Вода вокруг нас
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мидюгина Любовь Арсентьевна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_voda.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Вода вокруг нас»

в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Развивать умение выполнять элементарные опыты, пользоваться схемами, символомами.

Закрепить представления детей о круговороте воды в природе.

Совершенствовать знания детей о роли воды в природе и в жизни человека.

Систематизировать и углублять представления детей о воде – как фактора экологического благополучия.

Формировать системный способ мышления.

Развивать внимание, память, воображение.

Воспитывать бережное отношение к воде, эмоциональный отклик и радость от общения с природой.

Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.

Воспитывать чувство коллективизма, умение слушать собеседника.

Ход НОД:

Воспитатель показывает детям глобус.

- Сколько здесь голубого? Что изображено голубым цветом? (Это океаны, моря, реки – ведь голубым цветом на кортах изображают воду).

На интерактивной доске дети видят иллюстрации, на которых изображены моря, реки, озера.

- А вы знаете, какая бывает вода? Подойдите к столам.

Дети ходят от одного стола к другому и знакомятся со свойствами воды.

 - Перед вами стаканчики: одни с водой, другие с молоком. Положите в стаканчики палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? (В воде видны).

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет. На интерактивной доске появляется символ этого свойства воды.

- Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная речка с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных речках? (Нет, непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения). А не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит, нельзя загрязнять водоемы, бросать туда разный мусор.

- А теперь, дети, попробуйте воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Когда человек хочет пить и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Попробуйте сок, молоко, у них есть вкус? А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, но ее пить нельзя.

Вывод: у воды нет вкуса. На интерактивной доске появляется символ этого свойства воды.

- А теперь, понюхайте воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет). Вода не пахнет, если она чистая, а вот вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: у воды нет запаха. На интерактивной доске появляется символ этого свойства воды.

- Сейчас, дети, аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкая, может течь. На интерактивной доске появляется символ этого свойства воды.

- Посмотрите, здесь стаканчики с водой разной температуры. Попробуйте пальчиком определить, в каком стаканчике самая холодная, а в каком - самая теплая вода. Можем измерить температуру воды с помощью термометра. В реках, озерах, морях тоже бывает разная температура: и теплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, животные могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной.

- А если бы вы были рыбами, то какую воду выбрали: теплую или холодную?

- Где больше разных растений и животных: в теплых или холодных морях? (В холодных морях живет меньше разных растений и животных).  

- В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них идет пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем доме?  Жильцов очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Вывод: вода бывает разной температуры. На интерактивной доске появляется символ этого свойства воды.

- Я предлагаю поиграть в игру «Какая бывает вода».

Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч. (чистая, минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая, теплая, горячая, холодная).

- Ребята, вода не всегда бывает одинаковой, она умеет превращаться и быть разной. Вот отгадайте загадки, которые приготовили дети.

1.Лежало одеяло, мягкое, белое.
  Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
2.Мост, как синее стекло
  Скользко, весело, светло. (Лед)

3.У нас под крышей белый гвоздь висит.
  Солнце взойдет – гвоздь упадет. (Сосулька)

4.Люди ждут меня, зовут,
  А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
5.Пушистая вата плывет куда-то.
  Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
6.Течет, течет – не вытечет,
 Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки.

- А вы знаете, как рождается речка? Хотите узнать?
Воспитатель приглашает детей подойти, кладет перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани.

- На земле много разных рек – большие и маленькие, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку?

- Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река, а узкие голубые ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку.

- Знаете ли, откуда появляются ручейки? Ручейки вытекают из родников.

Воспитатель читает стихотворение И.А.Бунина «Родник»:

     В глуши лесной, в глуши зеленой,

     Всегда тенистой и сырой,

     В крутом овраге под горой

     Бьет из камней родник студеный;

     Кипит, играет и спешит,

     Крутясь хрустальными клубами,

     И под ветвистыми дубами

     Стеклом расплавленным бежит.

- Кому нужны родники? Нужно ли заботиться о них, беречь их?

- Любит и бережет родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.

- Лесные родники очень нужны зверям и птицам для водопоя. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

- Родник – бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озера будут полноводными.

- А как попадает вода в речку?

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и предлагает поиграть в подвижную игру «Ходят капельки по кругу».

- Я – мама Тучка, а вы – мои дети Капельки. Нам пора отправляться в путь.

Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки разбегаются, прыгают, танцуют.

- Полетели Капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно стало им поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками.

- Встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан. Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала вернуться им домой. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

- Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, а теперь побудьте со мной, я без вас соскучилась.

Ребенок читает стихотворение:

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница наша – вода.

- Где еще можно встретить воду?

Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И водопроводном кране.

Воспитатель читает стихотворение С.Я.Маршака:

Стали жить по новой моде,

Завели водопровод.

Речка спятила с ума –

По домам пошла сама!

- Для чего нужна вода в доме?

Дети перечисляют, где в быту используют воду.

- Без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь.

- Как нужно пользоваться водопроводной водой? (Следить, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был закрыт).

- Чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. В реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой. И прежде чем вода поступит в водопровод, ее приходится очищать, через специальные очистные сооружения.

- Как дома можно очистить воду? (С помощью бытовых фильтров).

- Чистую воду надо беречь.

Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой,

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?».

Дети: вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

- Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду.

Дети: если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение, проливные дожди и тогда вода разрушает дома.

- Сейчас предлагаю вам нарисовать о том, кому нужна вода.

По рисункам дети рассказывают, о том кому нужна вода.

Воспитатель подводит итог беседы: Она нужна на небе и на земле,

                                                              Необходима всем – всем – всем!

                                                              Одним, чтобы плыть,

                                                              Другим - чтоб жажду утолить,

                                                              Третьим - что-нибудь помыть,

                                                              А хозяйкам - чтобы кушанья варить!

                                                              Всегда и везде

                                                              Вечная слава воде!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии -подготовительная группа-по теме: Вода вокруг нас.Круговорот воды в природе.

Познакомить детей с путешествием воды в природе,т.е. рассказать,что капельки дождя движутся по кругу....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:·          «Физическая культура»,·          «Здоровье»,·...

презентация на тему "Вода вокруг нас.Круговорот воды в природе"

обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать , где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе "ходят", движутся по кругу. Познакомить...

Конспект занятия "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе"

конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией....

Конспект занятия «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

"Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе". Конспект организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений для подготовительной группы."Вода вокруг нас. Круговорот ...