Программа "Кто от зимы не улетает?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Римма Марсовна Ноздрина

  Актуальность темы.

Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п. Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими птиц, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи». Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

 

      Цель программы:

·         Формировать у детей такие качества как отзывчивость, доброжелательность, любовь к живой природе,  желание помогать им и заботиться о них.

·         Закрепить представления дошкольников о синичках, других зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.

·         Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам.

 

 

Задачи программы:

·         закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей;

 

·         учить находить и выделять взаимосвязь в природе;

 

·         воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым;

 

·         развивать экологическую культуру детей.

·         научить детей правильно ухаживать за птицами, подкармливать их.

 

 

       Предполагаемый результат реализации программы:

·         дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день»

 

·         имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.

 

·         расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой.

 

·         имеют представление о зимующих и перелетных птицах.

 

·         рассказывают о помощи человека зимующим птицам.

 

·         любят и бережно относятся к природе.

 

·         активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность

 

детей; обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме.

 

 

 

Реализация программы проводиться с 01.11.15 по 20.11.15 для детей с ограниченными  возможностями, проходящих реабилитацию в стационарном отделении, в количестве 15 детей.

 

Основные формы реализации  программы.

 

Беседы:

·         «Синичкин день»

Цель: рассказать детям о  создание экологического  праздника – «Синичкин день» по инициативе Союза, охраны птиц России  который отмечается 12 ноября. Знакомство с народным календарём, обсуждение народных примет.

·          «Беседа о птицах».

 Цель: рассказать детям о птицах, о правильном отношении к птицам.

·         «Жалобная книга природы»

                Цель: формировать знания детей о человеке, как части природы.

                Учить понимать роль человека в нарушении и сохранении природы.

  Повторить основные правила поведения на природе.

·         «Перелетные птицы»

      Цель: дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении.
      Уточнение и расширение представлений о перелётных птицах.

·         «Птицы леса»

              Цель: Формирование знаний о птицах.

             Установление причинно-следственной зависимости домашних и птиц леса.

             изучить приспособления птиц к жизни в лесу;

           осуществлять экологическое воспитание, прививать бережное отношение к птицам.

·         «Кто от зимы не улетает? »

 Цель: отметить взаимоотношение птиц во время зимовки, вызвать желание помочь птицам в зимний период времени.

·         Рассматривание  картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине.

 

·         Чтение сказки А.Толстого «Сорока» и обсуждение о зимующих птицах, обитающих в нашем регионе, их образе жизни, питании, внешнем виде.

·         «Познакомимся с птицами» Газета экологического содержания

 

 

        Игровая деятельность.

 

        Дидактические игры

·         Один – много»,

·         «Назови ласково»,

·         «Счёт птиц»,

·         «Кто, где живёт»,

·         Словесная - игра «Я знаю пять названий птиц»

·         «Угадай птицу по описанию»

 

  Прогулка

 

·         Предложить детям собрать семена для зимующих птиц. Побеседовать о том, как птицам зимой голодно и холодно, ягоды и семена под слоем снега, жучки и паучки спрятались под корой деревьев. Наша задача помочь птицам перезимовать и не умереть от голода.

Цель: воспитывать сочувствие к живой природе, желание ей помочь.

 

·         Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки.

·         Цель: узнавать и называть прилетевших птиц, понаблюдать за поведением, отметить предпочтения синички (сало), вызвать эмоциональный отклик.

 

 

  Длительность  занятий.

Индивидуальные – 20 минут.

Групповые – 30 минут. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zima.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

  Актуальность темы.

Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п. Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими птиц, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи». Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

      Цель программы: 

  • Формировать у детей такие качества как отзывчивость, доброжелательность, любовь к живой природе,  желание помогать им и заботиться о них.
  • Закрепить представления дошкольников о синичках, других зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.
  • Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам.

Задачи программы:

  • закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей;

  • учить находить и выделять взаимосвязь в природе;

  • воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым;

  • развивать экологическую культуру детей.
  • научить детей правильно ухаживать за птицами, подкармливать их.

