«Лаборатория природы в детском саду» (опыты с водой) интегрированная непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ибрагимова Елена Юрьевна

                                    Цель: С помощью нестандартных экспериментов дать детям  представление  о круговороте воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_prirody_v_detskom_sadu.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Бондарцова Валентина Александровна,

заместитель  заведующего по ВМР,

Ибрагимова Елена Юрьевна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад «Дельфин»,

г. Муравленко

«Лаборатория природы в детском саду»

(опыты с водой)

интегрированная  непосредственно образовательная деятельность

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: С помощью нестандартных экспериментов дать детям  представление  о круговороте воды в природе.

Задачи по образовательным областям:

«Познавательно-речевое развитие» - развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения нестандартных опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы; прививать интерес к исследовательской деятельности; развивать связную речь.

«Коммуникативно-личностное развитие» - развивать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов, умение работать в команде;  развивать самостоятельность у детей в процессе проведения опытов.

«Художественно-эстетическое развитие» - познакомить детей с новой техникой рисования –  по влажной бумаге; развивать умение композиционно продумывать рисунок, сочетать между собой контрастные цвета.

Материалы и оборудование: проектор, компьютер, фрагмент мультфильма «Смешарики» (серия «Стакан воды»), обучающая презентация «Путешествие капельки», СД-проигрыватель,  аудиозаписи «Шум дождя», «Времена года. Весна» П.И. Чайковского;  белые халаты, бейджики, миска со снегом, салфетка, стакан для воды, аквариум, 2 чашки, 2стеклянные бутылочки с крышками, 2 тюбика с краской: красной и синей, 2 колбы с холодной и горячей водой, стеклянная банка, зеркало, гуашь, кисти №2 и №5, бумага  формата А- 3, салфетки, слайды.

Словарная работа: бейджики, ученые, лаборант, младший научный сотрудник, профессор,  прозрачная, круговорот, цветовое пятно, переливы, образ.

Предварительная работа: беседа с детьми о значении и свойствах воды, чтение сказок, стихотворений по теме, отгадывание загадок, наблюдение за водой в аквариуме, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы).

Ход исследования.

   Воспитатель по экологии:  Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. К нам по электронной почте  пришло письмо.  Посмотрим?   (Фрагмент мультфильма «Смешарики»). Ребята, Барашу нужна наша помощь, ведь он случайно выпил объект исследования и  не знает что делать. Я думаю, мы сможем помочь Барашу, если отправимся в лабораторию. Но в лабораторию нас могут  не пустить без специальной одежды и пропусков.  Какую одежду носят ученые? (Ответы детей). Одеваем белые халаты и крепим бейджики, сегодня среди нас: «старший научный сотрудник», «лаборант», «младший научный сотрудник», «профессор», «доцент». Уважаемые «ученые» проходите в лабораторию. Мы в лаборатории и наша задача помочь Барашу найти воду.  Где ее можно найти? (Ответы детей). Можно ли зимой,  найти воду на  улице? (Ответы детей). Что у меня под полотенцем? (Открыть полотенце и показать снег). Это вода или нет? Как можно убедиться в том, что это  вода? (Растопить снег).

   Опыт №1. Получение воды из снега. Что нужно сделать со снегом, чтобы получить воду? (Ответы детей). Правильно, его нужно согреть. Сможем ли мы согреть снег в ладошке? Давайте попробуем. (Каждый ребенок кладет в ладошку комочек снега.) Посмотрите, что происходит? (Снег тает и превращается в воду). Ребята, у всех снег растаял в ладошке? Вы настоящие ученые, смогли из снега добыть  воду и помочь Барашу. А теперь аккуратно сливайте воду с ладошек  в стакан. Вода для Бараша готова. Какие вы молодцы!

    Ребята, с наступлением зимы земля покрывается снегом, но откуда он берется? (Ответы детей). Правильно ли я  вас поняла,  летом с туч идет дождь, а зимой снег. Но как образуются тучи и какая вода отправляется путешествовать, холодная или горячая? Хотите это узнать? Смотрим на экран. (На экране презентация «Путешествие капельки»).  

   Опыт №2. Для того, чтобы  узнать в каком состоянии вода отправляется путешествовать нам понадобятся: аквариум, 2 стеклянные бутылочки, 2 чашки, которые послужат подставками под бутылочки,    тюбики с  синей и  красной краской, 2 колбы с холодной и горячей водой.

    Уважаемые «ученые» начинаем эксперимент. Нам нужно подкрасить воду для того, чтобы убедится в правильности ваших высказываний. (В стаканчиках дети размешивают синюю краску в холодной воде, красную -  в горячей, наливают в бутылочки закрашенную воду  и опускают в аквариум на подставки в лежачем положении). Вода какого цвета  поднимается вверх? (Красная). Значит она легче или тяжелее? Вывод: горячая вода становится легче и  отправляется в путешествие. А как она возвращается обратно на землю? (Продолжение презентации «Путешествие капельки»). Почему  вода снова возвращается на землю? (Предположения детей).  Мы ведь в лаборатории и можем все проверить.

