Сообщение к методическому объединению "Познавательно-исследовательская деятельность и предметный мир в младшей и средней группе"
статья по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему

В сообщении раскрывается опыт работы по данным разделам в соответствии с ФГОС.

Сообщение сопровождается показом презентации иллюстрирующей деятельность детей, взаимодействие со специалистами. Рассказывается о дидактических играх и игрушках созданных руками педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД ТЕМА:

Предметный мир и познавательно-исследовательская деятельность в младшей и средней группе

Всеми возможными способами

нужно воспитывать в детях горячее

стремление к знанию и к учению.

Я.А. Коменский

СЛАЙД «ТЕМА»

 В своем сообщении  постараюсь раскрыть опыт формирования у детей  3-5 лет интереса к познавательной деятельности, который и является предпосылкой  успешного обучения в школе. Ведь именно познавательное развитие  формирует любознательность, познавательную мотивацию. А без этого в школе не обойтись. Специфика работы с нашими детьми,  согласно ФГОС, не позволяет требовать от них достижения конкретных образова-тельных результатов. Но мы можем определить эти результаты в виде целевых ориентиров, а значит, и воспитательную деятельность взрослых (педагогов и родителей).

Опыт пока не большой. Ведь только начало года. Но работа ведется согласно Программе базирующейся на ФГОС ДО.

Остановлюсь на разделах «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» и «Ознакомление с предметным миром».

В самом начале работы мы изучили и целевые ориентиры, и задачи каждого направления, каждой области, каждого раздела.

СЛАЙДЫ  «ЗАДАЧИ»

Как известно, маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, его любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.

Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть направленным в полезное русло. Этой задаче и посвящена вся наша педагогическая деятельность.

 В первую очередь нам в начале года надо было оценить возможности и знания детей.

Мы выяснили для себя, что в соответствии с  ФГОС ДО целевые ориентиры не полежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики. Освоение Программы не сопровождается  проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников. Но реализация поставленных программой задач предполагает оценку индивидуального развития наших воспитанников, поскольку мы обязаны оценить эффективность наших педагогических действий.

Поэтому диагностика проводится нами в ходе наблюдений детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Это позволяет нам делать выводы на анализе реального прямого  наблюдения.    

СЛАЙДЫ  (игры, режимные моменты)

Результаты мы получаем в естественной среде (игровые ситуации, занятия,  режимные моменты) При чем большую роль играет взаимная информатив-ная деятельность педагогов и родителей. Аутентичная оценки детей очень понятна  родителям и они становятся нашими партнерами при поиске ответа на любой вопрос.

 Например, в младшую группу большинство детей поступило из дома. И только от родителей мы могли  узнать все о ребенке: его привычки, инте- ресы, характер. Ведь планируя работу, мы учитываем не только программные требования, не только рекомендации методических пособий, но и индиви-дуальные, личностные особенности каждого ребенка.

Из опыта мы знаем, что основа познавательно-исследовательской деятель-ности малышей – ощущение и восприятие. Начиная работу по вышеука-занным разделам, мы в первую очередь постарались создать предметную среду, обеспечивающую поддержку возникающего познавательного интереса у ребенка.

Так, готовясь к занятию по знакомству с бумагой, мы искали возможность вызвать такой интерес, создать мотивацию.

СЛАЙД «ФЕЯ БУМАГИ»

 Для этого и приготовили, как сюрпризный момент, куклу Фею Бумаги. Яркая интересная игрушка сделана из различных видов бумаги. Каждый вид легко определить, потрогав, погладив. Дети с большим интересом обследо-вали наряд куклы, находили на своих тарелочках бумагу с  идентичным свойством.  И это очень важно. Ведь, по мнению С.Л.Рубинштейна,  «…удовлетворение интереса ребенка–это стимул его дальнейшего совершен-ствования и углубления».

Большое внимание в младшей группе уделяется обогащению чувственного опыта детей, его фиксированию в речи. Поэтому мы стремимся создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, осязаемыми свойствами предметов (твердый, мягкий, пушистый и т.д. ). Используем традиционный «Чудесный мешочек». А в средней группе  этой целью приобрели «ящик ощущений» (вы его сегодня видели), в котором, как и в «чудесном мешочке», можно найти предмет, пощупав, погладив, смяв его.

СЛАЙД ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ВКЛАДЫШИ, РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ

Много в группах  и дидактических игр: пирамидки, вкладыши, матрешки кубики разного цвета и размера. С их помощью дети подбирают предметы по цвету, форме, размеру. Разрезные картинки помогают научить детей составлять предмет из частей, понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его исследования.  Кроме того, в таких играх дети договариваются, помогают друг другу.

Очень любят дети специальные тематические игры-вкладыши  на группировку и классификацию хорошо знакомых предметов. Это и «Транспорт», «Одежда», «Животные» и др.

