Главные вкладки

    Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Петрова Виктория Алексеевна

    Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zelyonaya_apteka.docx17.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека

    (занятие в старшей группе детского сада)

    Ход занятия

    Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растени­ях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

    - Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг — «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться — травами, цветами, ягодами и т.д.

    - Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

    Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

    - Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

    - Кто видел в аптеке лекарственные растения?

    - Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

    - А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).

    - Про какое лекарственное растение эта загадка.

    Не пустили в огород –

    Оттого она и жжет.

    (крапива)

    - Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой».

    Подружись с крапивой

    - Сегодня па обед будут крапивные щи, — объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

    - Крапивные?

    -Да, да, — подтвердила бабушка. — А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы…

    Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.

    - Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:

    «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

    - А кто угадает это растение?

    Тонкий стебель у дорожки.

    На конце его — сережки.

    На земле лежат листки –

    Маленькие лопушки.

    Нам он — как хороший друг

    Лечит раны ног и рук.

    (подорожник)

    - Найдите это растение в нашей коллекции.

    - Кто догадался, почему это растение так называется?

    - Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

    - Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

    - Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

    - Это растение всем знакомо. Отгадайте:

    Выпускает он листы

    Широченной широты.

    Держатся на стеблях крепких

    Сто плодов шершавых, цепких.

    Пели их не оберешь,

    На себе их все найдешь.

    (лопух)

    - Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.

    - А это что за растение?

    Носит этот мальчик

    Желтый сарафанчик.

    Подрастет — нарядится

    В беленькое платьице.

    Легкое, воздушное.

    Ветерку послушное.

    (одуванчик)

    - Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

    - А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум.

    Мох, клюква и морошка –

    Жильцы лесных болот,

    На кочке мох без ножки.

    Куда ни глянь, растет.

    - Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.

    - Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

    - Ребята, давайте поиграем в игру.

    Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

    Плохой аппетит — корень одуванчика.

    Заболел желудок — тысячелистник.

    Простуда — душица.

    Рана на руке — подорожник.

    Ангина — мать-и-мачеха.

    Ожог ноги — зверобой.

    Пятна на коже — чистотел.

    - На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека — это Природа.

    Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

    Правила сбора лекарственных растений.

    1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).

    2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

    3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

    4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

    5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

    6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

    7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

    - Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.

    "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ"Цель:  - развивать логическое мышление, умение ориентироваться,                   сравнивать и обобщать;      ...

    Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»

    Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с...

    К О Н С П Е К Т интегрированного занятия по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада «Перелётные птицы»

    Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелётных птиц, их особенности. Выделить существенные различия; закрепить представления о пользе п...

    Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада на тему: «Путешествие в зимний лес».

    Занятие по экологии для детей старшей группы. Тема: "Путешествие в зимний лес". Автор Юрьева Елена Сергеевна.Программное содержание:•         закрепить представ...

    Конспект занятия по экологии на прогулке «Зеленая аптека» в старшей группе

    Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений. Знакомить с их строением. Формировать представления об использовании лекарственных растений в оздоровлении человека,...

    "Прогулка по Санкт-Петербургу" для старшей группы детского сада

    Материал поможет педагогам и дошколшьникам ближе познакомиться с достопримечательностями города Санкт-Петербурга....

    Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада «Путешествие в зимний лес»

    Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:бережного отношени...