   Опыт №3. Чтобы убедиться в правильности ваших предположений  наливаем в банку горячую воду, берем зеркало (проверить и убедиться, что зеркало сухое.),  накрываем банку, ставим сверху на зеркало снег, наблюдаем, что происходит в банке.  Снимем снег и смотрим на зеркало. Что мы видим? (Капельки воды стекают по зеркалу, как капельки дождя). Как вода появилась на зеркале? (Ответы детей). Вывод: поднимаясь вверх, маленькие частички воды охлаждаются и собираются вместе, образуя облака, а затем тучи, становятся тяжелыми и снова возвращаются на землю, летом в виде дождя, зимой в виде снега.

      - Ну что же господа «ученые», вы сегодня открыли секрет путешествия капельки.  

Воспитатель по изобразительной деятельности: Здравствуйте! Я думала, что увижу ребят, а здесь «учёные» собрались! Чем вы занимаетесь?    Что нового вы сегодня узнали? Что  еще о воде вы хотели бы узнать? (Ответы детей). Значит, нам предстоят новые исследования в лаборатории.

Звучит  аудиозапись «Шум дождя».

 - Ребята, вы слышите? Что это шумит?  (Ответы детей). Дождь это тысячи капелек воды.  Представьте, что вы тоже капельки дождя.  (Воспитатель ИЗО и дети  проигрывают  путешествие капельки).

Ходит шепотом по крыше

Мелкий дождик - тише… тише…

Топ да топ - шагают капли. (топают громко)

Топ да топ – затихли  капли. (топают тихо)

Чтоб земля вся не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратились вдруг дождинки

В белоснежные цветы.  (Дети изображают снежинки пластикой своего тела).

Пригрело солнышко

Снежок растаял и с полей

Бежит, торопится…(Дети  идут «змейкой», изображая ручей).

К маме-речке я бегу

И молчать я не могу.

Я её сынок родной,

А родился я весной.

Тихо, между берегами

Широка и глубока,

Наполняясь родниками,

Вдаль бежит, течёт...  (Дети идут друг за другом,  изображая реку).

Направо вода и налево вода.

Плывут корабли и туда и сюда,

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток. (Дети встают в круг, берут друг друга за руки и пластикой рук изображают морские волны).

Солнышко припекает,

Воду в море испаряет.

Туча дождиком полна,

Ах, прольётся ведь она! (Тянутся руками вверх,  «бросают» их, изображая  дождь). Каким может быть дождь в Стране Чудес? Во время дождя  мир становится мокрым, мягким, расплывчатым. Как сделать серенький дождик необычным,  волшебным? (Предположения детей) А вы, ребята, хотели бы погулять под таким дождём? (Ответы  детей).

Приглашаю вас туда, где возможно всё, даже разноцветный дождь! Мы все становимся волшебниками, когда  берём  в руки кисти и краски.

1. На одну половину листа капает яркими разноцветными пятнами дождик.

2. А на вторую половину дождик обычный, бесцветный.  (Нужно смочить  чистой водой с помощью губки).

3.Что произойдёт, если сложить лист пополам и разгладить? (Предположения детей).

(Воспитатель демонстрирует все три этапа, но не раскрывает лист. Самостоятельная творческая деятельность детей, с индивидуальной помощью воспитателя).

 - Пришло время волшебства. Что же будет, если пройдёт волшебный дождь?

Вот закроем мы страничку,                          

Что получиться там – птичка?

Под волшебным дождиком

Полетит без зонтика.

Может, вырастут цветы,

небывалой красоты?

Вот пригладим мы листок,

Что же там? Смотри, дружок!

(Дети открывают лист и рассматривают, фантазируют).

Рефлексия:

 Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком. «Разноцветный дождик» дети выбирают капельку-настроение (прикрепляют к себе на одежду) и дают рефлексию содержания учебного материала «Я не знал – теперь знаю».

Воспитатель по изобразительной деятельности:

Прозрачная чистая,

Струйкою льется.

Плещется в море,

Мерцает в колодце

Зверей и людей

И растенья напоит

И дождиком чистым

Всю землю умоет.

Воспитатель по экологии:

В реке, в океане

Прохладой ласкает  

Под душем и в Ване

Теплом согревает.

Нужна она всем на земле и всегда.

Прозрачная, чистая эта вода.

Список литературы:

1. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. - М.: Рольф, 2000. -  91с.

2. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 79с.

3. http://aida.ucoz.ru

4. yandex.ru/video/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Мой опыт работы по взаимодействию с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...

Формы взаимодействия детского сада с семьей в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлены результаты  работы педагогов детского сада по взаимодействию детского сада с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Родители испыты...

«Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальну...