения детей.)

Воспитатель: Все правильно и грибы, и ягоды, и сочные яблоки, золотую листву и серебряный дождик. Щедра осень на подарки!

Воспитатель: Скажите ребята, что вам понравилось в соревновании и интересно ли вам было?

Дети:  Было интересно и нам понравилось угадывать овощи и фрукты на вкус, делать поделку с командой, отгадывать загадки и т.д.

Воспитатель: Может, у вас были какие то, трудности в участии в соревновании?

Дети: Немного было сложно в конкурсе с пословицами и поговорками.

Воспитатель: Спасибо Вам большое ребята, вы молодцы и умницы!

Список использованной литературы:

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллаж "Волшебница Весна " в подготовительной группе

Открытое занятие "Коллаж  "Волшебница Весна"...

Сценарий праздника "Волшебница - Осень!" в подготовительной группе.

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре; учить детей выразительному пению, совершенствовать основные танцевальные движения: хороводный шаг; инсценировать, передавать образные движения в игра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации «Волшебница весна» в подготовительной группе

Тема: "ВОЛШЕБНИЦА - ВЕСНА". Цель: развитие творческой активности детей и проявление интереса к созданию аппликации нетрадиционЗадачи:• уточнить и закрепить представления об изменениях в прир...

Интегрированное занятие на тему: «Волшебница вода» в подготовительной группе.

Занятие посвящено закреплению знаний детей осостояних воды, воспитанию бережного отношение к ней, развивать воображение детей в изодеятельности....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Волшебница – вода» в подготовительной группе

Занятие по развитию речи. Активизировать и расширять словарь по темам "Зима", "Транспорт", "Вода", "Флора и фауна Земли"...

Конспект образовательной деятельности по экологии "Волшебница вода" в подготовительной группе

Конспект образовательной деятельности по экологии "Волшебница вода" в подготовительной группе...