Настольные игры по типу лото помогают объяснить детям наглядно, наряду с наблюдениями, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой. Мы тщательно подбирали в игровые уголки материал для практическо-познавательных действий экспериментального характера, в процессе которого выделяли ранее скрытые свойства объекта.

СЛАЙД «МАШИНА, СЧИТАЛКИН, СОРОКОНОЖКА».

Когда внесли эту машину в группу на вопрос воспитателя «Как вы думаете, эта машина сделана из твердого или мягкого материала?» все ответили – из твердого. Но, потрогав, погладив, удивились – машина сделана из мягкого материала. Значит, иногда просто посмотреть мало. Надо еще и потрогать, обследовать, чтобы убедиться. То же самое произошло и с  игрушками Считалкин, Сороконожка.

Эту поделку придумали наши специалисты для занятий по ФЭМП  (закрепление разных видов счета, цвета, формы), но она пригодилась нам и для познавательно-исследовательской деятельности. Ведь твердые на вид шарики, из которых сделан Считалкин,  очень мягкие, проминаются при касании.

На математике дети определяли вес предмета. Когда педагог показала большой и маленький камни и предложила определить, какой из них тяжелее, дети убежденно указали на большой «камень». Но, обследовав ,их тактильно, поняли, что все наоборот. Тяжелым был настоящий маленький камень. А предмет похожий на большой камень вовсе и не камень, просто пластмассовая модель, пустотелая внутри.

Таким образом, дети самостоятельно осуществляют поиск,  открытия. У них появляется интерес, потребность в исследовании. Решение этой задачи вы увидели и сегодня на занятии с шариками-ежиками.

Как на занятиях, так и в других видах образовательной деятельности мы всегда используем сюрпризные моменты: приход каких-нибудь героев, показ элементов театра.  Сами игры-занятия стараемся закончить так, чтобы они постепенно перешли в свободные игры.

 О каждом интересном занятии, об успехах детей мы всегда информируем родителей, а они рассказывают о том, как дети дома делятся впечатлениями, что их особенно волнует, интересует. Это очень помогает -  мы знаем, какая игрушкой у ребенка любимая, каким видом деятельности можно увлечь если он пришел не в настроении и не хочет расставаться с мамой.

 Все программные задачи отличаются гибкостью и последовательностью перехода из одной возрастной группы в другую, а также взаимосвязаны по разделам.

В средней группе мы продолжаем знакомство с обобщенными способами исследовании, помогаем и далее осваивать перцептивные действия. В этой группе дети уже более инициативны, самостоятельны, у них больше словарный запас. Но согласно возрастным особенностям могут быстро терять интерес. Надо быть очень чутким к их желаниям, интересам, прислушиваться и быть  всегда «не рядом, а вместе»

Дети еще летом участвовали в исследовательской деятельности: определяли свойства песка, камней, воды. Для этого у нас есть все условия.

Уже осенью в начале  прогулки, Федор подошел к своему любимому месту для игр и позвал нас: посмотрите, посмотрите!!! Мальчик заметил на ровной поверхности песочной горки крошечные птичьи следы. Мы могли бы их и не заметить. Но благодаря Феде открылась целая дискуссия: «Что за птица гуляла в песочнице?». Вова авторитетно заметил: «Это ворона приходила». Федя и Маша не согласились: «Ворона большая, а  следы -  маленькие. Это был воробей».  

СЛАЙД «МИНИ-ЛАБОРАТОРИЯ».

Мы стараемся доступно, грамотно устраивать предметную среду. В средней  группе у нас уже есть минилаборатория. Появление возможности проводить опыты с увеличительным стеклом, пинцетом, калейдоскопом в лаборатории очень обрадовало детей. Они подолгу играют с ее материалами.

СЛАЙД «УЛИТКА»

Конечно, очень важно интегрировать разные виды деятельности, иметь тесную связь со специалистами.  Наши дети в кружке Татьяны Владимировны рисовали улитку. И это занятие оказалось не просто рисованием, а в ходе его произошло чудо: нарисовав улитку цветными мелками, дети закрасили рисунок акварельной краской, и улитка не исчезла. Рисунок восковыми мелками проявился, стал еще ярче. Это был пример поисковой экспериментальной деятельности на занятии по изодеятельности.

СЛАЙД «КАРТЫ-ШИФРЫ»

 А на занятиях по ФЭМП дети  вместе с педагогом  выполняют ряд последовательных действий согласно заданному алгоритму, вспоминая при этом качественные признаки объекта, его свойства, определяют его происхождение, назначение и только в конце приходят к выводу, ответу.

Подобную модель сегодня использовал воспитатель на занятии в средней группе. Дети, действуя согласно заданному алгоритму, расшифровывали названия различных инструментов, определяя их назначение. На другом  занятии по ФЭМП педагог предложила малышам построить дом. Дала выбор: есть красивые шарики и есть кубики. Из чего лучше построить дом? Слава взял яркие шары. А Маша – устойчивые кубики. Как известно, «опыт – сын ошибок трудных». Теперь Слава строит дом из кубиков. Почему не из шариков? Ответ готов: они непослушные, катятся, а кубики стоят прочно.