       Предполагаемый результат реализации программы:

  • дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день»

  • имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.

  • расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой.

  • имеют представление о зимующих и перелетных птицах.

  • рассказывают о помощи человека зимующим птицам.

  • любят и бережно относятся к природе.

  • активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность

детей; обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме.

Реализация программы проводиться с 01.11.15 по 20.11.15 для детей с ограниченными  возможностями, проходящих реабилитацию в стационарном отделении, в количестве 15 детей.

Основные формы реализации  программы.

Беседы:

  • «Синичкин день»

Цель: рассказать детям о  создание экологического  праздника – «Синичкин день» по инициативе Союза, охраны птиц России  который отмечается 12 ноября. Знакомство с народным календарём, обсуждение народных примет.

  •  «Беседа о птицах».

 Цель: рассказать детям о птицах, о правильном отношении к птицам.

  • «Жалобная книга природы» 

                Цель: формировать знания детей о человеке, как части природы.

                Учить понимать роль человека в нарушении и сохранении природы.

  Повторить основные правила поведения на природе.

  • «Перелетные птицы»

      Цель: дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении.
     Уточнение и расширение представлений о перелётных птицах.

  • «Птицы леса»

              Цель: Формирование знаний о птицах.

             Установление причинно-следственной зависимости домашних и птиц леса.

             изучить приспособления птиц к жизни в лесу;

           осуществлять экологическое воспитание, прививать бережное отношение к птицам.

  • «Кто от зимы не улетает? » 

 Цель: отметить взаимоотношение птиц во время зимовки, вызвать желание помочь птицам в зимний период времени.

  • Рассматривание  картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине.

  • Чтение сказки А.Толстого «Сорока» и обсуждение о зимующих птицах, обитающих в нашем регионе, их образе жизни, питании, внешнем виде.
  • «Познакомимся с птицами» Газета экологического содержания

        Игровая деятельность.

        Дидактические игры

  • Один – много»,
  • «Назови ласково»,
  • «Счёт птиц»,
  • «Кто, где живёт»,
  • Словесная - игра «Я знаю пять названий птиц»
  • «Угадай птицу по описанию»

  Прогулка

  • Предложить детям собрать семена для зимующих птиц. Побеседовать о том, как птицам зимой голодно и холодно, ягоды и семена под слоем снега, жучки и паучки спрятались под корой деревьев. Наша задача помочь птицам перезимовать и не умереть от голода.

Цель: воспитывать сочувствие к живой природе, желание ей помочь.

  • Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки.
  • Цель: узнавать и называть прилетевших птиц, понаблюдать за поведением, отметить предпочтения синички (сало), вызвать эмоциональный отклик.

  Длительность  занятий.

Индивидуальные – 20 минут.

Групповые – 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концертная программа" Зимушка- зима"

Представляем вашему вниманию концертную программу , которая называется “Зимушка- зима” Основным содержанием этой программы являются: 1. Танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят: - игрор...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО». Тема: Зимующие и перелётные птицы.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» Тема: Зимующие и перелётные птицыВоспитатель дошкольного отделения МОУ СОШ №1 г.Твери Наталья Васильевна Алексе...

программа праздника"Пришла красавица зима"

ЦЕЛЬ: способствовать развитию памяти, внимания, устной речи, общей моторики, чувства ритма, творческих способностей.Способствовать созданию праздничного настроения. Доставить радость детям....

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по программе «Развитие» Тема: «Зима. Изменения в жизни животных»

Образовательная область: «Познание»Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие,...

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «КАК ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ».

На занятии у детей  формируются  знания  об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах диких животных перед долгой зимой....

Методическое обеспечение рабочей программы. Комплексно-тематическое планирование прогулок для детей от 4 до 5 лет "От зимы до лета, и от лета до зимы"

Прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Прогулка являе...

Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа (5 -6 лет второй год обучения по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи) на тему «Зима. Зимующие птицы»

ЦЕЛИ:- развитие связной речи;- закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах; о их питании; мест обитания; отношении людей к зимующим птицам в зимнее время. ЗАДАЧИ:Коррекционно-...