Методическая разработка на тему "Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение декабря месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации
методическая разработка (средняя группа) на тему

На всем протяжении дошкольного воспитания ознакомление с природой рассматривалось как одно из средств всестороннего развития, в частности  эстетического и нравственного воспитания. Принципы  наглядности и активности, положенные в основу ознакомления с природой, определяли ведущее значение непосредственного общения с природой в решении задач эстетического и нравственного воспитания и выдвинули наблюдение в природе  как основной метод. Правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает  формирование  и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shchipanova_e.v._d_.s.27.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение декабря месяца» в рамках каскадной модели повышения квалификации

 «Актуальные проблемы дошкольного образования

в условиях введения ФГОС ДО»

воспитатель: Щипанова Е.В.

МБДОУ №27..

      Средняя группа  

 Кстовский район

   

Кстово

2015г.

                                 

      Содержание

1.Актуализация выбранной темы………………………………………………1

2.Описание разработки (мотив, цель, средства и способы решения поставленных целей, итог)………………………………………………………….2-4

3. Список литературы………………………………………………………………….5..

Приложения.

На всем протяжении дошкольного воспитания ознакомление с природой рассматривалось как одно из средств всестороннего развития, в частности  эстетического и нравственного воспитания. Принципы  наглядности и активности, положенные в основу ознакомления с природой, определяли ведущее значение непосредственного общения с природой в решении задач эстетического и нравственного воспитания и выдвинули наблюдение в природе  как основной метод. Правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает  формирование  и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы.

  Целенаправленные наблюдения дают возможность  сформировать у детей не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на  наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов. Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдения как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдения являются источником знаний, с другой – оно само требует определенных знаний как отправных моментов наблюдений. Наблюдения в детском саду проводятся под руководством воспитателя, это способствует умственному развитию детей и формирует у них правильные представления о живой и неживой природе. Наблюдение развивает умение сосредотачиваться на наблюдаемом объекте, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать свои мысли словом.

  Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, мышления, воображения. В процессе наблюдений  осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление.

  Глубоко прав был К.Д.Ушинский, когда отмечал: «Если учение  претендует на развитие ума в детях, оно должно упражнять их способность наблюдения».

 

Декабрь.

Цикл наблюдений за елочкой, растущей на территории детского сада. Средняя группа.

Форма наблюдения.

Тема.

Цель.

Методы и приемы.

Словарная работа.

Рассматривание

«Рассмотрим нашу елочку»

Познакомить детей с елочкой, которая растет на территории детского сада; уточнить знания детей об особенностях внешнего вида елочки.

Худ. слово,

Рассказ воспитателя,

вопросы.

Дерево, ствол,

кора, хвоя,ветви,иголки,

Корни, шишки,

расти,высокая.

Беседа

«Условия, необходимые для роста нашей елочки»

Расширять представления об условиях, необходимых для роста нашей елочки.

Рассказ воспитателя,

Вопросы, уточнения.

Почва, влага,

Свет,

Беречь, ухаживать.

Обследование

«Чем пахнет елочка»

Познакомить детей со специфическим запахом ели – запахом смолы. Объяснить в чем польза хвойных лесов для здоровья человека.

Рассказ, вопрсы,худ. слово, поощрение, уточнение.

Запах, смола,

хвойный,

лесной,

вырастать.

Сравнение

«Чем ель отличается от лиственных деревьев»

Показать разницу между хвойными и лиственными деревьями.

Худ. слово, вопросы,

уточнение,

поощрение.

Лиственные,

хвойные

густой

низкий

высокий

листья

иголки

Сравнение

«Сравнение ели и сосны»

Расширять представления детей о хвойных деревьях.

Рассказ воспитателя,

Вопросы.

Ель, сосна

еловый

сосновый

шишки

ухаживать.

Обследование

«Наблюдение за иголочками»

Уточнить знания детей об иголочках ели – видоизмененные листья. Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям.

Рассматривание

Обследование

Вопросы

Уточнения

Поощрения.

Запах

хвойный

аромат

листья

Сравнение

«Сравнение натуральной ели и искусственной»

Уточнить знания детей об отличиях натуральной ели от искусственной.

Худ.слово

Рассматривание

вопросы

Настоящая

Искусственная

праздничная

                                         

Итог.

 Наблюдение дае6т хороший запас знаний и одновременно учит оценке, анализу, развивает память, воображение, дает толчок развитию познавательных интересов.

  Каждое новое наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны уже знакомого объекта природы, одновременно уточняет и расширяет сложившиеся представления. Одно наблюдение следуя за другим, укрепляет единую систему знаний.

  У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои  впечатления через различные виды деятельности; формируются начала экологической культуры детей; развиваются речевые навыки. Дети учатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.                       

                                                     

Список литературы.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного  образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. «Мозаика – Синтез», Москва 2014г.
  2. «Ознакомление дошкольников с природой в детском саду» Соломенникова О.А. «Мозаика – Синтез», Москва 2014г.
  3. «Развитие  игровой  деятельности» Губанова Н. Ф. «Мозаика – Синтез», Москва 2012г.

   

                           

                             Приложение.

Худ.слово:

Загадки:

Ее всегда в лесу найдешь,                                Что же это за девица?

Пойдешь гулять и встретишь                             Не швея, не мастерица.

Стоит колючая, как еж,                                        Ничего сама не шьет,

Зимою в платье летнем.                                      А в иголках круглый год.

                                    (ель)                                                                              (ель)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке.

                                     (сосна)

Чтение р.н.с. «Как коза избушку построила»

дидактические игры:

«Опиши, я отгадаю»

«Найди дерево по названию»

«Четвертый лишний»

Разминка для голоса.

Слышно целый день в лесу:

- Отзовись, ау, ау!

Вышел в рощу детский сад,

Воспитатели кричат:

- Дети, где вы?

Вас зову: Ау – у!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в рамках каскадной модели повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения «ФГОС » по теме: «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца» Cтарший дошкольный возраст

Развитие  детей дошкольного возраста направлено на формирование  познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный п...

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца в старшей группе.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца в старшей группе. (ОСЕНЬ)...

Презентация. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца, старший дошкольный возраст»

Сиситема непрерывного наблюдения за природными объектами в течении месяца, старший дошкольный возраст"...

Проект «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении месяца».

проявление любви к природе необходимое для развития детей – все это является актуальностью ...