Конспект занятия по экологиии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хмелевских Наталья Анатольевна

Конспект занятия по экологии в старшей группена тему: " Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii_v_starshey_gruppe_na_temu.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Птицы».

Программное содержание

-  Продолжать знакомить детей с птицами и их повадками, условиями необходимыми для их жизни.

- Учить детей составлять описательные рассказы о птицах: отбирать содержание, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки, подбирать образные слова и выражения, характеризующие птиц и отношение рассказчика к ним.

- Продолжать учить детей умениям правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

- Способствовать развитию современного экологического мышления.

- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувства милосердия.

- Формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой.

 - Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

- Совершенствовать экологические знания.

Материал

Предметные картинки с изображением птиц (воробей, снегирь, синица, дятел, сова, сорока)

Модели для составления описательных рассказов о птицах, карточки с изображением клюва, перьев, лапок, гнезда, тарелки, человека.

Игровое поле ,картинки со схемами.

Предварительная работа

Наблюдение за птицами на участке детского сада, дидактические игры с моделями; чтение рассказов В.Биянки, Н.Сладкова, Г.Скребицкого, К.Чуковского о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением разных птиц вне занятий.

Оборудование

 Оформление  в виде зимнего леса ( макеты деревьев,  птиц , домика ,).

Ход занятия 

Группа оформлена под зимнюю поляну. Заснеженные деревья, домик, слышны птичьи голоса. На деревьях сидят птицы (воробей, снегирь, синица, сорока, дятел, сова).

Воспитатель: Что это?

Дети: Лес.

Воспитатель: Как вы понимаете, что такое лес?

Дети: Лес - это где много растет деревьев. В лесу живут лисы, зайцы, медведи, лоси, ежи... , много птиц, насекомых….

Воспитатель: Как надо относиться к лесным обитателям?

Дети: Нужно их подкармливать зимой, в лесу не шуметь, нельзя убивать и забирать с собой домой зверей и птиц.

В.: Какие пословицы и поговорки вы знаете о лесе?

Дети: "Сломать дерево недолго, вырастить - годы нужны";

          "Старые деревья молодые охраняют"

          "Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!"

          "Подкорми птиц зимой - они отплатят тебе добром летом".

       (Звучит музыка). )

Воспитатель. На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.

Воспитатель: Ребята, Посмотрите, как красиво на лесной поляне. Все деревья покрыты снегом и инеем, как много птиц, слышны птичьи голоса. Давайте, поиграем со своими ручками. На минутку представим, что наши ручки-птички (садятся на колени)

-Птичка крылышки сложила

Птичка перышки помыла

Птичка клювом повела

Птичка зернышки нашла

Птичка зернышки поела

Птичка песенку запела

Птичка крылышки раскрыла

Полетела, полетела.

Воспитатель: Дети, вы обратили внимание, что на нашей полянке, кроме деревьев и птиц стоит красивый домик. Кто в нем живет, как вы думаете?

Воспитатель: Сейчас подойдем к домику поближе и узнаем.

(выходит старичок-лесовичок)

Старичок: Здравствуйте, ребята. Это хорошо, что вы на нашу полянку пожаловали. А загадки вы про птиц любите.

-Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…..

-Кто летает, кто стрекочет-

Рассказать нам новость хочет?

Старичок: Молодцы ребята. Но есть у меня к вам одна просьба.

Видел я в вашем лесу птицу диковинную, но как зовут ее, не знаю. А вы, дети, знаете?

Воспитатель: А ты опиши нам, мы тебе и поможем.

Старичок: А как это описать. Я не умею. Научите меня рассказывать про птиц.

Воспитатель: Научим старичок-лесовичок (дети садятся на стулья),

как надо представить птичку, чтобы мы ее узнали?

Правильно, сначала надо сказать какая птичка большая или маленькая, какой у нее клюв, какие лапки, перья, где живет, что ест, как передвигается, какой у нее нрав: веселая или певунья.

Но чтобы рассказ получился связным надо рассказывать по порядку.

Назвать птицу, чтобы не забыть об этом закрепим карточку.

- Какую карточку закрепим?

- Правильно без изображения, потому что каждый из вас назовет свою птичку.

- О чем еще надо рассказать, чтобы узнать птичку и не перепутать ее с другой.

- Итак, сначала расскажем  какая птичка, какой у нее клюв, какие лапки, перья. Чтобы не забыть поставим карточку.

- Еще ,по каким признакам мы можем узнать птицу.

- Правильно, где она живет и какое у нее жилище, чтобы не забыть закрепим карточку с изображением гнезда.

Старичок: Я не могу понять, почему они клюют разную пищу.

Воспитатель: У птиц разный клюв т.к. они добывают себе питание по разному. У каждой птицы есть любимое блюдо.(вывешивается карточка с изображением тарелки)

Воспитатель: У меня осталось последняя карточка.(показывает карточку с изображением человека).

- О чем будем рассказывать в этом случае.

- Правильно, как человек относится к птице и помогает ей.

- Старичок, ты понял, как надо составлять рассказ про птичку.

Старичок: Понял, только забыл с чего начинать.

Воспитатель: (показывая на первую карточку) Что означает эта карточка?

(аналогично обговариваются варианты рассказов по всем карточкам).

Воспитатель: Старичок, о какой птичке тебе рассказать.

Старичок: Про эту (указывает на воробья)

Воспитатель: Это воробей. Воробей маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Клюв у него маленький, лапки короткие. Он летает и прыгает. Хоть и говорят «серый воробушек», серая у него только грудка. Спинка коричневая с широкими продольными черными полосами. Крылышки украшены белой бахромой. Живут воробьи и в городе и в деревне. Нравится воробышкам устраивать свои квартиры за ставнями, под козырьком подъездов и балконов. Питаются воробьи весной мошками, гусеницами, летом клюют зернышке и семена растений. И еще любят воробьи хлебные крошки. Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в эту пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле нас.

Старичок: Хорошая птичка-воробей. А вот про этого воробья расскажите (указывает на синицу)

(рассказ ребенка о синице)

 (стихотворение  про синицу)

(Рассказы детей о сороке, о дятле)

Старичок: Спасибо, ребята научили меня рассказывать про птиц. Воспитатель: Ребята, а  как вы думаете трудно птицам зимой? Почему? А мы можем помочь птицам зимой? Расскажите, как это можно сделать.  

Воспитатель: - я очень рада, что многие из вас помогают птицам выжить в зимнее время. А чтобы мы с вами это могли сделать и в детском саду, я даю вам домашнее задание – вместе с папой и мамой изготовить кормушки для птиц. Мы повесим их на нашем участке, каждый день мы будем  насыпать в них  корм, и вы увидите, как рады будут птицы нашим угощениям.

Физминутка: Игра «Совушка-сова, мудрая голова»

Старичок: Ребята хочется мне поиграть с вами в мою любимую игру, которая называется « Берегите природу»

(материал: игровое поле ,картинки со схемами. )

Ход игры: Старичок показывает детям круг, разделенный на сектора - "квартиры". Предлагает в каждую "квартиру" заселить из природного мира какую-либо часть: растения, животных (звери, птицы, рыбы), человека. Дети распределяют картинки с указанными изображениями по секторам. Далее воспитатель убирает одно из изображений и уточняет у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле при отсутствии спрятанного объекта. Например: если убрать растения, что произойдет с птицами, зверями и т.д. (доходят до человека). Изображение человека убирают из круга в последнюю очередь. Детей подводят к выводу: если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если хотя бы один из других элементов живой природы исчезнет, может погибнуть и оставшийся мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.                     

Земля.                    (Я.Аким).

              Есть одна планета – сад                                                  

              В этом космосе холодном.

              Только здесь леса шумят,

              Птиц скликая перелётных.

              Лишь на ней одной цветут

              Ландыши в траве зелёной,

              И стрекозы только тут

              В речку смотрят удивлённо…

              Береги свою планету –

              Ведь другой, похожей,  нету !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии

Конспект занятия "Беседа о волшебнице воде"...

Конспект занятия по экологии

Программное  содержание:      Воспитывать  доброе  и  заботливое  отношение  к  живой  природе, заботу  о  братьях  мень...

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...