Главные вкладки

    «Лаборатория природы в детском саду» (опыты с водой) интегрированная непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Ибрагимова Елена Юрьевна

                                        Цель: С помощью нестандартных экспериментов дать детям  представление  о круговороте воды в природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл laboratoriya_prirody_v_detskom_sadu.docx28.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Бондарцова Валентина Александровна,

    заместитель  заведующего по ВМР,

    Ибрагимова Елена Юрьевна,

    воспитатель,

    МБДОУ «Детский сад «Дельфин»,

    г. Муравленко

    «Лаборатория природы в детском саду»

    (опыты с водой)

    интегрированная  непосредственно образовательная деятельность

    для детей старшего дошкольного возраста

    Цель: С помощью нестандартных экспериментов дать детям  представление  о круговороте воды в природе.

    Задачи по образовательным областям:

    «Познавательно-речевое развитие» - развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения нестандартных опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы; прививать интерес к исследовательской деятельности; развивать связную речь.

    «Коммуникативно-личностное развитие» - развивать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов, умение работать в команде;  развивать самостоятельность у детей в процессе проведения опытов.

    «Художественно-эстетическое развитие» - познакомить детей с новой техникой рисования –  по влажной бумаге; развивать умение композиционно продумывать рисунок, сочетать между собой контрастные цвета.

    Материалы и оборудование: проектор, компьютер, фрагмент мультфильма «Смешарики» (серия «Стакан воды»), обучающая презентация «Путешествие капельки», СД-проигрыватель,  аудиозаписи «Шум дождя», «Времена года. Весна» П.И. Чайковского;  белые халаты, бейджики, миска со снегом, салфетка, стакан для воды, аквариум, 2 чашки, 2стеклянные бутылочки с крышками, 2 тюбика с краской: красной и синей, 2 колбы с холодной и горячей водой, стеклянная банка, зеркало, гуашь, кисти №2 и №5, бумага  формата А- 3, салфетки, слайды.

    Словарная работа: бейджики, ученые, лаборант, младший научный сотрудник, профессор,  прозрачная, круговорот, цветовое пятно, переливы, образ.

    Предварительная работа: беседа с детьми о значении и свойствах воды, чтение сказок, стихотворений по теме, отгадывание загадок, наблюдение за водой в аквариуме, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы).

    Ход исследования.

       Воспитатель по экологии:  Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. К нам по электронной почте  пришло письмо.  Посмотрим?   (Фрагмент мультфильма «Смешарики»). Ребята, Барашу нужна наша помощь, ведь он случайно выпил объект исследования и  не знает что делать. Я думаю, мы сможем помочь Барашу, если отправимся в лабораторию. Но в лабораторию нас могут  не пустить без специальной одежды и пропусков.  Какую одежду носят ученые? (Ответы детей). Одеваем белые халаты и крепим бейджики, сегодня среди нас: «старший научный сотрудник», «лаборант», «младший научный сотрудник», «профессор», «доцент». Уважаемые «ученые» проходите в лабораторию. Мы в лаборатории и наша задача помочь Барашу найти воду.  Где ее можно найти? (Ответы детей). Можно ли зимой,  найти воду на  улице? (Ответы детей). Что у меня под полотенцем? (Открыть полотенце и показать снег). Это вода или нет? Как можно убедиться в том, что это  вода? (Растопить снег).

       Опыт №1. Получение воды из снега. Что нужно сделать со снегом, чтобы получить воду? (Ответы детей). Правильно, его нужно согреть. Сможем ли мы согреть снег в ладошке? Давайте попробуем. (Каждый ребенок кладет в ладошку комочек снега.) Посмотрите, что происходит? (Снег тает и превращается в воду). Ребята, у всех снег растаял в ладошке? Вы настоящие ученые, смогли из снега добыть  воду и помочь Барашу. А теперь аккуратно сливайте воду с ладошек  в стакан. Вода для Бараша готова. Какие вы молодцы!

        Ребята, с наступлением зимы земля покрывается снегом, но откуда он берется? (Ответы детей). Правильно ли я  вас поняла,  летом с туч идет дождь, а зимой снег. Но как образуются тучи и какая вода отправляется путешествовать, холодная или горячая? Хотите это узнать? Смотрим на экран. (На экране презентация «Путешествие капельки»).  

       Опыт №2. Для того, чтобы  узнать в каком состоянии вода отправляется путешествовать нам понадобятся: аквариум, 2 стеклянные бутылочки, 2 чашки, которые послужат подставками под бутылочки,    тюбики с  синей и  красной краской, 2 колбы с холодной и горячей водой.

        Уважаемые «ученые» начинаем эксперимент. Нам нужно подкрасить воду для того, чтобы убедится в правильности ваших высказываний. (В стаканчиках дети размешивают синюю краску в холодной воде, красную -  в горячей, наливают в бутылочки закрашенную воду  и опускают в аквариум на подставки в лежачем положении). Вода какого цвета  поднимается вверх? (Красная). Значит она легче или тяжелее? Вывод: горячая вода становится легче и  отправляется в путешествие. А как она возвращается обратно на землю? (Продолжение презентации «Путешествие капельки»). Почему  вода снова возвращается на землю? (Предположения детей).  Мы ведь в лаборатории и можем все проверить.

