Конспект занятия по экологии
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Медянцева Елена Леонтьевна

Программное  содержание: 

     Воспитывать  доброе  и  заботливое  отношение  к  живой  природе, заботу  о  братьях  меньших,  внимание  и  интерес  к  каждому  уголку  родной  земли. 

     Создать  эмоциональный  настрой  детей  к  игре  КВН 

«Мы – друзья  пернатых»

      Обобщить  знания  детей  о  зимующих  и  перелётных  птицах.

      Выявить  экологические  знания  детей,  правила  поведения  в  лесу. 

      Учить  воспринимать  предложенную  воспитателем  ситуацию, принимать  в  ней  участие,  выполнять  определённую  роль.

     Развивать  наблюдательность  и  любознательность  детей  в  процессе  ознакомления  с  жизнью  птиц,  чуткое  отношение  ко  всему  живому.

    Обобщить,  систематизировать  знания  детей  об  изменениях  в  жизни  птиц  весной. 

     Учить  устанавливать  связи  между  прилётом  птиц  и   появлением  для  них  корма.

     Познакомить  детей  с тем,  как  птицы  устраивают  себе гнёзда ( различные  виды  гнёзд ),  как  заботятся  о  птенцах.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument2__KVN.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  по экологии

Тема:  КВН  «Мы – друзья  пернатых»

подготовительная  группа

Воспитатель  МА ДОУ ЦРР д/с №10 Медянцева Елена Леонтьевна

        

Программное  содержание:  

     Воспитывать  доброе  и  заботливое  отношение  к  живой  природе, заботу  о  братьях  меньших,  внимание  и  интерес  к  каждому  уголку  родной  земли.  

     Создать  эмоциональный  настрой  детей  к  игре  КВН  

«Мы – друзья  пернатых»

      Обобщить  знания  детей  о  зимующих  и  перелётных  птицах.

      Выявить  экологические  знания  детей,  правила  поведения  в  лесу.  

      Учить  воспринимать  предложенную  воспитателем  ситуацию, принимать  в  ней  участие,  выполнять  определённую  роль.

     Развивать  наблюдательность  и  любознательность  детей  в  процессе  ознакомления  с  жизнью  птиц,  чуткое  отношение  ко  всему  живому.

    Обобщить,  систематизировать  знания  детей  об  изменениях  в  жизни  птиц  весной.  

     Учить  устанавливать  связи  между  прилётом  птиц  и   появлением  для  них  корма.

     Познакомить  детей  с тем,  как  птицы  устраивают  себе гнёзда ( различные  виды  гнёзд ),  как  заботятся  о  птенцах.            


Предварительная  работа:        

                     Чтение  книг  о  птицах:  

Т. Нуждина. «Сова»,  «Сорока»,  «Цапля»,  «Ястреб»,  «Снегири»,  «Кукушка»,  «Журавли»,  «Дятел»,  «Воробьи»,  «Аист».  

А. Тамбиев.  «Кто  в  кустах  живёт».

Г. Снегирёв.  «Лесная  речка»

Т. А. Шорыгина  «Птицы.  Какие  они?»

В.  Бианки  « Лесные  домишки»,  «Чей  нос  лучше?»  «Птичьи  разговоры»,  «Синичкин  календарь»,  « Люля».  

З.  Воскресенская  «Петя – пересмешкин».  

М. Альбаев  «Как  птицы  спасли  дуб».

М. Горький  «Воробьишка».

В. Астафьев  « Стрижёнок  Скрип»

Т. А. Шорыгина  «Зелёные  сказки»  

Наблюдения  за  кормушками,  кормление  птиц.

                         ИЗО

Зарисовка  прилёта  птиц,  оригами – птицы,  аппликация  «домик  скворца»,  «птицы»;  лепка – «птица  в  гнезде».  

Рассматривание  иллюстраций,  заучивание  стихов,  загадывание  загадок.  

Инсценировка – «Каждая  птица  поёт  свою  песню,  и  рассказывает  о  себе».  

