Конспект НОД "Волшебный воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Волшебный воздух». Образовательная область: «Познание. Формирование целостной картины мира».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vozduh.docx161.74 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Д/с №17 «Росинка»

           

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе

Тема: «Волшебный воздух»

Образовательная область: «Познание. Формирование целостной картины мира».

Воспитатель: Ручкина Светлана Михайловна

Цель: Развивать познавательную активность в процессе  экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и расширить знания детей о воздухе.
  •  Познакомить со свойствами воздуха (не видим, не имеет запаха, может передвигаться и т.д.) и способами его обнаружения.
  • Формировать представление детей о значении воздуха для человека.
  • Активизировать речь и обогащать словарь детей.  

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.  

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, интерес к экспериментированию.

Оборудование:

  • Шапочки.
  • Листы бумаги.
  • Полиэтиленовые пакеты.
  • Пластиковые стаканы с водой.
  • Трубочки для коктейля по количеству детей.
  • Несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (корка апельсина, половинка лимона, долька чеснока, лук).
  • Опорные схемы  «Свойства воздуха».
  • Мячи.
  • Воздушные  шары.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Дети превращаются в учёных (одевают шапочки).

Воспитатель: Ребята, а что находится вокруг нас? (столы, стулья, и т. д.). Возьмём лист бумаги помашем им перед собой. Что вы почувствовали? (ветерок). Как ветерок возникает? (это движется воздух). Ребята, что же находится вокруг нас? (воздух).

 В группу вбегает Карлсон.

Воспитатель: Ребята, кого это к нам ветром принесло?

Карлсон: Это я. Самый красивый и добрый Карлсон. Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети:  Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Опорная схема.

Карлсон: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Подожди, Карлсон! Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Карлсон: А можете доказать, что этот самый воздух есть?

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Карлсон ! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель: Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойства воздуха мы с вами откроем? (воздух не имеет вкуса).

        Опорная схема.

Карлсон: А может можно обойтись и без воздуха? Зачем он нужен?

Опыт 2. «Не дышу».

Воспитатель: Давайте проверим: может быть, Карлсон прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (Дети пробуют не дышать)

Воспитатель: Какое было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Воспитатель: А теперь ты, Карлсон, сделай то же. Мы вместе посчитаем, сколько Карлсон сможет не дышать.

Карлсон: (зажимает нос, не дышит) Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и, правда, жить невозможно!

Воспитатель: Ребята, кому нужен воздух и   кто не может жить без воздуха? (люди, животные, растения, насекомые).

Воспитатель: Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.

        Опорная схема.

 Воспитатель: Карлсон, а ты сможешь летать, если не будет воздуха?

Карлсон: Ну и вопрос! Конечно, не смогу. Мой пропеллер разгоняет воздух, поэтому я и летаю.

Воспитатель: А как вы думаете, воздух есть внутри нас? Давайте, ребята, проверим.

Опыт 3.  Воздух в человеке.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Карлсон: Ой, как интересно. В стакане буря поднялась.

Воспитатель: Откуда же появились пузырьки? (мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками). Вот видите! Значит, что внутри нас? (воздух). Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель: А теперь обратите внимание на этот предмет. (Воспитатель показывает резиновый мяч.) Что это? (мяч) 

Воспитатель: Какой удивительный предмет, он и в  речке не тонет и высоко скачет. Почему же он такой упругий, что у него внутри? (воздух). Правильно. Играть с мячом одно удовольствие.

                          Пальчиковая гимнастика «Мячик-ёжик»

Я мячом круги катаю                        (мяч между ладонями)

Взад-вперёд его гоняю.

Я сожму его немножко                (сжать в руке)

Как сжимает лапы кошка.

А теперь – последний трюк:         (перебрасываем из руки в руку)

Мяч летает между рук.

Воспитатель:  А сейчас, юные учёные, скажите, есть ли у воздуха запах? Вдохните (запаха нет).  Значит, какой вывод? Чистый воздух запаха не имеет.

Опорная схема.

Карлсон: А вот и неправда. Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.

Опыт 4. Запахи и воздух.

Воспитатель: Карлсон, дети  верно сказали: воздух действительно не имеет запаха. А вот прав ли ты, сейчас проверим. Возьмите корку апельсина, помните ее. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином) Как вы думаете, это воздух пахнет или апельсиновая корка издает такой аромат? (запах идет от апельсиновой корки).

На столах стоят баночки с продуктами (лимоном, чесноком, луком) закрытые плотно крышками. Воспитатель берет баночки, выкладывает содержимое и закрывает крышками. Поочерёдно открывает крышки и передаёт баночки детям. 

Воспитатель: Ребята, вы чувствуете запахи? Чем это пахнет? (чесноком, луком, лимоном). А как вы поняли? (запах дошел до нас). Запах передается по воздуху. Карлсон был прав, когда говорил, что  всегда чувствует запах варенья.

Опорная схема.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные! Давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе, (если дети затрудняются, помогаю).

  • Воздух бесцветный и прозрачный.
  • Воздух постоянно нас окружает.

  • Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух,

«поймать» в оболочку.

  • Воздух не имеет запаха - только передаёт чужие запахи.
  • Воздух не имеет вкуса.
  • Воздух нужен всему живому.
  • Воздух есть внутри  предметов.
  • Воздух есть внутри людей.
  • Ветер - движение воздуха.

Карлсон: А мне воздух нужен ещё и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного. Я хочу подарить вам эти воздушные шарики. Ведь, если их наполнить воздухом, то они тоже смогут  летать так же, как и я. Спасибо, ребята!  А сам полечу скорее к Малышу и расскажу ему обо всём! До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

конспект НОД "воздух-символ свободы" для старшей группы

Целью занятия является закрепление и уточнение знаний о свойствах воздуха....

Конспект НОД "Воздух - невидимка"

Занятие из образовательной области "Познание", предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения занятия дети знакомятся с понятием "воздух", его свойствами и проводят эле...

Конспект занятия "Воздух - невидимка"

Конспект занятия "Воздух - невидимка"Цель: Сформировать представления о взаимозависимости жизнедеятельности живых организмов в природе; о необходимости беречь и не засорять окружающую среду....

Уточнить и обобщить знания детей о воздухе; положительную мотивацию к взаимодействию в процессе эксперимента, конспект НОД "Воздух"

Конспект занятияПроводит: Матвиец И.А.          «Воздух» Цели: Уточнить и обобщить знания детей о воздухе. Задачи: Образова...

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...