       Опыт №3. Чтобы убедиться в правильности ваших предположений  наливаем в банку горячую воду, берем зеркало (проверить и убедиться, что зеркало сухое.),  накрываем банку, ставим сверху на зеркало снег, наблюдаем, что происходит в банке.  Снимем снег и смотрим на зеркало. Что мы видим? (Капельки воды стекают по зеркалу, как капельки дождя). Как вода появилась на зеркале? (Ответы детей). Вывод: поднимаясь вверх, маленькие частички воды охлаждаются и собираются вместе, образуя облака, а затем тучи, становятся тяжелыми и снова возвращаются на землю, летом в виде дождя, зимой в виде снега.

          - Ну что же господа «ученые», вы сегодня открыли секрет путешествия капельки.  

    Воспитатель по изобразительной деятельности: Здравствуйте! Я думала, что увижу ребят, а здесь «учёные» собрались! Чем вы занимаетесь?    Что нового вы сегодня узнали? Что  еще о воде вы хотели бы узнать? (Ответы детей). Значит, нам предстоят новые исследования в лаборатории.

    Звучит  аудиозапись «Шум дождя».

     - Ребята, вы слышите? Что это шумит?  (Ответы детей). Дождь это тысячи капелек воды.  Представьте, что вы тоже капельки дождя.  (Воспитатель ИЗО и дети  проигрывают  путешествие капельки).

    Ходит шепотом по крыше

    Мелкий дождик - тише… тише…

    Топ да топ - шагают капли. (топают громко)

    Топ да топ – затихли  капли. (топают тихо)

    Чтоб земля вся не промокла,

    Не раскисла от воды,

    Превратились вдруг дождинки

    В белоснежные цветы.  (Дети изображают снежинки пластикой своего тела).

    Пригрело солнышко

    Снежок растаял и с полей

    Бежит, торопится…(Дети  идут «змейкой», изображая ручей).

    К маме-речке я бегу

    И молчать я не могу.

    Я её сынок родной,

    А родился я весной.

    Тихо, между берегами

    Широка и глубока,

    Наполняясь родниками,

    Вдаль бежит, течёт...  (Дети идут друг за другом,  изображая реку).

    Направо вода и налево вода.

    Плывут корабли и туда и сюда,

    Но если захочешь напиться, дружок,

    Соленым окажется каждый глоток. (Дети встают в круг, берут друг друга за руки и пластикой рук изображают морские волны).

    Солнышко припекает,

    Воду в море испаряет.

    Туча дождиком полна,

    Ах, прольётся ведь она! (Тянутся руками вверх,  «бросают» их, изображая  дождь). Каким может быть дождь в Стране Чудес? Во время дождя  мир становится мокрым, мягким, расплывчатым. Как сделать серенький дождик необычным,  волшебным? (Предположения детей) А вы, ребята, хотели бы погулять под таким дождём? (Ответы  детей).

    Приглашаю вас туда, где возможно всё, даже разноцветный дождь! Мы все становимся волшебниками, когда  берём  в руки кисти и краски.

    1. На одну половину листа капает яркими разноцветными пятнами дождик.

    2. А на вторую половину дождик обычный, бесцветный.  (Нужно смочить  чистой водой с помощью губки).

    3.Что произойдёт, если сложить лист пополам и разгладить? (Предположения детей).

    (Воспитатель демонстрирует все три этапа, но не раскрывает лист. Самостоятельная творческая деятельность детей, с индивидуальной помощью воспитателя).

     - Пришло время волшебства. Что же будет, если пройдёт волшебный дождь?

    Вот закроем мы страничку,                          

    Что получиться там – птичка?

    Под волшебным дождиком

    Полетит без зонтика.

    Может, вырастут цветы,

    небывалой красоты?

    Вот пригладим мы листок,

    Что же там? Смотри, дружок!

    (Дети открывают лист и рассматривают, фантазируют).

    Рефлексия:

     Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком. «Разноцветный дождик» дети выбирают капельку-настроение (прикрепляют к себе на одежду) и дают рефлексию содержания учебного материала «Я не знал – теперь знаю».

    Воспитатель по изобразительной деятельности:

    Прозрачная чистая,

    Струйкою льется.

    Плещется в море,

    Мерцает в колодце

    Зверей и людей

    И растенья напоит

    И дождиком чистым

    Всю землю умоет.

    Воспитатель по экологии:

    В реке, в океане

    Прохладой ласкает  

    Под душем и в Ване

    Теплом согревает.

    Нужна она всем на земле и всегда.

    Прозрачная, чистая эта вода.

    Список литературы:

    1. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. - М.: Рольф, 2000. -  91с.

    2. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 79с.

    3. http://aida.ucoz.ru

    4. yandex.ru/video/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

    Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

    Мой опыт работы по взаимодействию с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

    Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"

    Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"...

    Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

    Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

    Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...

    Формы взаимодействия детского сада с семьей в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

    В статье представлены результаты  работы педагогов детского сада по взаимодействию детского сада с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста....