Авторская программа «Из чего сделаны предметы»
рабочая программа по окружающему миру на тему

Крохичева Ирина Сергеевна

Программа разработана для удовлетворения потребности включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать новые знания самостоятельно.

Объём программы «Из чего сделаны предметы» составляет 32 учебных часа и рассчитан на 4 года обучения, включая деятельность во всех возрастных группах детского сада. Игры с предметами проводятся один раз в неделю. В младшей группе длительность составляет- 15 минут; в средней группе- 20 минут; в старшей группе- 25 минут; в подготовительной к школе группе- 30 минут. На протяжении игр осуществляется смена  деятельности, что способствует лучшему усвоению знаний детей. Материалы  для исследования являются:

·         природные материалы: песок, глина, вода, дерево;

·         рукотворные материалы: резина, стекло, пластмасса.

Ведущим методом является опыт, в ходе которого ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств.

            Программа рекомендована воспитателям ДОУ, студентам педагогических  колледжей. Рекомендуется к использованию в ДОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская программа.

«Из чего сделаны предметы»

Срок реализации 4 года

Автор: Крохичева Ирина Сергеевна

воспитатель

Шарья

2013г.

        Объём программы «Из чего сделаны предметы» составляет 32 учебных часа и рассчитан на 4 года обучения, включая деятельность во всех возрастных группах детского сада. Игры с предметами проводятся один раз в неделю. В младшей группе длительность составляет- 15 минут; в средней группе- 20 минут; в старшей группе- 25 минут; в подготовительной к школе группе- 30 минут. На протяжении игр осуществляется смена  деятельности, что способствует лучшему усвоению знаний детей. Материалы  для исследования являются:

  • природные материалы: песок, глина, вода, дерево;
  • рукотворные материалы: резина, стекло, пластмасса.

Ведущим методом является опыт, в ходе которого ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств.

        Программа рекомендована воспитателям ДОУ, студентам педагогических  колледжей. Рекомендуется к использованию в ДОУ.

Пояснительная записка.

        Программа разработана для удовлетворения потребности включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать новые знания самостоятельно.

Концепция.

        Исходным положением концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребёнка, педагог должен идти от его природы, а также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Профессор, академик Н. Н. Подъяков, проанализировав свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Однако, при ближайшем рассмотрении становится ясным, что между этими двумя взглядами нет противоречия. Ещё Л. С. Выготский говорил, что деятельность ребёнка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Попытка разграничить игру и экспериментирование- не чисто теоретический вопрос. От его решения зависит построение методики обучения ребёнка раннего и дошкольного возраста.

Цель:

Развить у детей представление о материалах созданных человеком, их свойствам, качествам, назначению.

Задачи.

  1. Развивать у детей интерес к рукотворному миру через игры с предметами.
  2. Познакомить детей с материалами сделанными человеком, с их свойствами и качествами, научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления.
  3. Сформировать представление о многообразии рукотворного мира, совершенствовать умения определять предметы по признакам материала.
  4. Развивать умения группировать материалы на рукотворные и природные.

Возможности развития.

Программа даёт детям ряд возможностей для дальнейшего их развития:

- Навыки творческого мышления формирует способности для самостоятельной активности детей, желание самим находить ответы на все вопросы.

- Освоение детьми элементарных естественных представлений в дошкольном возрасте являются базовой основой для усвоения предметов естественно научного цикла в школе.

Актуальность

На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии  личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность- как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

В работах многих педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их свойства и различия, о предоставлении им возможности приобретать новые знания самостоятельно. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентированно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам.

Занимательные игры с предметами разработанные с учётом актуального развития дошкольника, побуждают детей к самостоятельному поиску способов действий. Игры с предметами направлены на формирование у детей умения вычленить существенные признаки материалов, понимать причинно – следственные связи между материалом и назначением предметов, а также понимать потребность людей в их преобразовании.

Новизна.

Программа разработана для удовлетворения потребности включая дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Принципы отбора материала

- принцип научности- даёт детям только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.

- принцип доступности- все знания должны соответствовать возрастному уровню дошкольников. Обеспечить усвоение ребёнком способов познания.

- принцип систематичности- все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира.

- принцип развивающего эффекта содержания- знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечить усвоение ребёнком способов познания.

- краеведческий принцип- обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение- природные материалы нашей местности.

