Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа (5 -6 лет второй год обучения по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи) на тему «Зима. Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мухина Татьяна Витальевна

ЦЕЛИ:

- развитие связной речи;

- закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах; о их питании; мест обитания; отношении людей к зимующим птицам в зимнее время.

 

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять в употреблении существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- согласовывать числительные с существительными;

- образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- образовывать существительные множественного числа.

-закреплять умения употреблять в речи простые и сложные предложения.

-.закреплять и уточненять названия зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в узнавании птиц по их описанию;

- развивать внимание, мышление.

- учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,

-согласовывать существительные в творительном падеже,

-образовывать сложные прилагательные,

-формировать фразовую речь;

-закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой

-развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к птицам,

-закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях,

-воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Челябинская область

Город Озерск

МБДОУ № 26

Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа

(5 -6 лет второй год обучения  по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи)

на тему

«Зима. Зимующие птицы»

Выполнила: Мухина Т. В.

Учитель-логопед группы компенсирующей направленности

МБДОУ № 26

Г. Озерск

Челябинская обл.

Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа

(5 -6 лет второй год обучения  по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи)

на тему

«Зима. Зимующие птицы»

ЦЕЛИ:

- развитие связной речи;

- закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах; о их питании; мест обитания; отношении людей к зимующим птицам в зимнее время.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять в употреблении существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- согласовывать числительные с существительными;

- образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- образовывать существительные множественного числа.

-закреплять умения употреблять в речи простые и сложные предложения.

-.закреплять и уточненять названия зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в узнавании птиц по их описанию;

- развивать внимание, мышление.

- учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,

-согласовывать существительные в творительном падеже,

-образовывать сложные прилагательные,

-формировать фразовую речь;

-закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой

-развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к птицам,

-закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях,

-воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.

Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Оборудование: презентация "Зимующие птицы", предметные картинки зимующих птиц;

Ход занятия:

Логопед:  Какое сейчас время года? Почему вы так думаете?

- Много снега, холодно. Деревья стоят голые, покрытые снегом, инеем. Мороз заковал реки и озера в лед. Звери попрятались в свои норки. Люди оделись тепло. Перелетные птицы улетели на юг.

Логопед: Какие еще изменения произошли в природе? Какие деревья зимой? – голые, спящие. Какое небо зимой? – темное, серое, мрачное. Солнце – тусклое, холодное, неяркое, блеклое. Снег зимой какой? – белый, пушистый, серебристый, падающий, сверкающий.

Логопед: Все ли птицы улетели на юг? Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? Каких зимующих птиц вы знаете? Ворона, галка, сорока, воробьи, дятел, снегири.

        В детский сад пришло письмо по электронной почте от медвежонка из леса:

«Здравствуйте дети! Осенью сорока на хвосте принесла весть о том, что,  она со своим друзьями – птицами, которые не улетают на юг будет всю зиму резвиться в снегу, искать различный корм для пропитания, а я ничего не увижу,  потому,  что  зимой впадаю в спячку. Сейчас  поворочаюсь, поворочаюсь от такой новости   и  усну.  Кто же мне расскажет  о птицах, которые не улетают зимой на юг и кто мне их покажет? Мне так любопытно!»

Логопед: Дети, как быть?  Что будем делать?  

(ответы детей)

Я предлагаю вам все выяснить   о зимующих птицах   и рассказать  медвежонку, когда он проснется после зимней спячки.

Основная часть.

Логопед: Да ребята, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)

Зрительная гимнастика "Птички"

Птички вправо полетели,

Птички влево полетели.

Птички вверх полетели и на веточку сели.

Птички посидели и вниз полетели.

Дети вправо посмотрели,

Дети влево посмотрели,

Дети смотрят вверх,

Дети смотрят вниз.

Логопед: если мы посмотрим на всех птичек, то сразу увидим, что птицы похожи друг на друга. Что общего у всех птиц?

Составление описания строения тела птицы с опорой на схему и план.

Голова: глаза, клюв.

Туловище: тело, крылья, хвост.

Лапы: коготки.

(Демонстрируются опорные таблицы. Сначала логопед даёт образец рассказа с показом частей тела на таблице.)

Это птица (показ целостного образа птицы на картинке). У птицы есть голова, туловище, лапки ( далее - показ на таблице-схеме). На голове у птицы находятся глаза и клюв, на туловище – крылья и хвост, на лапках цепкие коготки. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать.