Беседа:  «22 марта – праздник  птиц».  

                      Материал:  

Музыка  «Мы  начинаем  КВН»

Эмблемы  «Воробьишки»,  «Воронята»

Картинки:  зимующих  и  перелётных  птиц.

Разрезные  картинки  2х  птиц.  Загадки.  

Музыкальные  записи  «Голоса  птиц»

Карточки: - баллы.  

Скворечник.              


Звучит  музыка  -  дети  входят  в  зал.  

Воспитатель: -   представляет  команды.  

- Добрый  день, дорогие  ребята  и  уважаемые  гости!  

Мы   рады  видеть  Вас  всех,  на  нашем  КВН.

Сегодня  состоится  КВН  между  командами ( показывает  рукой).  Сейчас  команды  путём  отгадывания  загадок  выберут  себе  название.  

Воспитатель: -   слушаем  загадки.

  1. - Угадайте,  что  за  птица

Скачет  по  дорожке,  

Словно  кошка  не  боится –

Собирает  крошки,  

А  потом  на  ветку  прыг

И  чирикает:  «Чик – чирик!»    (воробей)

Воспитатель: - Команда,  которая  отгадала  загадку,  будет  называться  «Воробьишки».  

       Следующая  загадка:  

  1. – Как  лиса  среди  зверей,  

       Эта  птица  всех  хитрей

       Прячется  в  зелёных  кронах,

       А  зовут  её…       (ворона)

Воспитатель: - А  команда,  которая  отгадала  эту  загадку,  будет  называться  «Воронята».  

(Капитаны  команд  раздают  эмблемы  с  изображением  «воробьёв»  и  «ворон»,  дети  крепят  их  себе  на  груди.)  

Воспитатель: - Команда  слева – «Воробьишки»

       Команда  справа – «Воронята»

Воспитатель: - Ребята  хотят  продемонстрировать  свои  знания  о  природе, птицах,  и  доказать,  что  они  являются  настоящими  друзьями  птиц.

      - Ребята,  а  вы  знаете,  что  для  проведения  игры  нам  потребуется  справедливое  жюри;  я  предлагаю  выбрать  в  жюри  доктора  «Айболита»,  потому,  что  он  хорошо  знает  всех  зверей и птиц,  он  их  лечит,  и  поэтому  очки  никому  просто  так  присуждать  не  станет.  Но  доктору  «Айболиту»  нужен  помощник.  

 - Ребята,  а  кто  ещё  хорошо  знает  лес,  и  может  нам  помочь?

Дети: - «Дятел»

Воспитатель: - Вот  и  выбрано  наше  жюри.

Воспитатель: - Приветствие  команд.

Воронята:  «кар-кар-кар»

Воробьята:  «чик-чирик,  чив-чив»

Воспитатель: - молодцы!

Первый  конкурс: - «Разминка»

(в  этом  конкурсе  участники  обеих  команд  показывают  свои  знания  и  умения,  жюри  оценивает  конкурс  1-бал  за  правильный ответ).  

             Игра  «Чей  голосок?»

  1. Синь-синь-синь!  (синичка)  
  2. Рюнь-рюнь-рюнь!   (снегирь)
  3. Ку-ку!  (кукушка)
  4. Цок-цек,  цок-цек!   (клёст)
  5. Свири-свирь,  свири-свирь!   (свиристель)  
  6. Курлы-курлы!  (журавль)
  7. Кар-кар!  (ворона)
  8. Ча-ча-ча-ча!  (сорока)  

Воспитатель: - Молодцы  команды,  хорошо  знают  голоса  птиц.  Я  вижу,  что  команды  размялись,  настроение  у  всех  замечательное.

- И  мы  просим  жюри  подвести  итого.

Жюри: - называет  победителей.

Воспитатель: - А  сейчас  второй  конкурс:  «Обгонялки».  

