Работа в рамках каскадной модели повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения «ФГОС » по теме: «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца» Cтарший дошкольный возраст
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) по теме

Иванова Марина Николаевна

Развитие  детей дошкольного возраста направлено на формирование  познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому важно, чтобы наши дети научились ценить, любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых.

Одним из самых полезных является - пчела.

Моя работа  помогает решать некоторые поставленные задачи в этом направлении, а именно познакомить с насекомым пчела, её внешним видом, особенностями образа жизни, дать знания о её пользе,   и необходимости бережного  отношения к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

 «Нижегородский институт развития образования»

 

Итоговая работа

в рамках каскадной модели повышения квалификации

по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения  «ФГОС »

по теме: «Система непрерывных наблюдений

за природными объектами в течение месяца»

(Cтарший дошкольный возраст)

                                                                       Подготовила:

             Воспитатель 1 категории:

Иванова Марина

Николаевна

ГКОУ «Таремский детский дом»

               

г. Нижний Новгород

2015 г.

Тема: Наблюдение за пчелой

Цель: Формирование  познавательной активности детей, через  ознакомление с насекомым пчела, её внешним видом и образом жизни.

Актуальность

Развитие  детей дошкольного возраста направлено на формирование  познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому важно, чтобы наши дети научились ценить, любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых.

Одним из самых полезных является - пчела.

Моя работа  помогает решать некоторые поставленные задачи в этом направлении, а именно познакомить с насекомым пчела, её внешним видом, особенностями образа жизни, дать знания о её пользе,   и необходимости бережного  отношения к ней.

Средства:

  • Живой объект
  • Картинки
  • Иллюстрации
  • Лупа
  • Стеклянная баночка
  • Запись звуков природы (жужжание пчел)
  • Цветущее растение
  • Кисточка
  • Палочка
  • Загадки
  • Презентация «Пчёлы - наши друзья»
  • Мяч
  • Стихотворения «Стих про пчелу» С.А.Антонюк, « Про мёд» Д. Толстой
  • Тарелочки с мёдом, ложечки
  • Листы бумаги

Способы:

  • Загадывание загадки                                
  • Рассматривание
  • Вопросы
  • Прослушивание звуков природы(жужжание пчёл)
  • Двигательные упражнения
  • Беседа
  • Рассуждение
  • Просмотр презентации
  • Игра
  • Исследование
  • Дегустация

1наблюдение Тема: «Как выглядит пчела»

Цель:  Ознакомление детей с внешним видом  пчелы, выделяя
и называя основные части тела, их особенности.

На первом наблюдении задача познакомить детей с насекомым пчела. Воспитатель создает игровую ситуацию, для постановки цели, привлекает внимание детей к закрытому салфеточкой предмету (стеклянная банка с живой пчелой, плотно закрытая марлей), загадывает загадку:

«Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком». (пчела)

Дальше дети рассматривают пчелу с помощью лупы и отвечают на вопросы воспитателя. 

 (Маленькая, покрыта волосками черного и желтого цвета. У неё  есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видит пчела синий, фиолетовый, белый и желтый цвета.)

 В конце наблюдения воспитатель интересуется понравилось ли детям рассматривать пчелу. Смогут ли они её нарисовать.

2 наблюдение Тема: « Где живёт пчела?»
Цель
: Расширение знаний детей  о том, где могут жить пчёлы.

Воспитатель предлагает детям послушать запись (жужжание пчёл).Задаёт вопросы что бы это могло быть.

Рассказ воспитателя с показом картинок и иллюстраций о жизни пчёл в природе и у человека.

(Живут в ульях, семьёй - роем. В каждом рое есть пчела- царица, несколько трутней и много рабочих пчёл. Откладывают яички в ячейки, которые называются сотами, но  заботятся о них рабочие пчёлы. Рабочие пчёлы строят, чистят соты, заботятся о личинках, вылупившихся из яичек. Личинки превращаются в пчёл. Взрослые рабочие пчёлы вылетают в поисках пищи. Дикие пчёлы могут жить в дуплах деревьев, или сделать на  дереве себе улей. Люди, которые держат пчёл, называются пчеловодами, ульи с пчёлами содержатся в специальных домиках, называют их тоже ульями.)

В конце наблюдения детям предлагается изобразить пчёлок (летящих в улей, жужжащих, весёлых ,сердитых, строящих соты и др.)

3 наблюдение Тема: « Чем питается пчела?»
Цель: Обогащение  знаний  детей об особенностях  и способах добывания пищи пчёлами.

В начале  следующего наблюдения воспитатель читает детям стихотворение

«Стих про пчелу» С.А.Антонюк

Ранним утром на цветок,  
Пчелка прилетела,
Опустила хоботок,
И пыльцы поела.
Возвратилась в улей снова,
Позвала с собою:
«Там нектара очень много,
Полетим со мною!».
Зажужжали, закружились,
И вперед, на север!
Дружным роем опустились
На душистый клевер.
И колышется лужок,
Пчелки там работают,
Будет сладенький медок
Зимою холодною!

Дети обсуждают вместе с воспитателем содержание, воспитатель объясняет значение незнакомых новых слов (медоносы, пыльца, нектар), показывая их на картинках и иллюстрациях.  В конце наблюдения предлагается провести наглядный эксперимент - сбор  пыльцы с цветущего растения при помощи кисточки или палочки, салфеточки.

4 наблюдение Тема: «Защитные свойства пчелы»
Цель:
Уточнение представлений детей об опасности, исходящей
от пчёл и составление правил поведения в присутствии этих насекомых.

Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели,

загадывает загадку про пчелу:

«Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит»

(пчела)

Проводится беседа-рассуждение «Почему пчела жалит?» «Хорошо ли это для пчелы?», «Опасно ли для человека?» «Чем может быть опасно?» , «Что может привлечь внимание пчёл к человеку?»

Воспитатель рассказывает детям о том как защищают себя люди ,которые ухаживают за пчёлами (пасечники).

Предлагается подумать как нужно себя вести, если рядом летают пчёлы? Вместе  с воспитателем дети придумывают правила поведения.

В заключении дети подводят итог,  повторяя правила поведения вблизи пчёл.

5 наблюдение Тема: « Чем полезна пчела?»
Цель: Углубление представлений детей о полезных качествах  жизнедеятельности пчелы.

Детям предлагается посмотреть презентацию  «Пчёлы - наши друзья» о полезных продуктах жизнедеятельности пчёл.

В ходе просмотра дети узнают:

-Какие продукты получает человек от пчёл (мёд, воск, прополис, яд)

-Кто занимается этим (пасечник)

-Где используются эти продукты

-Чем они полезны

Воспитатель рассказывает детям о важнейшем труде пчелы – опылении растений. Почему это важно.

В заключении детям предлагается поиграть в игру с мячом  «Чем полезна пчела»

(воспитатель бросает ребёнку мяч, тот называет какое- то полезное качество пчелы или продукт жизнедеятельности)

6  Исследование
Тема: « Много есть чудес на свете! МЁД же – Чудо из чудес!»

Цель:
Формирование познавательных действий, путём исследования  продукта произведённого  пчелой – мёда.

Воспитатель читает детям стихотворение про мёд :

Только летом каждый год
В улья пчёлы носят мёд.
Золотой, душистый, сладкий…
Не для вас ли он, ребятки?
В нём лекарства, витамины
От простуды и ангины.
Сильными хотите быть?
Значит, мёд должны любить!
Сад в цвету и луг цветущий…
В мёде их пыльца, нектар –
Самый вкусный, самый лучший
Всей природы нашей дар.
Что ещё сказать вам, дети,
Если вызвал интерес ?
Много есть чудес на свете!
МЁД же – Чудо из чудес!
(Д. Толстой) 

Воспитатель спрашивает:

-Почему мёд называют « Чудом»?

-Что чудесного в нём? (вкусный, полезный, много витаминов, помогает лечиться  от простуды )

Детям предлагается исследовать мёд (тарелочки с двумя  видами  мёда – тёмный и светлый, жидкий и твёрдый, ложечки, листы бумаги)

  • определить  цвет  (жёлтый, коричневый)
  • запах (пахнет лесом, цветами)
  • прозрачность
  • липкость
  • тягучесть
  • кристаллообразный
  • вкус (сладкий)

В заключении чаепитие с мёдом.



Подписи к слайдам:

5 Тема: « Чем полезна пчела?»
Цель: Углубление представлений детей о полезных качествах жизнедеятельности пчелы.
Средства:
Презентация
мяч
Способы:
Просмотр презентации
Беседа
Игра
Опыление

мёд
воск
прополис
Формирование познавательной активности детей, через ознакомление с насекомым пчела , её внешним видом и образом жизни.


Цель:
4 Тема: «Защитные свойства пчелы»
Цель: Уточнение представлений детей об опасности, исходящей
от пчёл и составление правил поведения в присутствии этих насекомых.
Средства:
Загадка
Иллюстрации
Способы:
Беседа
Рассуждение
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Нижегородский институт развития образования
ниро
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
системы непрерывных наблюдений
за природными объектами в течение месяца
«Наблюдение за пчелой »
Старший дошкольный возраст.
ПО КУРСУ
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС»
Слушателя курсов повышения
квалификации по проблеме:
Ивановой Марины Николаевны
Воспитателя 1 категории
ГКОУ «
Таремский
детский дом»
Павловского района

Нижний Новгород 2015г
.
3 Тема: « Чем питается пчела?»
Цель: Обогащение знаний детей об особенностях и способах добывания пищи пчёлами.
Средства:
Картинки
Цветущее растение
Кисточка
Способы:
Рассказ
Рассматривание
экспериментирование
медоносы
2Тема: « Где живёт пчела?»
Цель: Расширение знаний детей о том, где могут жить пчёлы.

Способы:
Рассматривание
Прослушивание звуков природы
Вопросы
Двигательные упражнения

Средства:
Иллюстрации
Каринки
Запись звуков природы
(жужжание пчёл)

дупло
улей
улей
Спасибо
!
1Тема: «Как выглядит пчела»
Цель: Ознакомление
детей с внешним видом пчелы, выделяя
и называя основные части тела, их особенности.


Способы:
Загадывание загадки
Рассматривание
Вопросы
Средства:
Живой объект
Картинки
Лупа
Стеклянная баночка
6 Исследование
Тема: « Много есть чудес на свете! МЁД же – Чудо из чудес!»

Цель: Формирование познавательных действий, путём исследования продукта произведённого пчелой
–мёда.
Средства:
Стихотворение
Тарелочки с мёдом
Ложечки
Листы бумаги
Способы:
Экспериментирование
Рассматривание
Вопросы
Дегустация

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца в старшей группе.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца в старшей группе. (ОСЕНЬ)...

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течении месяца зимой.

Наблюдение за зимними объектами в зимнее время на прогулке...

Презентация. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца, старший дошкольный возраст»

Сиситема непрерывного наблюдения за природными объектами в течении месяца, старший дошкольный возраст"...

Методическая разработка на тему "Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение декабря месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации

На всем протяжении дошкольного воспитания ознакомление с природой рассматривалось как одно из средств всестороннего развития, в частности  эстетического и нравственного воспитания. Принципы...