Игровые обучающие ситуации с Чиполлино
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Серебрякова (Зырянова) Ирина Дмитриевна

Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetnye_igry_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников

ИГРОВЫЕ ОВУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ЧИПОЛИНО

Чиполлино, герой сказки Дж. Родари, очень нравится детям. Он смел, находчив, дружелюбен. Если дети не знают сказку «Приключение Чиполлино», им нужно ее прочитать или рассказать главное содержание. Для проведения ИОС с этим героем необходима игрушка, изображающая мальчика-луковку. Лучше всего сделать куклу би-ба-бо: головка-луковка и симпатичная перчатка позволяют манипулировать куклой. Во всех игровых ситуациях Чиполлино проявляет большую активность: приносит или привозит овощи и фрукты, раздает их детям, рассказывает о них много нового и интересного, рассуждает, учит, удивляется. Такое поведение легко разыграть с подвижной (легко управляемой) куклой би-ба-бо.

1. ЧИПОЛЛИНО ПОМОГАЕТ ВЫРАЩИВАТЬ ЛУК (для детей среднего и старшего возраста).

Дидактическая цель: уточнить представления детей о том, что для проращивания луковиц нужны такие же условия, которые необходимы всем растениям для роста и развития (питательная почва, вода, тепло, свет). Напомнить о том, что в зеленом луке много витаминов, которые необходимы всем людям, особенно в конце зимы. Развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения в состоянии растений.

Ход игры. Чиполлино приходит в группу с корзиной (или мешком), в которой лежат луковицы по числу детей. Сообщает, что пора сажать лук, т.к. он полезен для здоровья, защищает организм от болезней. Предлагает всем взять по луковице, рассмотреть ее и подумать, как ее надо сажать. Затем говорит, что он хороший специалист по выращиванию лука и научит ребят растить зелень. Воспитатель возражает ему: дети тоже знают, как надо выращивать растения, как ухаживать за ними. Чиполлино удивлен, но готов выслушать их. Ребята рассказывают кукле, какие необходимы условия всем растения, чтобы они росли и развивались. Чиполлино доволен знаниями детей, рассматривает ящики с землей, отмечает, что в них хорошая (черная питательная) почва, значит, получатся отличные грядки с луком.

Дети приступают к посадке, Чиполлино ходит между ними, подсказывает, помогает, хвалит тех, кто все правильно делает. Следит за тем, как ребята поливают «грядки» и ставят их на окно. Говорит, что он через неделю придет опять, чтобы посмотреть на лук. Надеется, что ребята будут хорошо ухаживать за посадками.

Примечание. ИОС используется в зимне-весеннее время, когда воспитатель вместе с детьми начинает проращивать луковицы, чтобы получить зелень лука. Заранее готовятся ящики с землей и все необходимое для посадки луковиц.

ОПЫТЫ С ЛУКОМ (для детей старшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: на примере лука формировать у детей обобщенное представление о комплексе условий, необходимых растению для роста. Учить детей делать простые опыты с растениями. Развивать понимание: лишение растения даже одного из условий не позволяет правильно и быстро ему расти. Развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения растущих луковиц, устанавливать причинно-следственные связи. Учить детей делать зарисовки лука, пользоваться символами.

Ход игры. Воспитатель готовит 4 стеклянные баночки, 4 луковицы, картонные трафаретки, бумагу, карандаши, игрушечный телефон, разноцветные кружочки-символы. Предлагает малышам провести интересные опыты с луком, но сначала пригласить Чиполлино -он хорошо умеет выращивать лук на огороде, а вот опыты с ним он не умеет делать. Воспитатель набирает номер игрушечного телефона: «Алло! Это сказка? Позовите, пожалуйста, Чиполлино к телефону (пауза). Здравствуй, Чиполлино, приходи скорей к нам в гости, мы сейчас будем делать опыты с луком. Тебе ведь тоже интересно -ты такое никогда не делал?!» До прихода куклы воспитатель выясняет с детьми, какие необходимы условия для жизни и роста всем растениям, уточняет, что надо делать, чтобы луковицы начали расти и у них появилась зелень. Вбегает Чиполлино: он очень спешил - ему интересно, но непонятно, какие такие опыты можно делать с луком. Воспитатель сажает куклу, просит ее смотреть, а детям сообщает, что надо посадить в 4 баночки 4 луковицы, но условия для каждой из них сделать разные. Чиполлино удивляется: зачем лук сажать в банки, его всегда сажают в землю! Воспитатель объясняет: банки прозрачные, через стекло, все видно, что происходит с луком, как растут корни. Поначалу земля необязательна, т.к. в самой луковице большой запас питательных веществ. В первой банке у луковицы будут все необходимые условия: вода (ребенок наливает воду из лейки), тепло (это тепло комнаты), свет (банка будет стоять на подоконнике). Воспитатель наклеивает кружочки на банку: «Чиполлино, смотри, какие условия для роста у первой луковицы: вода обозначается белым кружком, тепло - красным, как огонь, свет-желтым, как солнышко. Видишь, все необходимые условия, чтобы луковица начала расти!» Вторую луковицу ставят в банку без воды: «Дети, подскажите Чиполлино, какие кружочки надо наклеить на эту банку? (Ответы.)Правильно: красный (тепло) и желтый (свет), а белый кружок не будем наклеивать, т.к. луковица будет стоять в банке без воды. Мы посмотрим, что будет с луковицей", когда имеются все условия, не хватает только воды. Вот это и есть опыты с луком". Третья луковица ставится в воду, на свет, но в холод (между рамами), дети наклеивают кружочки и учат Чиполлино: белый - вода, желтый -свет, синий - холод. Четвертую луковицу ставят в банку с водой и в темноту (в шкаф или под черный плотный колпак). Условия обозначаются кружками: белым (вода), красным (тепло), черным (темнота). Воспитатель показывает детям, как с помощью трафареток зарисовать на альбомном листе посадки лука - все четыре баночки. Дети рисуют, раскрашивают, а Чиполлино удивляется, зачем такие опыты. Воспитатель поясняет: с их помощью дети узнают, что будет с каждой луковицей? Для роста нужны все условия сразу или достаточно некоторых? «Вот чудеса! - говорит Чиполлино. - Я тоже хочу увидеть, что будет. Я так никогда не растил лук в огороде». Дети помогают поставить баночки в нужные места, воспитатель приглашает мальчика-луковку приходить через неделю. ИОС повторяется в последующие 4-5 недель. Чиполлино появляется в группе. Воспитатель организует наблюдение за луком. Все собираются вокруг большого стола, рассматривают луковицы в банках, сравнивают, отмечают, у кого начали расти корни, зелень, у кого ничего не изменилось. Объясняют, почему так произошло, на новых страницах с помощью трафареток делают новые зарисовки банок и луковиц в них. По ходу разговора воспитатель, разыгрывая роль Чиполлино, удивляется, задает вопросы, строит предположения, радуется правильным ответам и тому, что он начал понимать, зачем нужны опыты.

ОГОРОД НА ОКНЕ.

Дидактическая цель: учить детей сажать в землю корнеплоды, луковицы, клубни, проращивать их, правильно ухаживать за посадками.

Ход игры. Воспитатель готовит два ящика с землей, трехлитровую банку (или другуюпрозрачную емкость) для посадки картофеля. В группе появляется Чиполлино с корзинкой (или мешком), в которой лежат по два овоща моркови, свеклы, лука, клубень картофеля, несколько головок чеснока. Он предлагает детям сделать огород на окне. Малыши сначала рассматривают овощи, говорят, какие они, чем различаются. Чиполлино объясняет им, как надо посадить их в землю, как за ними ухаживать, чтобы они начали расти. Дети сажают в один ящик морковь, свеклу, лук. В другом - устраивают грядку чеснока: каждый ребенок сажает дольку. Чиполлино рассказывает им, как полезен для здоровья чеснок, как он убивает вредные микробы. Чеснок может прорасти, если его дольками посадить в землю.

Воспитатель таинственно говорит, обращаясь к детям и кукле, что клубень картофеля посадят отдельно от других овощей в прозрачную емкость. (Чиполлино удивлен.) Очень интересно наблюдать, как он под землей начнет прорастать: давать корни, выпускать стебли, как потом на корнях начнут расти клубеньки молодого картофеля. (Чиполлино хлопает в ладоши: «Ура! Мы все увидим!») Дети помогают посадить картофель в трехлитровую банку, в которую на дно сначала кладут дренаж, затем заполняют ее хорошей почвой. Клубень сажают вплотную к стеклу, чтобы было видно его прорастание. Все посадки поливают. Воспитатель приглашает Чиполлино приходить через неделю - все будут рассматривать посадки, выяснять, что изменилось, что начало расти.

ЧИПОЛЛИНО УЧИТ ДЕТЕЙ ВЫРАЩИВАТЬ КАРТОФЕЛЬ (для детей старшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: дать детям представление о картофеле, особенностях его выращивания на огороде; воспитывать любовь к труду.