- Я  задаю  вопросы,  а  вы  как  можно  скорее  отвечайте.  За  каждый  правильный  ответ – 1бал.  Команды  отвечают  по  очереди,  если  команда  не  знает  ответа,  то  их  соперники  могут  ответить,  и  заработать  себе  очко.

1.  Какие  бывают  птицы?  (зимующие  и  перелётные)  

2.  Назовите  зимующих?  (воробей,  синица,  ворона,  голубь,  клёст,  дятел,  сорока,  галка)

3.  Назовите  перелётных  птиц?  (грачи,  скворцы,  дрозды,  жаворонки,  чижи,  ласточки,  иволга,  аист,  кукушка,  гуси,  утки,  лебеди,  журавли,  трясогуска)

4. Почему  зимующие  птицы  остались  на  зиму  с  нами?

5. Чем  они  питались?

6. Как  мы  им  помогали?

7. Почему  улетели  на  юг  перелётные  птицы? (нет  пищи)

8. А  зачем  они  улетают?  (там  тепло  и  есть  корм)

Воспитатель: - Молодцы!  А  наше  жюри  подводит  итоги  конкурса  «Обгонялки».

 И  сейчас  нам  станет  известно,  кто  кого  обогнал.

Жюри: - называет  итог.

Воспитатель: - Третий  конкурс  «Собиралки»

(на  отдельных  столах,  для  каждой  команды  воспитатель  приготовил  картинки,  на  которых  изображены  птицы.  Но,  для  того  чтобы  узнать,  что  за  птица  необходимо  сложить  картинку).  

Чья  команда  быстрее  соберёт  картинку,  получает  3балла.

(звучит  музыка,  команды  приступают  к  выполнению  заданий)

Воспитатель: - хвалит  победителей.

Жюри: - называет  итоги  трёх  конкурсов.

Воспитатель: - Ребята,  я  вижу,  что  вы  знаете,  очень  много  о  птицах.  Спасибо  вам  команды  «Воробьят»  и  «Воронят».

- А  сейчас  я  предлагаю  группе  поддержки  показать  их  знания,  и  поиграть  в  игру:  «Прилетели  птицы»

(я  буду  называть  только  птиц,  но  если  вы  услышите  что-то  другое,  то  можно  топать  ногами).

                        Начинаем

Воспитатель: - Прилетели  птицы:  

        Голуби,  синицы,

        Мухи,  стрижи (дети  топают)

Воспитатель: - Что  неправильно?

Дети: - мухи

Воспитатель: - Прилетели  птицы:

       Голуби,  синицы,

       Аисты,  вороны,

        Галки,  макароны  (дети  топают)

Воспитатель: - Что  опять?

Дети: - макароны

Воспитатель: - Прилетели  птицы:

       Голуби,  куницы,  (дети  топают)

Воспитатель: - Опять  не  так?  Что  не  так?

Дети: - куницы

Воспитатель: - Прилетели  птицы:

        Голуби,  синицы,

        Пауки,  чижи   (дети  топают)

Воспитатель: - Что  теперь?

Д: - пауки

Воспитатель: - Всё  то  вы  знаете.

Воспитатель: - Прилетели  птицы:

       Голуби,  синицы,

       Чибисы,  чижи,

       Палочки,  стрижи  (дети  топают)

Воспитатель: - Ну  не  как  вас  не  обмануть.

    - А  сейчас  группа  поддержки  исполнит  песню: «Гуси»  

      Муз.  А. Филипенко  сл.  Т. Волгиной.  

      Танец:  «Журавли»  муз.  А. Лившина.

Воспитатель: - Наши  команды  отдохнули,  и теперь  четвёртый  конкурс:  «Загадалки» (я  загадываю  загадки,  а  дети  должны  их  отгадывать).

Начинаем  с  той  команды,  которая  набрала  меньше  очков.