Особенности содержания

Курс игр с предметами рассчитан на 4 года и составляет 32 часа, включая детей в младшей, средней, старшей и подготовительной к  школе группе. Игры с предметами проводятся один раз в неделю. В младшей группе длительность составляет- 15 минут; в средней группе- 20 минут; в старшей группе- 25 минут; в подготовительной к школе группе- 30 минут. На протяжении игр осуществляется смена  деятельности, что способствует лучшему усвоению знаний детей. Материалы  для исследования являются:

Природные материалы: песок, глина, вода, дерево.

Рукотворные материалы: резина, стекло, пластмасса.

Ведущим методом является опыт, в ходе которого ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств.

Эвристический метод. Позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний. Эвристический метод, частично- поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих умений: анализировать её условие, преобразовывать основные проблемы в ряд частных, подчинённых главной.

Метод проектирования. Позволяет развить творческие способности детей. В его основе лежит идея доверия к природе ребёнка. Проектирование состоит в том, чтобы создать предположительные варианты, предстоящей деятельности и прогнозировать её результаты.

Словесные методы и приёмы. Дают возможность передать детям информацию, применяют или наглядные приёмы обучения (показ предмета, рассматривание иллюстраций) или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (художественное слово, появление разгадки- предмета.)

Структура

  1. Постановка задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Тренинг внимания, памяти, логического мышления.
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.
  4. Выбор оборудования.
  5. Анализ и обобщение полученных детьми результатов опытов.

Алгоритм проведения.

- определение и постановка проблемы;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- непосредственное проведение опыта;

- обобщение полученных данных;

- вывод.

Требования к знаниям, умениям и навыкам, устанавливающие уровень обязательной подготовки.

Высокий уровень. Ребёнок осознанно выбирает материал для заданного опыта. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. Доводит дело до конца. Самостоятельно делает вывод.

Средний уровень. Ребёнок принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает предложения, выстраивает гипотезу самостоятельно и ли с небольшой помощью взрослого. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень. Ребёнок выбирает материалы для опыта только с помощью взрослого. С трудом планирует предстоящую деятельность. Действует только с помощью взрослого. В процессе деятельности отвлекается; чтобы довести дело до конца, необходимо вмешательство взрослого. Затрудняется в формулировке выводов.

Содержание

Календарно-тематическое  планирование в младшей группе

Тема

Задачи

Материал

Предварительная

работа

Сентябрь

Самолётик

Познакомить детей со свойствами бумаги и ткани в процессе действия (держит форму, мнётся - не мнётся); привлечь к творческой деятельности, развить воображение.  

Листы бумаги, куски ткани, карандаши, краски, кисти.

Работа с бумагой: смять, оторвать край, отрезать ножницами.

Октябрь

Бантик из бумаги и ткани

Закрепить представления о свойствах бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, её можно стирать); научить выделять свойства и признаки материалов.

Кукла, полоски бумаги и ткани для каждого ребёнка, вода в тазиках, фартуки.

Рассмотреть разные виды бумаги и ткани.

Ноябрь

Что лучше: бумага или ткань?

Продолжать знакомить с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами; научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления.

Кукла из ткани; кукла из бумаги; образцы бумаги и ткани; ёмкости с водой; утюг.

Д/и “ Что из чего сделано? “

Декабрь

Теремок

Познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается); научить выделять признаки дерева.

Деревянные брусочки

Чтение сказки

“Теремок”

Январь

Деревянные палочки

Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет); научить выделять признаки дерева.

Кукла, деревянные палочки по числу детей, предметы, сделанные из дерева: ложка, карандаш, матрёшка; ёмкость с водой.

Рассматривание изделий из дерева;

д/и “Найди пару»

Февраль

Тарелочки из глины

Познакомить детей с глиной, её качествами и свойствами; сравнить с другим похожим материалом (песком).

сухая глина, ёмкость для замешивания, песок (для сравнения с глиной).

Рассмотреть на прогулке песок; набрать и принести в группу.

Март

Послушная глина

Расширить представления о свойствах глины; рассмотреть вместе с детьми предметы, сделанные из глины

Кукла, кусочки глины для каждого ребёнка, посуда (тарелка, бокал, стакан, глиняный горшок), глиняные игрушки.

Лепка из глины

“Тарелочки”

Апрель

Подарки для медвежонка

Продолжать учить детей узнавать предметы из бумаги, ткани, дерева с помощью признаков материалов.

Медвежонок, столик из бумаги и дерева, одежда

Д/и «Что из чего сделано?”

Май

В гостях у Красной Шапочки

Закрепить знания детей о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве),  из которых сделаны предметы.

