"Деревья в детском саду"
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект для детей старшей группы

«Деревья в детском саду!»

Цель проекта – развивать в детях творческий потенциал, специальные способности, позволяющие им самим реализоваться в различных формах и видах деятельности, развитие речи во время проведения прогулки, систематизация имеющихся знаний.

Тип проекта  - смешанный, по срокам – длительный

Задачи:

1. Пробуждать интерес к природе, приобщить к процессу познания.

2. Формировать представления о жизни деревьев, развивать речь, фантазию, наблюдательность.

3. Формировать умение передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения деревьев разных пород и смены времен года, передавая строение деревьев, соотношение их частей, расположение на листе по законам перспективы.

4. Развивать эстетическое восприятие, творческую активность.

Участники проекта: дети и педагоги старшей группы, их родители, специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физ.воспитатнию)

Пути реализации: взаимодействие всех структур педагогического процесса.

Моделирование проблемной ситуации. Во время прогулки с детьми по территории ДОУ набрали листья разных деревьев для игры на участке и создания коллекции (гербария). При рассматривании листьев деревьев, дети интересовались, с какого дерева лист, также появился вопрос «Почему у дерева – лист и бумагу тоже называют листом?»

Проблема: с детьми узнать, почему с деревьев опадают осенью листья, и найти ответ на вопрос «Почему у дерева – лист и бумагу тоже называют листом?»

Обсудить с детьми варианты решения проблемы. 

Предполагаемые варианты:

- каждый ребенок выбрал для наблюдения свое дерево.

- наблюдение, исследование во время прогулки,

- экскурсия в парк.

Другие формы работы по реализации проекта: Беседы, игры, загадки, поговорки, выставки рисунков, сочинение и чтение сказок, рассказов, разучивание стихов, песен, пластических этюдов, сбор листья лекарственных растений, схемы изменения листа от зеленого до коричневого сухого. Разработка и составление пособий на логическое мышление (кроссворды, ребусы). Подбор художественного слова по заданной теме (стихи, загадки). Подбор тематических физминуток и динамических пауз.

Работа с родителями: знакомство с проектом, совместные экскурсии в лес, выпуск семейной экологической газеты о дереве, участие в субботниках, посадка деревьев около своего дама и уход за ними.

Ожидаемые результаты:

1. Дети научатся чувствовать ответственность за объекты природы (дерево).

2. Узнают, для чего нужны деревья, листья.

3. Научатся передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах: в рассказах, сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке.

4. Ответят на главный вопрос «Почему у дерева – лист и бумагу тоже называют листом?»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-

эстетическое развитие

Физическое развитие

Беседа «Деревья нашего участка».

Беседа «За что я люблю нашу берёзку».

Беседа «Чем деревья отличаются от других растений? ».

Беседа «Кто дружит с нашим деревом? ».

Беседа «Почему дерево у дороги грустное? ».

Изготовление плаката «Что хорошо и что плохо для нашего дерева».

Изготовление рекламы «Наше дерево».

Беседа «Деревья и другие растения».

Беседа «Что нужно нашему дереву? ».

Беседа «Пернатые друзья берёзы».

Беседа «Как изменилась берёзка осенью? ».

Беседа «Во что одето дерево».

Экскурсии: 

  • по участку детского сада
  • в осенний парк

Сюжетно-ролевые игра: 

Магазин « Семена» 

Труд

  • знакомство с профессиями –/дворник/
  • помощь дворнику в уборке  листьев на участке  д/с 

Ручной труд:

  • изготовление осенних букетов для мам и бабушек
  • изготовление поделок из листьев
  • составление совместного с  воспитателем. коллажа из  осенних листьев
  • сбор листьев для гербария

Поисково - познавательная деятельность:

«Может ли растение дышать? ».

«Для чего нужен свет? ».

«Сколько пьёт берёза? » Дождемеры.

«Кто дружит с берёзой»

«Ловушка для обитателей почвы».

