Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы: «Вода как явление неживой природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лопатина Наталья Владимировна

Задачи:

1. Формировать представление детей о воде и ее значении в жизни людей.

2. Совершенствовать представления детей о некоторых свойствах воды.

3. Развивать наблюдательность, познавательные интересы детей.

Материалы и оборудование:

1. Тарелка

2. Стакан

3. Кувшин с водой

4. Вода

5. Геометрические фигуры

6. Мультимедийная установка

7. Презентация «Вода в природе»

8. Одноразовые стаканчики с водой

9. Апельсин и лимон

10. Различные емкости для воды: круглая ваза, прямоугольный аквариум, квадратный стакан.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я хочу загадать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Если вы их отгадаете, то узнаете много нового и интересного.

«В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А наскучит ей летать – на землю падает опять!» (вода)

 

«Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

Я летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (вода)

 

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, отгадали. Эти загадки о воде. Трудно найти мест на земле, где бы не было воды.

(включается мультимедийная презентация на тему «Вода в природе», воспитатель по ходу фильма комментирует)

Вода есть повсюду: вода в океанах, реках, морях и озерах, на вершинах высоких гор. Вода находится в земле и под землей, в живых организмах – в каждом растении, деревьях, цветах. Дети, а как вы думаете, нужна человеку вода или нет?

Дети: Конечно нужна.

Воспитатель: Скажите, а для чего людям нужна вода?

(если дети затрудняются с ответом, воспитатель показывает иллюстрации, изображающие использование воды человеком: приготовление пищи, умывание, стирка, полив комнатных и садовых растений и т.д.)

Воспитатель: Много воды требуется для различных промышленных предприятий, заводов, фабрик. И сейчас мы поговорим с вами о свойствах воды. Посмотрите, я переливаю воду из одной емкости в другую.

(воспитатель переливает воду из кувшина в стакан)

Воспитатель: Что вы можете сказать о воде?  Какая она?

Дети: Её можно переливать, она жидкая, она течет.

Воспитатель: А сейчас подойдите к столу, возьмите в руки стаканчики с водой и понюхайте воду. Чем она пахнет?

Дети: Ничем.

Воспитатель: Значит вода…

Дети: Ничем не пахнет, она без запаха.

Воспитатель: А какой цвет у воды? Посмотрите сквозь стакан  с водой на любой предмет. Вам его видно?

(дети проводят опыт)

Воспитатель: Что вы обнаружили?

Дети: Вода не имеет цвета, она бесцветная.

(для закрепления воспитатель предлагает детям произнести несколько раз слова «бесцветная», «без запаха»)

Воспитатель: А сейчас добавим в один стаканчик с водой сок лимона, а в другой – сок апельсина и посмотрим, что же произойдет.

(воспитатель и дети проводят опыт)

Воспитатель: Что вы можете сказать, какой сделать вывод?

Дети: Вода изменила цвет – стала в одном стаканчике светло – желтой, а в другом – светло – оранжевой.

Воспитатель: Верно, цвет воды изменился. А теперь подойдите поближе и понюхайте воду с соком лимона и апельсина. Чем она пахнет?

Дети: Лимоном и апельсином.

Воспитатель: Какой же можно сделать вывод?

(дети предлагают ответы)

Воспитатель: Вода не имеет цвета, бесцветна и без запаха, но её можно окрасить в любой цвет и придать ей любой запах.

Физкультминутка

Воспитатель: Давайте встанем в кружок и немного поиграем.

(Проводится пальчиковая игра «Как у деда Ермолая»)

«Как у деда Ермолая вся семья была большая:

(две ладошки перед собой, кончики пальцев соединены)

Только сам да сама (показывают большие пальчики на обеих руках),

Только кум да кума (показывают указательные пальчики),

Два сына с усами (показывают средние пальчики),

Да две дочки с косами (показывают безымянные пальчики),

Да две внучки на печи (показывают мизинцы)

Уплетают калачи (руки соединены в замок перед собой).

Воспитатель: Что же, немного отдохнули, но впереди у нас еще много интересного. Как вы думаете, какую форму имеет вода? (показывает детям различные геометрические фигуры)

(ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы и проверим, какую форму имеет вода. Я сейчас налью воду вот в эту красивую вазу. Какую форму имеет эта ваза?

Дети: Круглую.

Воспитатель: Мы налили в круглую вазу, и вода приняла форму шара.

А что будет, если мы нальем воду в прямоугольный аквариум? Квадратный стакан?

Дети: Вода примет форму предметов, в которые её налили.

Воспитатель: Какой же вывод можно сделать?

Дети: Вода не имеет своей формы.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали сегодня о воде?

(Ответы детей)

Воспитатель: Итак, основные свойства воды – это:

- вода не имеет цвета (бесцветная, прозрачная)

- вода не имеет запаха

- вода не имеет своей формы.

Воспитатель: Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали! И не забывайте, что вода – это ценное природное богатство, её надо беречь. Даю вам домашнее задание: придумайте, какими способами мы с вами можем беречь воду. Вы сегодня были очень внимательные и любознательные. Молодцы!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего возраста с живой и неживой природой.

1. Опыт с воздухом. На столах пустые стаканчики и банка с водой. Воспитатель: Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (показывает по очереди всем...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме "Вулкан"

Дети развиваются только в деятельности. Только тогда, когда ребёнок познаёт мир, совершает открытия, он развивает свои творческие способности, мышление, речь. Конспект "Извержение вулкана" составлен с...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей разновозрастной группы

Конспект занятия по экспериментальной деятельностидля детей старшей разновозрастной группы.Тема: «Вода не имеет формы, принимает форму различных сосудов».«Вода не имеет цвета, прозра...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Термометр и температура»

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Снег и его свойства»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Снег и его свойства»...

Конспект занятия познавательно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Секреты воздуха"

В ходе образовательной деятельности у детей расширяется представление о ветре, причинах его возникновения, его свойствах, влияния на жизнь человека....