конспект по познавательной области "Беседа о правилах поведения в лесу". Старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Плешкова Любовь Витальевна

Дети знакомятся с правилами поведения в лесу. , им дается понятие, что животные и растения взаимосвязаны между собой, формируется понятие о лесе, как общем доме для животных и растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_pravilah_povedeniya_v_lesu.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» г.Канаш

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

на тему  «Беседа о правилах  поведения в лесу»

Образовательная область

 «Познавательное развитие»

Старшая группа.

Воспитатель. Плешкова Любовь Витальевна

2015г.

Цель: продолжать формировать у детей обобщённое представление о лесе, как доме растений и животных, которые находятся в тесных связях между собой.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить знания детей о правилах поведения в лесу, учить осознанно их применять. Дать знания о недопустимости разрушения взаимосвязей между растениями и животным миром.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение ко всему тому, что в нём живет, растёт.

Материал. Картины с изображением леса, схематичные рисунки правил поведения в лесу. Музыка с записью голосов птиц.

 Ход образовательной деятельности:

 - Дети, мы недавно получили письмо от Старика-лесовичка. Вспомните, что он написал в конце письма?

- Правильно. Старичок-Лесовичок приглашает в гости только тех ребяток, которые хорошо знают правила поведения в лесу и выполняют их.  Сейчас мы вспомним правила поведения, а с некоторыми познакомимся вновь.

- Сейчас мы с вами отправимся в лес. Я попробую взмахнуть волшебной палочкой, а вы в это время закроете глаза (пока у детей закрыты глаза, вешаю картины, включаю музыку).

- Каррр! Каррр! Добрый день! – приветствует детей вежливая, мудрая ворона, которая появилась тут-как-тут. – Прислушайтесь к моим советам: -Карр! Карр!

…Пожалуйста. Не кричите и не шумите в лесу. Не рвите цветы, не ломайте ветки. Не пугайте – не обижайте лесных жителей. И тогда лес откроет вам все свои тайны – чудеса! - Каррр! Каррр!

- Вот мы и в лесу. На лесной полянке воздух свежий, кругом высокие деревья и кусты, поют птицы. Дети, а каких птиц по голосам вы узнаёте? (Синичку, воробья, скворца…)

- А какие здесь   красивые цветы! Что мы будем делать? (Полюбуемся). Почему не будем срывать цветы?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвём цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

- Цветок, выросший на поляне, находится у себя дома. К нему прилетают бабочки, пчёлы, шмели. Они питаются нектаром и опыляют растения. После цветения появятся семена, попадут в землю и из них вырастут новые цветы. Можем ли мы сорвать цветок только для того, чтобы полюбоваться им? Конечно, нет! Для букетов люди специально выращивают садовые цветы.

- Мы вспомнили одно из правил поведения в лесу, но правил много. Я их нарисовала, чтобы вам легче было запомнить. Посмотрите на эту картину (на руки: рушит цветы, поставлен знак, все другие правила изображены аналогично)

- Назовите правило.

- Постояли мы на лесной поляне, полюбовались цветами и дальше пошли. Вдруг. Увидели гриб – мухомор, а вы знаете – он ядовитый. Как поступить? – Пройдёте мимо или собьёте ногой, растопчите?

Саша, объясни, почему нельзя сбивать в лесу несъедобные грибы?

- Правильно, грибы служат для зверей – лекарством и пищей, грибы украшают лес: среди картинок – схем Юля найди правило о лесных грибах.

- Прошли мы мимо мухомора, идём дальше и вдруг видим на земле у старых ёлочек чей-то домик из иголок. Что это за колючий домик и кто в нём живёт?

- Верно. Ребята, это ёжик, а кто же с ним по соседству?

- Интересно посмотреть, что делают муравьи в своём муравейнике?

- Рядом с муравейником лежит палка. Может,  возьмём её и разворошим муравейник?  Обойдём муравейник, чтобы его не разрушить и подумаем, для чего нужны муравьи в лесу? Почему муравья называют санитаром леса?

- Дети, вспомните, а кто на Земле сильнее всех? Конечно, это обычный маленький муравей. Он переносит тяжести в 10 раз больше своего веса. И вообще, муравьи удивительные создания. Живут они, как видим, большой семьей в муравейнике, который растёт вместе с семьёй и строится всегда с запасом.

Но муравейник – это только  небольшая видимая  часть муравьиного дома. Большая часть его под землёй на глубине. Здесь есть и вентиляция, и хранилища, и детские комнаты, и даже кухни! У каждого муравья свои обязанности. Есть муравьи – строители, муравьи – солдаты. Муравьи – няньки. Есть даже муравьи – «живые бочки» для хранения корма, которые ничего не делают и даже не двигаются. Прожить муравей может до 25 лет. А любимое их лакомство – семена различных деревьев и трав.