Опыт «Откуда берётся вода на листьях? ».

Опыт «В тепле и в холоде».

рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка)

обследование и рассматривание стеблей (дети должны отмечать наличие или отсутствие стеблей, их строение (прямостоящие, свисающие, вьющиеся),

обследование и рассматривание листьев:

определять форму: круглые, овальные, ремневидные, целый, вырезной и др.; 

окраску: оттенки зелёного цвета, окраска верхней и нижней листовой пластины, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость);

величину – использовать в определении более точные градации: мелкие листья, крупные, средней величины (в сравнении и как постоянный признак);

поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

рассматривание листьев через лупу 

Игровая деятельность

Д /игра «Что будет, если… ».

Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Д/игра «Полезно-вредно».

Д/игра «Что я видел на нашем дереве… ».

Д/игра «Что от чего».

Д/игра «Наше дерево умеет».

Наблюдения:

за листопадом

за корнями

за плодами и семенами

за корой и стволом

за листьями и кроной - Обратить внимание детей на то, что

у всех деревьев есть корни, что с помощью корней деревья получают из почвы питание. - Исследовать с детьми есть ли на коре дерева мох и лишайники. Объяснить, почему они появляются на деревьях, Приносят ли пользу деревьям.

Беседы о:

  • «Настроении и  ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке».
  • о деревьях, их  классификация
  • о листопаде

Свободное общение:

  • почему не нужно срезать и ломать ветки?
  • как помочь раненому деревцу?

Творческое рассказывание на тему: «Моё любимое дерево». «Что будет, если пропадут леса».

В. Мусатов «Счастливое деревце».

В. Бианки «Лесная газета».

С. Есенин «Белая берёза».

Э. Машковская Лесные родные».

Л. Степанов «Деревья»

«Зеленая страна» Е. Серова.

«Мудрость дерева» А. Лопатина.

«Жизнь дерева» А. Лопатина.

«Липкины дары» А. Лопатина.

Л.Н. Толстой, «Дуб и орешник».

Соколов-Микитов, «Осень».

Е. Трутнева, «По лесным тропинкам».

Н. Сладков, «Осень на пороге».

Загадки,пословицы и поговорки о деревьях.

Продуктивная деятельность:

Рисуем деревья в разные времена года.

«Мы ухаживаем за деревом березкой»

«Березовая роща»

«Весеннее дерево».

Праздничное оформление группы для встречи праздника  «Золотая осень»

Рисование - "  В осеннем парке"

Лепка - " Гроздь рябины»" ( пластелинография)

Аппликация - "Орнамент из листьев" ( на круге)

Изготовление коллажа, составление гербария 

Драматизация

«Мое дерево сосна»

«Березка»

«Беляночка»

«Сосна Плачея»

По сказке»Как подберезовик свой дом искал» -Учить детей передавать в показе сказки по ролям интересные эпизоды

из жизни березки. - Закрепить умение детей показать, как тяжело было березке одной без друзей.

-Научить любить природу через народное творчество.

-Научить детей мимикой и жестами показать, как был подберезовик рад, когда нашел себе дом под березкой. - Как они подружились и помогали друг другу.

Рассматривание картин (см. создание условий для самостоятельной деятельности детей)  

Музыка

По плану музыкального руководителя 

Слушание музыки : пьеса П.И.Чайковский "Осень"

Хоровод "Груша" - рус.народная песня

Подвижная игра: «Деревья и червяки» -Развивать наблюдательность и закрепить знания о деревьях.

«Поймай листок»

«Листопад»

«Лети листок ко мне в кузовок»

«Раз, два, три к дереву беги».

«Найди своё дерево».

Ситуативный разговор 

«Могут ли деревья лечить?»

« О пользе деревьев и кустарников»

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Книжный уголок: Внесение книг, открыток, репродукций, иллюстраций, предметных картинок по теме:

А. Пластов. «Костер в поле».

