Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей разновозрастной группы
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Перминова Кристина Владимировна

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

для детей старшей разновозрастной группы.

Тема: «Вода не имеет формы, принимает форму различных сосудов».

«Вода не имеет цвета, прозрачная».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Семёновский детский сад» Зырянского района

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

для детей старшей разновозрастной группы.

Тема: «Вода не имеет формы, принимает форму различных сосудов».

«Вода не имеет цвета, прозрачная».

        Воспитатель: Перминова К.В.

с.Семёновка, 2018 г.


Цель: Формировать представление о свойствах воды у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Дать понятие детям о свойстве воды - вода не имеет формы, принимает форму сосудов; не имеет цвета, прозрачная.
  2. Развивать практические умения и навыки детей с исследуемым объектом (водой); закрепить названия лабораторного оборудования.
  3. Учить делать элементарные зарисовки проведенного эксперимента.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде и лабораторным предметам.

Словарная работа: не имеет формы, цвета, текучая, растекается, заполняет, прозрачная.

Оборудование: емкость с водой, емкости различной формы (широкой, узкой, колбообразной, квадратной, перчатки резиновые); стакан молока; различные мелкие предметы (металлические монеты, камешки, ракушки); листы бумаги, карандаши, мини – плакат «Вода принимает форму сосуда», «Вода прозрачна».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол и назовите предметы, которые вам уже знакомы. (Ответы детей). Молодцы! Это колбы, мензурки, емкости. Что мы с вами изучаем? (Ответы детей). Правильно, мы с вами изучаем воду и ее свойства, как она может изменяться.

- Посмотрите, в руках у меня мячик. Какой он формы? (Ответы детей). Правильно, круглый. Каждый предмет имеет свою форму. А как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей). Она круглая? Треугольная? Квадратная? Нет! А какая у воды форма? Сегодня я вам предлагаю новый эксперимент – узнать имеет вода форму или нет? Подготовимся к эксперименту. Для этого нам понадобится обязательно что? (Вода) И лабораторное оборудование, которое у меня на столе – различные емкости. Посмотрите все они какой формы? (Ответы детей). Правильно! Разной. А вот у меня большой таз, давайте  в него нальем немного воды из бутылки и посмотрим, какая форма у воды. (Воспитатель наливает в таз воду). Что произошло с водой? (Ответы детей). Правильно, она растекается в разные стороны. Принимает она какую-нибудь форму сейчас? (Ответы детей). Правильно, не принимает.

Далее воспитатель вызывает детей по очереди и предлагает каждому заполнить водой сосуды, которые стоят на столе. (Дети заполняют).

- Ребята, посмотрите теперь на емкости и сосуды, которые мы с вами заполнили и обрисуйте пальчиком в воздухе форму, которую приняла вода. (дети «обрисовывают» любую форму). Можно сказать, что вода имеет какую – то определенную, точную форму? (Ответы детей). Нет, вода принимает форму сосуда, в который ее налили.

- Проведем еще один эксперимент. Вот у меня резиновые перчатки. Посмотрите, они растягиваются. Сейчас мы с (вызывает двух детей) наполним эту перчатку водой. Как вы думаете, что произойдет? (Ответы детей). Давайте проверим на опыте! Воспитатель вместе с детьми заполняет перчатку водой. Перчатка надувается под действием воды.

- Какую форму приняла вода? (Ответы детей). Правильно, форму перчатки.

- Сделаем вывод: вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который ее налили.

Воспитатель: Делать научные открытия – дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдем на ковер.

(дети встают в произвольном порядке)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. Повороты туловища в стороны

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. Вращение головой в стороны

Ноги надо нам размять. Приседания

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте Ходьба на месте

От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть. Дети садятся на места

Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

- Ребята, а как нам определить вода имеет цвет или нет? (Ответы детей). Давайте, проверим на опыте! Ведь мы с вами как настоящие ученые! Вот у меня стакан с молоком. Молоко какого цвета? (Ответы детей). Правильно, белого. А вот стакан с водой. Можно сказать, что вода тоже белого цвета? (Ответы детей). Может вода синего или красного цвета? (Ответы детей) Значит, у воды есть цвет или нет? (Ответы детей). Правильно, у воды цвета нет, она прозрачная. А почему прозрачная? (Ответы детей). Давайте, проверим! Вот у меня на столе различные предметы: камешки, ракушки, монеты. Опустите их в воду. (Дети опускают в воду предметы). Посмотрите, вы видите через воду эти предметы? (Ответы детей). Вода прозрачна. Сквозь воду видны предметы и даже видно цифры на монетах, полосочки, крапинки, узоры на камешках и ракушках. Опустите руки в воду. Видите свои руки? (Ответы детей).

- Рассмотрим плакат «Вода прозрачна». Воспитатель комментирует, выслушивает мнения детей.

- Давайте сделаем вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

- Ребята, мы сегодня с вами узнали очень много о свойствах воды: вода не имеет форму, принимает форму сосуда, в который ее налили; вода не имеет цвета, она прозрачная.

По окончании занятия дети вместе с воспитателем убирают оборудование на место, в ходе данной работы воспитатель напоминает детям о бережном отношении к лабораторному оборудованию и воде (оставшуюся воду можно употребить для мытья игрушек).

- Давайте данный эксперимент мы с вами зарисуем. (воспитатель на доске делает зарисовку опыта, дети за ним на листах бумаги).

Просмотр презентации «Вода в жизни человека»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Семёновский детский сад» Зырянского района Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей разновозрастной группы. Тема: «Вода не имеет формы, принимает форму различных сосудов». «Вода не имеет цвета, прозрачная». Воспитатель: Перминова К.В. с.Семёновка , 2018 г.

Слайд 2

Загадка: Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг: снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды – жить нельзя нам без…..

Слайд 3

Вода в жизни человека

Слайд 4

Где мы можем встретить воду?

Слайд 5

море озеро водопад дождь ручей река кран

Слайд 6

Значение воды в жизни человека

Слайд 8

Состояние воды Газообразное Твёрдое Жидкое Да, бывает вода в состоянии разном. В жидком, твёрдом она. Даже в газообразном. Мы не видим её или не замечаем. Но когда её нет, тяжело ощущаем.

Слайд 9

Лаборатория подготовительной группы №1

Слайд 10

Опыт №1 « Определение цвета воды » вода молоко Вывод: вода не имеет цвет, она бесцветная.

Слайд 11

« Вода мутная или прозрачная » Опыт №2 Вывод: карандаш виден в воде, потому что она прозрачная.

Слайд 12

Опыт №3 «Вода жидкая» Вывод: вода – это жидкость, не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы: «Вода как явление неживой природы»

Задачи:1. Формировать представление детей о воде и ее значении в жизни людей.2. Совершенствовать представления детей о некоторых свойствах воды.3. Развивать наблюдательность, познавательные интересы д...

Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме "Вулкан"

Дети развиваются только в деятельности. Только тогда, когда ребёнок познаёт мир, совершает открытия, он развивает свои творческие способности, мышление, речь. Конспект "Извержение вулкана" составлен с...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Термометр и температура»

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Плесень"

Общая информация  о том, что такое плесень,короткое описание разновидностей....

Познавательно-исследовательский проект «Я познаю мир. Опытно-экспериментальная деятельность» c детьми старшей разновозрастной группы

Тип проекта: познавательный, групповойВид проекта: исследовательская деятельность старших дошкольниковПродолжительность проекта: краткосрочныйСроки реализации: февраль- мартВозраст дете...