Помогает в освоении детьми программных задач  и  чтение художественной литературы.  На сегодняшнем занятии гостем детей был любимый герой Незнайка. Он и его друзья способствовали повышению познавательно-игровой мотивации, стимулировали интерес к занятию. Всем хотелось помочь Незнайке и его друзьям.

Подобные интегрированные занятия помогают успешному решению познавательно-исследовательских задач, расширяют представления детей о предметах, необходимых в разных видах деятельности. Такие занятия предлагает нам О. В. Дыбина в пособии «Ознакомление с предметным  и социальным окружением». Мы пользуемся им, но адаптируем к предметной среде, опыту и знаниям наших детей. Так в ноябре она предлагает занятие «Петрушка идет рисовать». В нем дети учатся группировать предметы, классифицируя их по видам рисования:

1.Инструменты для рисования красками

2.Инструменты для рисования карандашами

3.Инструменты для рисования мелками.

Нам показалась непонятной сама постановка 2 и 3 задания:

Инструменты для рисования красками – это кисти, тычки, ком бумаги и т.д.

А вот инструмент для рисования карандашом?  Сам карандаш? Рука?

Поэтому мы сохранили идею но, как вы видели, группировали дети инструменты по другим более конкретным и понятным  принципам.

Из материалов первым взяли знакомство с металлом: дети уже имеют опыт обследования  бумаги, дерева, ткани. Металл легче найти среди них. Из металла делают много инструментов, игрушек, посуды.  Да и у Винтика  со Шпунтиком много таких инструментов.  Значит, есть  у детей некоторый опыт. Этим мы и воспользовались, предложив подбирать  металлические инструменты для наших героев-механиков.

 СЛАЙДЫ «ПИЛЮЛЬКИН и ТЮБИК»

Дети любят играть в Коротышек, превращаясь то в доктора Пилюлькина, то в Знайку, то в художника Тюбика. Планируя это занятие, мы надеялись на плавный переход от занятия к играм. Получилось или нет судить вам.

Надо заметить, что задачи по разделам «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» и «Ознакомление с предметным окружением очень тесно переплетаются и порой дублируют друг друга. Это говорит о том, что знакомство с миром предметов идет всегда через познавательно-исследовтельскую деятельность.  Решение таких задач, стимулирование интереса к данным видам деятельности  и создает предпосылки будущего успешного обучения в школе.

Дети учатся понимать целесообразность применения того или иного материала, предмета, формы.

СЛАЙД «На диване»

Это происходит и в играх: постель для куклы должна быть мягкой, удобной. Ее шьют из ткани. А вот мебель должна быть прочной, деревянной. Мебель для отдыха тоже может быть мягкой, удобной.

Выбирая игрушки-заменители,  дети для мебели используют кубы, ящички. А для подушки сложенный кусок ткани. Вот Федя соорудил стол из кубиков для чаепития.

СЛАЙД «Игрушки-заменители».

Работа наша только начата. И малышей и средних детей ждет очень много открытий, поисков, знакомство с различными материалами.

Мы уже изучаем задачи старшей группы, что ориентироваться на долгосрочную перспективу.

Есть определенные трудности. У некоторых детей проблемы с речью. Так у Артема нет проблем с интеллектом, но очень маленький словарный запас. Она затрудняется выразить свои выводы, объяснить действия. Постоянно планируем разнообразную индивидуальную работу. Артем любит слушать сказки, стихи.

Это может помочь: ведь рассказывание сказок, заучивание стихов помогает активизировать и пополнить словарный запас. Об этом мы уже побеседовали с мамой  Артема.

Таких примеров можно привести много. Каждый ребенок особенный, наделенный какими-то способностями, а в чем-то не успевает. Наша задача  сделать все, чтобы помочь ему, заинтересовать, повысить самооценку. Над этим работаем сейчас  и будем работать с детьми до самой школы.

Пожелайте нам успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности для районного методического объединения вторых младших и средних групп

Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в интеграции образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество»...

Формы организации образовательной деятельности в режимные моменты в младшей и средней группе по теме "Посуда"

В организации режимных моментов педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается в организованной деятельности. Поэтому организация и планирование образовательных ситуаций в режимных момента...

Сообщение на тему "Роль физкультурных занятий в физическом развитии детей младшего и среднего возраста

Роль физкультурных занятий в физическом развитии детей младшего и среднего возраста...

Методические рекомендации образовательной деятельности (изобразительная деятельность). "Сотворчество педагога и детей младшего и среднего дошкольного возраста в создании образов явлений природы".

Методические рекомендации образовательной деятельности. Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие".Изобразительная деятельность.Тема: "Сотворчество педагога и ...

"Предметно - пространственная развивающая среда в младшей и средней группе ДОУ"

Предметно – пространственная развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольниковв младшей и средней группах....