1 «Кто  присел  на  толстый  сук,  и  стучит:

     Тук-тук-тук-тук!»  (дятел)

2   «Угадай,  какая  птица,

        Бойкая,  задорная,

      Ловкая,  проворная,

      Звонко  тенькает:  тень-тень

      Как  хорош  весенний  день!»   (синица)

3 «Кто  летает,  кто  стрекочет,

     Рассказать  нам  новость  хочет?»   (сорока)

   

4  Что  за  птица  

Мороза  не  боится,

Хоть  снега  лежат  везде,

У  неё  птенцы  в  гнезде?   (клёст)

    5  Грудка  ярче,  чем  заря,

        У  кого?         (у  снегиря)

    6  У  неё  хвост  вилочкой?      (у  ласточки)

  1. Маленький  певец  лесной

Лучше  всех  поёт  весной!    (соловей)

 

  1. Кто  летает  тёмной  ночью

И  схватить  мышонка  хочет?   (сова)

        

    9  Мы  в  скворечнике  живём,

        Песни  звонкие  поём.   (скворцы)

    10 Эта  птица  никогда

         Для  птенцов  не  вьёт  гнезда.  (кукушка)

Воспитатель: - Итак,  закончился  четвёртый  конкурс  «Загадалки».  И  наше  жюри  подводит  итоги.

- А  мы  с  вами  послушаем  голоса  птиц,  и  потом  выясним,  чьи  голоса  вы  узнали.

(включаем  запись:  «Голоса  птиц  весной»)

Жюри  подводит  итоги,  называет  победителей.

Воспитатель: - А  сейчас,  мы  разделим  зал  на  две  команды.  Слева – болельщики  «Воробьят».

Справа -  болельщики  «Воронят».

Чьи  болельщики  называют  больше  правильных  ответов, приносят  своей  команде  дополнительный  бал.

Итак, чьи  голоса  мы узнали,  прослушав  запись?

Дети:  (отвечают)

Жюри:  (подводит  итог)

Воспитатель: - хвалит.

- А  сейчас,  последний  решающий  конкурс  капитанов.

Игра:  «Закончи  предложение»

(каждому  капитану  будет  дано  3  предложения,  и  он  должен  его  закончить,  правильный  ответ  1 бал.

Приготовились!

  1. Воробей  маленький,  а  журавль  …
  2. Ворона  большая,  а  синица  …
  3. Сова  спит  днём,  а  охотиться  …
  4. У  синицы  хвост  короткий,  а  у  трясогуски  …
  5. У  дятла  клюв  длинный,  а  у  снегиря  …
  6. Утка  серая,  а  лебедь  …

Воспитатель: - Молодцы  капитаны,  жюри  подведите  итоги.

Воспитатель: - Пока  наше  жюри  подводит  итоги,  мы  все  поиграем  в  игру:  игра  так  и  называется  «Игра  в  слова»

(я  называю  слова,  если  они  относятся  к  птицам -   хлопаем,  если  нет  молчим)

Слова:  курлычет,  маленький,  бойкий,  (печка),  лес,  серая,  (чайник),  летает,  красногрудый,  (стол),  плавает,  проворный,  крякает,  (квакает),  (город),  прыгает,  болото,  серая,  (цветы),  чирикает,  (холодильник),  смелый,  дупло,  (мыло),  скворечник,  большая,  ловкая,  (чайник),  ледоломка,  белобока,  длинноногий,  (мочалка),  каркает,  ныряет,  (книга).

Воспитатель: - вот  мы  немного  и  размялись.

Воспитатель: - А  сейчас,  для  наших  команд,  наступает  самый  волнительный  момент.  Жюри,  огласит  результат,  назовите  нам  победителей.

Жюри  называет.

Воспитатель: - А  приз  в  нашем  КВН,  будет  этот  «скворечник»,  и  мы  вручаем  его  команде  победителей.

Теперь  они  повесят  его  на  своём  участке,  и  будут  ждать,  когда  в  нём  поселятся  жильцы.

Воспитатель: - Кто  ребята?

Дети: - скворцы!

Песня:  «Скворушка».  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....