- Посмотрите внимательно и найдите среди картинок правило о муравьях.

Физминутка «Здравствуй лес»

  Здравствуй, лес, прекрасный лес  

Широко развести руки в стороны  

Полный сказок и чудес!  

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

   Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево  

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?  

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.  

Все открой, не утаи.  

Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем  

Ты же видишь – Мы свои  

Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.  

- Мы продолжаем свой путь по лесу, слушаем пение птиц. Я вижу на ветках дерева птичье гнездо, оно совсем близко, даже видны птичьи яйца в нём. Побежим к гнезду! Может возьмём яйца? Они красивые, голубенькие в крапинку. А вот ещё гнездо, в нем голые птенчики. Наверно. Замёрзли. Подержим в руках. Погреем, и опять положим. Можно ли так поступать?

- - Конечно, дети, нельзя подходить близко к гнёздам. Птицы – родители не бросили птенцов, они испугались нас и летают где-то поблизости. Как только мы уйдём, они подлетят к гнезду, согреют и накормят птенцов.

Найдите рисунок с правилами о птичьих гнёздах и послушайте стихотворение:

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нём.

Ты птичий дом не разоряй

И ни кому не позволяй!

- Дети, а вы заметили, что мы всё время идём по тропинке. Можно ли в лесу ходить и бегать по траве? Найдите правило, в котором говорится, что в лесу нужно ходить по тропинке. Почему?

- Правильно, потому что в траве живут много насекомых. Мы можем их раздавить. А некоторые птицы делают гнёзда на земле в высокой траве, мы можем наступить на гнездо.

Вот на цветок села бабочка. Поймаем её и рассмотрим, какие красивые у неё крылья. У кого-нибудь есть сачок, ловите скорее!

Можно ли так поступать? Для чего нужны в лесу бабочки, жуки, стрекозы, шмели? (Насекомые опыляют цветы, украшают природу; насекомые – корм для птиц, лягушек, жаб, ежей). Внимательно рассмотрите картинку с правилами. О чём она говорит? (Не надо в лес ходить с сачками, не нужно ловить насекомых).

- Пойдёмте дальше по тропинке. Ирина, что ты там увидела? (Паук, натянул свои сети между кустами).

-  Дети, а разве паук нужен в лесу? Посмотрите на   правилами.

- Почему нельзя,  рвать паутину?  (Пауки полезные насекомые, они едят тлей, комаров, мух). Не будем сбивать паутинку, пусть паук подкарауливает свою добычу.

- Дети, как вы думаете, зачем нужны правила поведения в лесу? Почему Старичок- лесовичок приглашает в лес только тех ребят, которые знают правила? Что случится, если люди не будут выполнять правила?

- Исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья. Разбегутся звери. Лес будет скучным, унылым и не красивым. А лес добрый. Он дарит нам грибы, ягоды, лекарственные травы, орехи и много-много всего другого.

 -Учитесь слушать лес, видеть его чудеса. И будьте добрыми ко всему тому, что в нём живёт – растёт.

- Ребятки, те правила, которые научились выполнять вы, научите их выполнять своих товарищей, малышей и даже взрослых.

- Вот и закончилась наша прогулка в лес, попробуем закрыть глаза и тогда Старичок – лесовичок вернёт нас в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта физкультурно - познавательного развлечения к "Дню матери" в старшей группе

Физкультурно - познавательное развлечение, с использованием стихов, песен, иммитационных упражнений, конкурсов-соревнований, соревнований с элементами спортивных игр, загадок, подвижных игр....

Конспект НОД познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в старшей группе

Продолжать учить детей конструировать разнообразные постройки...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа...

Конспект открытого занятия по ФЭМП "Осень в лесу" старшая группа

В начале НОД сорока - белобока  принесла  детям письмо: «Здравствуйте, ребята! Я очень хочу поиграть с вами. И приглашаю вас в осенний лес. Чтобы меня найти, вам придется выполнить ряд...

Конспект по познавательному развитию (Дикие животные нашего леса). Средняя группа.

Конспект по окружающему миру (Дикие животные нашего леса)....

Итоговое занятие по познавательному развитию «Путешествие Маши в лесу» (старшая группа)

Елена Кузина Итоговое занятие по познавательному развитию «Путешествие Маши в лесу» (старшая группа)Программное содержание:Цель: показать знания и умения детей, полученные на зан...