Карточки с нарисованными предметами: из бумаги (книга, тетрадь, салфетка, бумажный самолёт); из ткани ( платье, платок, одеяло, штаны; из глины (кувшин, чашка, фигурки животных; из дерева ( домик, стол, ложка, матрёшка).  

Д/и “Хорошо - плохо” рассмотреть изделия из различных материалов

        Календарно-тематическое  планирование

        средней группе

Тема

Задачи

Материал

Предварительная  работа

Сентябрь

Узнай всё о себе, шарик

Познакомить детей с резиной, её качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос.

Принести и надуть воздушные шары; игра с воздушными шарами.

Октябрь

На чём полетят человечки?

Учить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхность, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнить резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.

Резиновые шары по числу детей; шары из ткани; набор резиновых предметов (игрушки); ёмкость с водой; набивные мячи из ткани по числу детей.

Д/и «Что лишнее?”

Ноябрь

Дерево умеет плавать

Расширить представление о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

Образцы дерева для каждого ребёнка, образцы металлические и деревянные (ложки), спички, ёмкости с водой.

Чтение русской народной сказки “Пузырь, соломина и лапоть”

Декабрь

Незнайкин

клад.

Закрепить знания о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы; упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению.

Различные предметы из резины, пластмассы, стекла, металла.

Рассмотреть предметы из разных материалов;

д/и “Узнай по звуку”

Январь

В мире стекла

Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Небольшие стеклянные предметы (флаконы от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости, стеклянный стакан.

Д/и “Путаница “

Февраль

В мире пластмассы

Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность

Пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки), пластмассовый стакан, полочки для выявления звука пластмассы.

Д/и “Где твоё место?”

Март

Весёлый трамвай

Обобщить и конкретизировать знания о свойствах и качествах пластмассы.

Фишки из картона, пластмассовые игрушки: кукла, машина, мишка.

Рассматривание игрушек из различных материалов; с.р. игра “Магазин игрушек”

Апрель

Стеклянный город

Обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла

Игрушки: Незнайка, Стекляшечка; макет ракеты, вазы, декоративные предметы из стекла.

Чтение произведения Н.Носова “Незнайка и его друзья”

Май

Кому нужен материал?

Закрепить знания о свойствах и качествах материалов (металла, стекла, пластмассы), развить пространственные отношения; уточнить представления о труде взрослых, опираясь на модели труда.

Набор картинок с изображением людей разных профессий (кузнеца, стеклодува, столяра, слесаря), схемы, указки.

Рассматривание альбома  “Профессии“

Календарно-тематическое  планирование

в старшей группе

Сентябрь

«История бумаги»

Познакомить с историей создания бумаги, активизировать речь детей; развивать ретроспективный взгляд на бумагу.

Бересто, разные виды бумаги.

Октябрь

«Бумажная страна»

Закрепить знания о бумаге, о её назначении, изготовлении и использовании; развивать творчество, кавыки конструирования.

Разные виды бумаги

Ноябрь

«Посуда Федоры»

Обобщить и систематизировать знания о материалах; научить устанавливать причинно- следственные связи между материалом и назначением посуды.

Посуда из разных материалов.

Декабрь

«Наряды куклы Тани»

Познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно- следственные связи между использованием тканей и временем года.

Одежда, изображения разных эпох, разнообразные ткани, пипетка, лупа.

Январь

«Лёгкая пластмасса»

Побудить детей определять свойства пластмассы (гладкая, водонепроницаемая, цветная, лёгкая, ломкая, плавится).

Изделия из пластмассы, ёмкость с водой.

Февраль

«Меня зовут Стеклянчик»

Познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умения классифицировать материал.

Предметы из стекла

Март

«Песня колокольчика»

Закрепить знания о таких материалах, как стекло, металл, дерево и объяснить их свойства на основе сравнения; познакомить с историей развития колоколов и колокольчиков на Руси.

Колокольчики, ложки, иллюстрации церквей и колоколов.

Апрель

«В мире металла»

Познакомить со свойствами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

Предметы из металла.

Май

Игры на закрепление «Найди сходство и различия», «Из чего лучше сделать», «Кому что нужно для работы»

Закрепить знания о свойствах материала, активизировать мыслительную деятельность; учить анализировать.

Разные виды материала.

Календарно-тематическое  планирование

в подготовительной к школе группе.

тема

задачи

материал

Сентябрь

«Тянем- потянем»

Расширить представление детей о некоторых свойствах кожи и ткани; дать общее представление о способах превращения их в вещи (резать, сшивать); закрепить способы действия (смять, распрямить, разорвать); закрепить названия предметов одежды.

Иллюстрации с изображением одежды, кусочки кожи и шерстяной ткани.

Октябрь

«В гости к нам пришёл скорняк»

Дать представление о профессии скорняка, об одном из древнейших занятий человека- выделке кожи, закрепить свойства кожи; обогатить лексический запас (скорняк, выделка кожи, наждачная бумага, дубильные вещества, мездрение)

Лоскуты кожи, пять тонких полосок кожи.

Ноябрь

Опыт «Зелёные монетки»

Показать, что под воздействием кислоты медь изменяет цвет- зеленеет

Бумажная салфетка, блюдце, уксус, медные монетки

Декабрь

Опыт «Парящий самолёт»

Показать, что металл притягивается магнитом.

Салфетка, ножницы, нитка (30 см.), булавка, магнит.

Январь

«Связала бабушка Федора»

Познакомить с историей получения и применения шерсти, вызвать интерес к прошлому народа; воспитывать уважение к человеку.

Шерстяные вещи для кукол, изображения козы, овцы, ламы, расчёска для чесания шерсти, прялка, веретено.

Февраль

«Петелька за петелькой»

Познакомить с трикотажеми его свойствами, научить устанавливать причинно- следственные связи между качеством материала и способом его использования.

Образцы трикотажа, образцы тканей (шерсть, ситец), увеличительное стекло, недовязанное полотно.

Март

«Что такое бетон?»

Познакомить с бетоном, его качествами и свойствами, со способом его изготовления; активизировать познавательную деятельность

Иллюстрации зданий, мостов, дорог; цемент, песок, щебёнка, вода, ёмкость, лопатка.

Апрель

Соревнование- викторина

Закрепить знания о материалах; воспитывать умение правильно и бережно относится к вещам, умение выслушивать своего товарища

Песочные часы, «чудесный мешочек», два предмета из разных материалов.

Май

«Мои друзья»

Закрепить умение определять материалы предметов рукотворного мира.

Предметы из разных материалов.

Ожидаемые результаты:

- Самостоятельно выполнять ряд последовательных действий в соответствии с алгоритмами;

- Самостоятельно анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками предметов;

- Самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи ( между материалом и строением предмета и способом его использования), применяя системный подход.

Методический инструментарий:

Ведущим методом в работе с детьми является опыт, в ходе которого ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.д.

Эвристический метод позволяет подвести детей с помощью вопросов и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.

Метод проектирования позволяет развить творческие способности детей.

Словесные методы и приёмы дают возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения.

Игры-занятия с предметами формируют навыки творческой, познавательной и практической деятельности детей; поддерживают и развивают в каждом ребёнке интерес к исследованиям и открытиям; развивают продуктивное мышление; формируют единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании.

Методический аппарат:

Рекомендации

Программа рекомендована воспитателям ДОУ, студентам педагогических  колледжей. Рекомендуется к использованию в ДОУ.

Литература.

- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. «Арки» М. 2004

- Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. «Просвещение» М. 1998.

- Дарминова Э. Развитие познавательной активности дошкольников в элементарной исследовательской деятельности.

- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., творческий центр «Сфера» 2001

- интернет- ресурсы.

- Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Сценарий игр для дошкольников. М., творческий центр «Сфера» 2004г.

Заключение:

«In medias res»- так звучит на латыни выражение «в середину вещей». Оно универсально подходит к данной программе- ознакомление детей с материалами, из которых сделаны предметы. Присваивая материальное содержание вещи, ребёнок активно переводит её из плоскости «вещь для себя» в плоскость «вещь для меня»; легко осваивает материал предметов в его изменении, движении, развитии, что даёт толчок для появления прогностического взгляда на рукотворный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Из чего сделаны предметы"

Пособие учит детей узнавать в разных по содержанию предметах материал, из которого они сделаны, называть материал  и  предметы разного содержания обобщающим словом по признаку материала, обр...

Ежедневное планирование в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы на тему «Из чего сделаны предметы».

Календарный план совместной и индивидуальной деятельности взрослого и ребенка в соответствии с ФГОС ДО...

Из чего сделаны предметы

Методический материал...

"Из чего сделаны предметы"

Картотека для занятий...

Конспект НОД « Из чего сделаны предметы?»

Материал позволит: расширить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы: металле, дереве, пластмассе, резине,познакомиться  со свойствами и качествами пред...

Из чего сделаны предметы?

Обогащение представлений детей о видах и свойствах различных материалов (дерево, пластмасса, железо, бумага)....

Из чего сделаны предметы

Картотека занимательных игр и занятий...