Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Снег и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елисеева Елена Николаевна

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Снег и его свойства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sneg_i_ego_svoystva.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Снег и его свойства»

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Образовательные задачи: формировать представление о снеге и его свойствах; учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивающая задача: развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

Воспитательная задача:  воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Оборудование: мольберт, одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, квадраты из картона, значки с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце

Форма организации: беседа, экспериментирование, решение логических задач.

Организационный момент:

Дети стоят в кругу и повторяют за воспитателем (сначала идем в первой части по кругу, а потом машем соединенными руками в центр круга)

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять ручками махать.
Начинаем заниматься, будем весь урок стараться:
Повторять, не зевать, все запоминать.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а скажите какое время года сейчас?

Дети: Поздняя осень

Воспитатель: Верно. А что наступит после осени?

Дети: Зима

Воспитатель: Правильно. А теперь послушайте внимательно логическую задачу:

«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».

Подумайте и скажите, как же бабушка объяснила куда делись цветы и трава?

Дети: Наступила зима и все на земле покрыл снег.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы поняли о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Дети: О снеге

Воспитатель: Верно. Я предлагаю, как настоящие учёные заняться исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного о снеге, какой он и каковы его свойства. Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, а интересно, что с ним произошло? Давайте подойдем к окну и посмотрим на тарелочки.

Дети: На тарелках вода, значит снег растаял.

Воспитатель: А почему так случилось?

Дети: Потому что в группе тепло

Воспитатель: Правильно. (воспитатель приклеивает на мольберт первый значок с изображением свойства снега, на нем нарисована капелька). Посмотрите, после каждого эксперимента я буду приклеивать значок с изображением свойств снега. Ребята, давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите?

Дети: В воде немного есть грязь

Воспитатель: Ребята, а я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают?

Дети: Нет. Это ведь грязь попадает нам в рот тогда.

Воспитатель: Верно, молодцы, что сделали правильные выводы! Ребята, я сегодня принесла нам еще снега и пока он не растаял, я предлагаю приступить скорее к нашим опытам. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется?

Дети: лупа.

Воспитатель: А кто-нибудь знает, что такое лупа?

Дети: Это увеличительное стекло, чтобы рассматривать мелкие вещи, которые не видны обычному глазу.

Воспитатель: Верно. Возьмите лупу и посмотрите, из чего же состоит снег.

Дети: из маленьких снежинок и льдинок

Воспитатель: Правильно! А какой снег на ощупь? 

Дети: холодный. 

Воспитатель: Верно (приклеивает значок в виде снежинки). Снег состоит из снежинок и он очень холодный. Что мы немного засиделись, нужно нам подвигаться, пока ль снега мы не замерзли.

Физкультминутка:

Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)

А метель все завывает.

Сколько снегу намело, (показывают сугробы)

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем (имитируют действия)

И в снежки играть пойдем. (шагают)

Снег сегодня белый, белый, (поднимают руки вверх и опускают)

От него кругом светло.

Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)

и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)

Каждый пальчик мы оденем,

Будет вы шубах нам тепло.

Воспитатель: Проведем следующий эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их 

Дети: Квадратики

Воспитатель: Положите один квадрат на пустую тарелочку, а  наверх положите снег, а другой опустите в воду. Где квадрат видно, а где нет? И почему?

Дети: Под снегом квадрата не видно, а под водой видно. Потому что, вода прозрачная, а снег белый.

Воспитатель: Какой мы делаем вывод?

Дети: Снег не прозрачный

Воспитатель: Правильно (вешаем на мольберт значок с закрытым глазом). Ребята, а как узнать, снег пахнет? 

Дети: надо понюхать. (дети нюхают снег)

Воспитатель: А теперь понюхайте яблоко, какое яблоко? 

Дети: ароматное, со сладким запахом.

Воспитатель: какой делаем вывод?

Дети: снег не имеет запаха

Воспитатель: Молодцы! (вешает на мольберт значок с перечеркнутым носом). А теперь возьмем две баночки с водой. Потрогайте их, какие они?

Дети: Одна баночка холодная, другая теплая

Воспитатель: Верно. В одной холодная вода, в другой горячая. В каждую баночку я опускаю снег одновременно. Теперь посмотрите, что происходит?

Дети: Снег таит.

Воспитатель: Одинаково таит?

Дети: Нет, в банке с горячей водой снег уже растаял, а с холодной еще таит.

Воспитатель: Молодцы, вы очень наблюдательны. Какой мы делаем вывод?

Дети: Чем больше температура – тем быстрее таит снег

Воспитатель: Правильно (вешает на мольберт значок с термометром). Это на сегодня был наш последний эксперимент. А теперь давайте посмотрим на мольберт и вспомним, какими свойствами обладает снег? 

Дети: Снег таит, состоит из снежинок, он холодный, не прозрачный, не имеет запаха, чем больше температура воды, тем быстрее снег растает.

Подведение итогов занятия: Вы большие молодцы! Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы: «Вода как явление неживой природы»

Задачи:1. Формировать представление детей о воде и ее значении в жизни людей.2. Совершенствовать представления детей о некоторых свойствах воды.3. Развивать наблюдательность, познавательные интересы д...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (вода)

Конспект занятия  по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Секреты газированного напитка «Кока-кола»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Секреты газированного напитка "Кока-кола"....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (опыты и эксперименты) Тема: «Путешествие утёнка»

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.Дети: Здравствуйте!Воспитатель: Вы знаете, ребята, сегодня мы с вами будем исследователями, проводит...

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Волшебница вода»

Представляю Вашему вниманию конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментированию с водой...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (опыты и эксперименты)Тема: «Путешествие утёнка»

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (опыты и эксперименты) Тема: «Путешествие утенка»....

Конспект занятия познавательно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Секреты воздуха"

В ходе образовательной деятельности у детей расширяется представление о ветре, причинах его возникновения, его свойствах, влияния на жизнь человека....