Конспект образовательной деятельности по экологии "Волшебница вода" в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хакимова Алсу Разимовна

Конспект образовательной деятельности по экологии "Волшебница вода" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по экологии "Волшебница вода" в подготовительной группе

Цель: формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

Задачи:

Образовательные: 
- ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять предметы; - объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации; 
- развивать навыки проведения лабораторных опытов.


Воспитательные: 
- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность; 
- вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.


Развивающие:
- развивать собственный познавательный опыт;

- расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Оборудование: посуда  разной формы, соль, сахар, масло растительное, салфетки, электрочайник,  зеркало.  Презентация «Капля воды».

Приемы: демонстрация слайдов, беседа, объяснение, вопросы, комментирование наглядного материала,  чтение стихотворения.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок о воде, беседы, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением рек, озер, морей и океанов, экскурсия на речку.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня ко мне подошла Дина Валерьевна и попросила о том, чтобы мы  рассказали ее деткам о воде, что такое вода, какая она. Ведь для этого надо собрать информацию. Откуда мы можем получить эту информацию? (из энциклопедий, с интернета, спросить у взрослых). Но чтобы больше узнать о воде я   хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Сегодня я буду ученым, а вы моими помощниками. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Давайте сегодня представим, что наша группа это лаборатория.

  1. «ВОДА – ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»

Воспитатель: Для начала подойдём к столу. Здесь вы видите много посуды. Как нужно обращаться с посудой?

Дети: Аккуратно. Постараться не ударять её друг об друга, можно разбить.

Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).

Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку?

Дети: Потому что вода жидкая.

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.

(Самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Воспитатель: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Воспитатель: Верно, значит первое свойство воды «Не имеет формы» (слайд). Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему вопросу.

2. «ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ»

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Воспитатель: В нашу лабораторию я принесла один из электроприборов. Как он называется? Совершенно верно – это электрочайник. Давайте с его помощью нагреем воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта (вспомнить правила пользования электроприборами). Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

Воспитатель: А какая кипящая вода?

Дети: Она очень горячая.

Воспитатель: Приведите пример, где вода очень – очень горячая, а где тёплая.

Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. В природных горячих источниках. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кране, где мы моем руки, в ванне, где купаемся.

Воспитатель: Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: Вода может нагреваться, быть тёплой и горячей.

Воспитатель: Значит второе свойство воды «Вода может нагреваться» (слайд)

3. «ПАР – ЭТО ТОЖЕ ВОДА»

Воспитатель: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, перестаёт кипеть, но остаётся горячей. Посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в банку наливала только воду. А вы знаете, откуда появился пар (высказывания детей)

Воспитатель: Вы правы, если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: 3. Свойство: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая» (слайд)

Физкультминутка.

Воспитатель:

Капля первая упала  - кап…

И вторая побежала – кап…

Мы на небо посмотрели, капельки кап – кап запели.

Вот намокли лица,  мы их вытираем,

Туфли, посмотрите, мокрыми вдруг стали,

Плечами дружно поведем, и все капельки стряхнем.

4. «ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ»

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к следующему столу. На столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

«Белый камень в воде тает». (Сахар)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель: Теперь вторая загадка:

«В воде родится,

Воды боится». (Соль)

Убираем салфетку со второго блюдца.

Воспитатель: И, наконец, последняя загадка:

«Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде – пенится,

Брызгается и шипит». (Масло)

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.

Воспитатель: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Давайте возьмем две баночки с водой. В одну положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?

Дети: Сахар растворился в воде.

Воспитатель: Теперь возьмём другую баночку и насыплем в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло.

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Что произошло с маслом?

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Воспитатель: Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. (слайд)

5. «ОЧИСТКА ВОДЫ»

Воспитатель: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла.

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной марли. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из марли и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.

Воспитатель:  Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: Куда же делось масло?

Дети: Всё масло осталось на фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод (про это может рассказать ребенок ).

Воспитатель. Что же мы расскажем детям? Тимур и Костя слово даем вам.

Вы слышали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

В водопроводном кране.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Без нее нам не умыться.

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить

Без воды нам не прожить!

РИСОВАНИЕ

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. А сейчас я вам предлагаю нарисовать вам воду такой, какой бы она была, если бы ожила. А пока будете рисовать, послушайте звуки воды (самостоятельная деятельность детей).

Заключительная часть

Воспитатель:  Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали из опытов? Что расскажете родителям? Если вам сегодня все понравилось – улыбнитесь, а если нет - покажите грустное лицо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группе Игра-путешествие «Приключение Незнайки»

Конспект  образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группеИгра-путешествие «Приключение Незнайки»Цель:  ознакомление детей с правилами дорожного...

План-конспект образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе по теме "Зима"

План-конспект образовательной области с детьми в подготовительной группе с применением ЭОР....

План - конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Мы за здоровый образ жизни» (викторина)

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками разработан в соответствии с ФГОС....

конспект образовательной деятельности "Путешествие в тайгу" подготовительная группа

конспект образовательной деятельности "Путешествие в тайгу" подготовительная группа...

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Тополь-тополиный пух, вред и польза»

Тема: "Тополь- тополиный пух, вред и польза.Цель:сформировать знания детей о свойствах тополиного пуха, готовность к участию поисковой деятельности. Для проведения занятия использовала раличные формы ...