  • Дж. Родари «Чиполлино».
  • И. Левитан «Октябрь».
  • И.Бродская «Упавшие листья».
  • B.Серов «Октябрь».
  • C.Куприянова
  • «Осень» (из альбома «Иллюстративный материал...»).
  • С.Воронина «Моя береза. Осенью»
  • К.Ушинского  «Спор деревьев»

Игровое пространство сюжетно-ролевых игр Обогащение предметно - развивающей среды и совместное изготовление с детьми атрибутов « Магазин «Семена» - коробочки с различными семенами, весы, пакеты, костюм продавца и т.д.  

Игровое пространство изобразительной деятельности материалы и инструменты для изготовления гербариев, коллажа

Игровое пространство познавательно-исследовательской деятельности гербарии, лупы….

Взаимодействие с семьями воспитанников

Оформить наглядную информацию для ознакомления с целью и задачами проекта.

Заинтересовать родителей для участия в реализации проекта.

Анкетирование родителей.

Закрепить знания детей о строении дерева, учить их изображать ствол, ветви, учитывая, что у дерева есть тонкие, гибкие веточки.

Учить детей изображать крону дерева единым цветовым пятном, на котором видны мелкие пятнышки другого оттенка - отдельные листочки.

Закрепить умение детей вместе с родителями изображать дерево выполнять влажное тонирование бумаги акварелью, составлять красивые композиции, используя сухие иголки сосны, кору дерева.

Темы консультаций для родителей:

«Биоэнергетика и целебные свойства деревьев»

«Прогулки с детьми осенью»

«Роль семьи в экологическом воспитании»

«Поделки из природного материала»

«Прогулки с ребенком по лесу»

«Как создать мини-музей дома»

«Коллекции в вашем доме» и др.

Создание папки- передвижки: «Красота осени»

Конкурс совместных работ детей и родителей: «Осенние композиции

специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физ.воспитатнию)

  • С музыкальным руководителей  совместный праздник с родителями «Золотая осень»

С инструктором по физ. воспитанию провести спортивный досуг на улице с детьми другой группы

Партнёры для осуществления проекта

Взаимосвязь с библиотекой, через подбор литературы, иллюстраций. Создание совместной выставки.

Итоговые мероприятия

Итог проекта «Деревья нашего участка» будет обобщение результата нашей работы. Проект позволит детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.

Дети получат ответы на интересующие вопросы и составят рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.

Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
Любить свой край, любить природу!

Формы представления результатов проекта;

  • Презентация на педсовете папки «Деревья детского сада».
  • Презентация на практикуме для воспитателей подборки ООД по теме «Деревья» из перспективного плана
  • Оформление и папки «Времена года» (рисунки детей о деревьях).
  • Презентация на семинаре для воспитателей методических наработок: подборка тематических физминуток, художественного слова, кроссворды и ребусы по теме «Деревья».
  • Показ для воспитателей ДОУ и родителей группы экологической сказки «Стоит в поле Колобок».
  • Странички для альбома «Опавшие листья», «Листья для художника», «Кому нужны опавшие листья», «Листья лечат», «Волшебное превращение листьев».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Деревья нашего детского сада"

МАДОУ «Детский сад пос. им. К. Маркса»...

Информационно-исследовательский проект "Деревья нашего детского сада"

В данном проекте представлен тематический план работы по реализации проекта....

Проект "Деревья в детском саду"

Экологический проект...

Презентация "Деревья нашего детского сада"

Дошкольное подразделение "НАДЕЖДА" ГБОУ СОШ № 2092 представляет:Презентация "Деревья нашего детского сада"Цели и задачи:•Познакомить детей с деревьями, растущими на территории детского сада.•Заложить ...

Экологический проект . Деревья нашего детского сада

Цель проекта заключается в том, чтобы создать условия для формирования у детей элементов экологической культуры, воспитывать навыки безопасного поведения в природе....

Экскурсия на территории детского сада "Деревья нашего детского сада"

Задачи:• Обогащать представления о сезонных изменениях в природе;• Уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев;• Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единств...