Логопед: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах, и мы с вами расскажем медвежонку, что мы о них знаем.

1.Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет,

Видишь кружат двадцать пар

И кричат – кар, кар.(ворона )

Логопед: Ребята, что мы можем рассказать об этой птице?

2.Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.(снегирь)

Логопед: А что вы знаете о снегире? (ответы детей)

3.Кто в беретке ярко-красной

В чёрной курточке атласной

На меня он не глядит

Всё стучит, стучит, стучит.(дятел)

Логопед: Ребята, расскажите мне об этой птице.(ответы детей)

4.Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила

Быстро к нам спустилась в ноги

Смело ходит по дороге

И боится только кошек

Ей даём семян и крошек

С нами птица круглый год

Воркованием поёт.  (голубь)

Логопед: Что вы знаете о голубях?  (ответы детей)

Логопед: Молодцы, ребята вы хорошо справились с загадками.

Игра «Опиши птицу»

Логопед: Теперь я спрячу картинки, а вы угадайте, о какой птице я рассказываю.

Красногрудый, ленивый, малоподвижный. (Снегирь).

Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая. (Синица).

Красноголовый, большой, умный. (Дятел).

Непоседа пёстрая, самая болтливая.  (Сорока)

Ну а теперь можно отдохнуть. Давайте превратимся с вами в птичек и поиграем.

Подвижная игра «Птицы»

Ну-ка птицы полетели (ходят, машут руками)

Полетели и присели (присели)

Поклевали зёрнышки (нос вверх-вниз)

Поиграли в полюшке (кружатся)

Водички попили (нос вверх-вниз)

Пёрышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)

В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)

Прочь полетели ( машут руками, уходят  на стулья).

Игра « Чего не хватает?»  

Раздаются карточки со схематичным изображением птицы с недостающими элементами (нет  глаза, крыла, одной лапки или других частей тела).

Детям предлагается назвать, чего не хватает.

Д/и "Один - много".

Один воробей - много воробьёв

Одна ворона - много ворон

Одна сорока - много сорок

Одна синица - много синиц

Один снегирь - много снегирей

Один голубь - много голубей

Игра «Большой – маленький» 

Логопед: Если птица большая, мы скажем, что у нее острый клюв, а если птичка маленькая, то остренький клювик.

Тонкие лапы – тоненькие лапки.

Длинная шея – длинненькая шейка.

Белая грудь – беленькая грудка.

Чёрное крыло – черненькое крылышко.

Короткий хвост – коротенький хвостик.

Светлые перья – светленькие перышки.

Логопед: - Ребята, а сейчас я вам расскажу о других зимующих птицах (рассказ логопеда).

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово "свиристеть" на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. Свиристели обитают в смешанных лесах. В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно перьями, а не жесткими ветками. Здесь самочка будет терпеливо высиживать будущих птенцов, а самец бережно кормить их. Питаются эти птицы плодами рябины, шиповника, барбариса, зачастую полностью снимая урожай с этих кустарников.

Клест - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена, доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда "под рукой" запасы корма.

Селится клест в хвойных и смешанных лесах.

Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.

- Каких птиц называют зимующими?

- Какие части тела есть у птиц?

- Как живётся птицам зимой?

- Как вы понимаете выражение: «Кто сыт, тому холод не страшен»?

- Чем можно помочь птицам в трудное зимнее время?

Но медвежонок ведь сейчас спит и он не увидит зимующих птиц. Давайте, ребята, мы их нарисуем.

Молодцы ребята,  вы нарисовали интересные картины  для  медвежонка. Когда он проснётся  и  рассмотрит картины, то все узнает о зимующих птицах. А я вас благодарю за интересную работу. На этом наше занятие закончилось. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Животные наших лесов зимой»

Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.         Тренировать умение образовывать сложные словаЗакреплять умение согласовывать числите...

Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)

Цели:Коррекционно-образовательные:1.  Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2.  Продолжить ра...

Итогового фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Мир весной»

Итогового фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Мир весной»Задачи:Коррекционно-образовательные:- активизировать и закрепля...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу» с использованием ИКТ

Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедической группы. Занятие в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи...

Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа (5 -6 лет второй год обучения по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи) на тему «Домашние животные и их детеныши»

Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;- учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...