Ход занятия. В начале мая к детям приходит Чиполлино с мешком за спиной и просит угадать, что там лежит. Ребята догадываются -это картофель. Чиполлино предлагает дошкольникам взять по одному клубню, осторожно осмотреть его, рассказать все, что они знают о картофеле. Он растет в земле, поэтому выглядит не так красиво, как помидоры, огурцы, кабачки, капуста. Выслушав ответы, объясняет, что такое клубень картофеля, обращает внимание на белые ростки, которые есть на каждом клубне. Ростки появились на месте глазков - это начало роста картофеля. Чиполлино рассказывает, что весной пророщенные клубни сажают в теплую землю и через некоторое время появляются зеленые ростки. Они становятся все больше и больше, вскоре можно увидеть стебель, множество листьев и даже небольшие цветочки (показывает их на картинке). В земле это зеленое растение удерживается с помощью корня, на котором созревает множество клубней (молодых картофелин). В начале сентября, когда растение (ботва) начинает желтеть и сохнуть, картофель выкапывают из земли. Так, из одного посаженного весной клубня вырастает десяток молодых картофелин, которые собирают и хранят зимой в подвалах, ямах, погребах. Из картофеля можно приготовить много различных блюд (дети называют их). Чиполлино предлагает посадить картофель на улице. Все выходят на участок и осматривают вскопанный участок. Чиполлино придирчиво выясняет: хорошо ли подготовили поле, удобрили ли землю - картофель любит обогащенную питательную почву. Затем он показывает, как нужно правильно сажать клубни в землю (необходимо сделать лунку, положить в нее клубень и засыпать его землей). Затем объясняет правила ухода за картофелем: в случае засухи его нужно поливать, пропалывать, рыхлить землю, окучивать. Дети приступают к работе, а Чиполлино наблюдает за ними, подсказывает, помогает, хвалит. По окончании работы благодарит детей за старательный труд и предлагает поиграть в игру «Огородник» . (Цель игры: совершенствовать навыки ходьбы по кругу, бег (изменяя темп и направление); развивать внимание.)

Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребенок играет роль какого-нибудь овоща (картофеля, лука, репы, моркови и т. д.). Одного из ребят выбирают огородником. Он выходит в круг и стучит палкой о землю. Его спрашивают: - Кто там? -"Огородник! - За чем пришел? - За картофелем! Дети водят хоровод и поют песенку о картофеле. Огородник должен отгадать, кто из них выбрал роль «картофеля». Если ему удается отгадать, «картофель» убегает, в противном случае огородник отводит его в свой огород. При этом огородник не должен знать, какой ребенок назвался картофелем. Отгадывать он может три раза. Если не отгадает, огородником становится другой ребенок.

ГЕРОИ СКАЗКИ ДЖАННИ РОДАРИ РАССКАЗЫВАЮТ ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ (для детей среднего дошкольного возраста) Дидактическая цель: закрепить представление детей об овощах и фруктах, особенностях их произрастания, пользе для здоровья человека; учить их сравнивать настоящие овощи и фрукты с муляжами; развивать любознательность, интерес к героям известной сказки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить содержание сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино», перечислить ее основных героев и найти их в книге. Спрашивает: «Какие овощи или фрукты напоминают эти сказочные персонажи?». Предлагает рассмотреть две корзины с овощами и фруктами. В одной находятся настоящие плоды, а в другой -муляжи. Дети внимательно рассматривают их, трогают, нюхают и пытаются объяснить, чем они отличаются друг от друга. Воспитатель уточняет: настоящие плоды растут в земле или на дереве, имеют запах, их можно употреблять в пищу, нельзя долго хранить. Выясняет у детей, что можно приготовить из овощей и фруктов. Затем спрашивает: «Что можно делать с муляжами?» В конце занятия воспитатель предлагает детям приготовить из овощей и фруктов салат, а с муляжами поиграть-угостить мишек и зайчиков из игрушечного уголка. Примечание. Эту ИОС можно включить в занятие, которое проводится осенью во время сбора урожая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС...

Путешествие в пустыню Африки (игровая обучающая ситуация в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия очень любят дети дошкольного возраста, усвоение новых знаний происходит в увлекательной игровой форме...

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению  игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет...

Игровая обучающая ситуация "Лесное происшествие"

Методика проведения игровой ситуации по экологическому воспитанию...

Игровая обучающая ситуация "В гости к леснику"

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста, организованный в форме игры-путешествия. Интегрируемые образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Х...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему ...