Проект «Мастера земли русской»
проект (подготовительная группа) по теме

Ерина Татьяна Юрьевна

Ребёнок принёс в детский сад матрёшку, группа детей заинтересованно рассматривала принесённую игрушку, в создавшейся ситуации общения педагог задала вопросы о том, что это за игрушка, кто знает историю происхождения, знают ли дети ещё какие-то предметы русского народного прикладного творчества. На следующий день детьми в группу были принесены наборы открыток с изображением предметов народного творчества, книжки – раскраски. В созданной педагогом образовательной ситуации были заданы вопросы «Что дети знают о предметах, созданных русскими мастерами? Хотят ли больше узнать? И что именно хотят узнать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект «Мастера земли русской»59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Мастера земли русской»
воспитатель Ерина Татьяна Юрьевна

Задачи:
Образовательные:
- знакомство детей с русскими народными промыслами, с историей возникновения промыслов;
-формировать умение замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов;
- совершенствовать технические навыки и умения рисования, лепки.
Развивающие:
- развивать творчество и фантазию;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать познавательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров;
- воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию;
- развивать интерес к изучению русской истории, истории народных промыслов.
 

Выбор темы:
Ребёнок принёс в детский сад матрёшку, группа детей заинтересованно рассматривала принесённую игрушку, в создавшейся ситуации общения педагог задала вопросы о том, что это за игрушка, кто знает историю происхождения, знают ли дети ещё какие-то предметы русского народного прикладного творчества. На следующий день детьми в группу были принесены наборы открыток с изображением предметов народного творчества, книжки – раскраски. В созданной педагогом образовательной ситуации были заданы вопросы «Что дети знают о предметах, созданных русскими мастерами? Хотят ли больше узнать? И что именно хотят узнать».
Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному нравственно-патриотическому воспитанию.


Тема

Интересы внутри темы

Содержательное направление

Возможные проекты


«Мастера земли русской»


1.Из каких материалов сделаны разные предметы прикладного искусства

2.Где делали предметы прикладного искусства.

3.Почему такие названия?

4.Что обозначают узоры на предметах?

5.Почему предметы одного промысла нельзя спутать с предметами другого промысла?

6.Почему мастера делали свои предметы именно из этих материалов?


1. Дымковская игрушка.

История русского промысла. Местонахождение на карте города Вятки. Материал изготовления; технология изготовления. Загадки, стихи, о дымковских игрушках. Особенность росписи, колорита, основных элементов узора. Основные элементы узора: точки, круги, полосочки, прямые и волнистые линии.

Практические умения: украшение бумажных силуэтов элементами дымковской росписи; лека дымковских игрушек (индюк, барыня, лошадка) из глины; роспись объёмных игрушек, вылепленных из глины; изготовление печатки – тычка из скрученной бумаги; лепка деталей общей фигурки из отдельных кусков глины, соединение их с помощью примазывания; выполнение приёмов раскатывания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей: рисование кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти; кольца одним круговым движением, точки и чёрточки концом кисти, отдельных полос широкой кистью; развитие чувства ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора на полосе.


2.Городецкие узоры.

История промысла. Местонахождение города Городца на карте Росси. Изделия народного промысла: разделочные доски, блюда, солонки, сахарницы, настенные декоративные панно, донца для прялок, резной наряд Городецких изб. Три основных цвета Городца; оживка; получение оттенка с добавлением белил. Элементы росписи: растительный орнамент (розаны, купавки); чудо-кони, сказочные птицы. Прялка, как один из почитаемых предметов в доме. Представление о стилизованных формах народной росписи.

Практические умения: рисование растительных элементов Городецкой росписи – купавки, розана, листочка; техника рисования Городецкой птицы, Городецкого коня; работа с палитрой: умение составлять оттенки цветов, смешивая гуашь с белилами.


3.Голубая Гжель.

История Гжельского промысла. Изделия промысла: фарфоровые вещи разные по форме и по росписи. Основной колорит Гжельской росписи. Материал изготовления – фарфор из белой глины. Основные элементы росписи: Гжельская роза, растительный орнамент, геометрический орнамент в виде сетки. Глина – один из самых старых и распространённых природных материалов, используемых людьми для изготовления различных предметов обихода. Глиняные промыслы: скопинские изделия, каргапольские изделия.

Практические умения: рисование Гжельской розы путём размазывания цвета; составление узора по мотивам гжельской росписи: кайма с цветочным узором в центре изделия; рисование элементов цветка с оттенком в технике «мазок с тенью»; лепка скульптур малых форм, украшение глиняных изделий гжельскими узорами.

4.Золотая Хохлома

Произведения деревянных дел мастеров. Техники росписи дерева: хохломская, мстерская, федоскинская, палехская. Назначение старинной русской посуды: ендова, братина, ковш. История промысла. Элементы хохломского узора: ягоды, листья, цветы, декоративные цветы, «травка». Виды росписи: «растительно-травочный»; «под фон»; «кудрина». Колорит Хохломы: чёрный, красный, зелёный, золотой. Предметы Хохломы: чашки, миски, ложки, солоницы, поставец и т.д.

Практические умения: рисование элементов травки концом кисти, ягодки – тычком с помощью ватной палочки; рисование узора в определённой последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»); сочетание в узоре цвета, характерного для хохломской росписи: чёрный, красный, золотой, «охра»; рисование растительно-травного орнамента лёгкими круговыми движениями кисти; рисование элементов узора: ягод клубники, малины, крыжовника, декоративных цветов, ветки в виде большого завитка с ответвлениями; рисование узоров на фоне разного цвета: умение в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.


5.Русская матрёшка

История рождения русской деревянной матрёшки. Разнообразие видов данной игрушки. Матрёшка, как сувенир; матрёшка, как образ русской женщины.
Практические умения: технические навыки и умения кистевой росписи; передача характерных особенностей сергиевопосадских и семёновских матрёшек.

6. Павловопосадские шали.

История возникновения павловопосадских шалей. Шаль – украшение женской одежды. Характерный мотив: растительный орнамент.
Практические умения: составление узоров для оформления шалей; соединение разных цветов для получения нового оттенка.

7.Жостово

Роспись металлических подносов. История промысла. Выполнение росписи в несколько приёмов: «замалёвка»; «тенёжка»; «прокладка», «бликовка», «чертёжка»; «привязка». Подносы – неотъемлемая часть русского быта. Колорит и мотивы узоров: цветы, фрукты, ягоды, сказочные птицы.
Практические умения: составление цветочных композиций на картонных подносах разной формы; умение украшать борта подносов растительным и геометрическим орнаментом.


1.Праздник народно-прикладного искусства «Ярмарка» с выставкой детских работ и работ, выполненных совместно с родителями;

2.Мини-мзей в группе «Мастера земли русской»;

3.Книга-самоделка «Энциклопедия народного искусства»;

4.Книга-самоделка

«Путеводитель по узорам и орнаментам»

Этапы сбора информации, реализации, презентации проекта


Этапы


Действия внутри детского сада


Действия вне детского сада


материалы


роли


Конечный продукт


Сбор материала о предметах народно-прикладного искусства


Рассматривание предметов народных промыслов

Рассматривание иллюстраций, открыток, книг, энциклопедий.

Беседы об истории возникновения, особенностях промыслов. Нахождение на карте России примерного местонахождения родины возникновения народных промыслов


Посещение выставок худ. изделий; предметов народно-прикладного искусства


Подбор открыток, иллюстраций из журналов, книг, посвящённым народным промыслам, просмотр дисков, видеокассет с сюжетами о народно-прикладном искусстве

Поиск статей, текстов, посвящённых прикладным искусствам



Исследователи


Стенд сбора информации (в карманы стенда помещаются тексты, открытки, иллюстрации)

Самостоя-тельное изго-товление предметов, выполнение элементов росписи по мотивам народного искусства

Лепка и роспись дымковских игрушек

Рисование элементов гжельских узоров.


Рисование элементов Городецкой росписи


Рисование Хохломских узоров


Изготовление игрушек из папье – Маше

Роспись матрёшек из папье – Маше


Рисование элементов жостовской росписи

Составление узоров для повловопосадских шалей

Обсуждение элементов узора, создание эскизов, выполненных в ДОУ игрушек (по всем видам народно – прикладного искусства)

Глина, клеёнки или подставки для лепки, тряпочки для вытирания рук, стеки, белила, гуашь, кисти, ватные палочки.

Кисти, палитры для смешивания красок, гуашь, бумажные заготовки, выполненные в форме изделий.

Тонированная бумага, гуашь, палитры, кисти

Бумажные силуэты посуды красного, чёрного тёмно-жёлтого цвета, гуашь, мягкие кисточки, салфетки

Глина, газетная бумага, клей, губка

Гуашь, кисточки, палитра, салфетки

Картонные силуэты подносов различных форм и цветов; гуашь, кисти, палитры, салфетки

Дидактическая игра «Составь узор из частей»; ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, треугольные и квадратные бумажные заготовки.

Художники, мастера

Выставка детских работ «Красота своими руками»


Сбор материала для книги – самоделки сказок по мотивам народных промыслов


Сочинение сказок по мотивам народно-прикладного искусства

Рисование иллюстраций к придуманным сказкам


Оформление книги – самоделки (размещение текстов и оформление страниц книги)


Обсуждение сюжетов, рисование иллюстраций


Опорные модели для формирования навыков творческого рассказывания (графические, карты Проппа и т.д.)

Бумага, фломастеры, краски, цветные карандаши (все возможные материалы для рисования)


Художники - иллюстраторы


Книга – самоделка с иллюстрациями и текстами


Конкурс на лучшую обложку и название для книги сказок


Оформление обложки с названием, организация конкурса


Обсуждение вариантов названия, обложки


Разнообразные материалы для рисования


Художники – оформители


Обложка, название книги, выбранные детьми

Изготовление энциклопедии

«Мастера земли русской»

Размещение материала, оформление страниц книги


клей, бумага большого формата.

Издатели энциклопедии

Энциклопедия – самоделка «Мастера земли русской» с мини – текстами об истории возникновения, родине промысла, с иллюстрациями основных элементов росписи, особенностях колорита

Сбор материала для сценария праздника «Пёстрая ярмарка»

Подбор потешек, скороговорок, стихов, песенок о народных промыслах, выбор героев, характерных для русской ярмарки, подбор народных игр.

Составление сценария фольклорного праздника «Ярмарка»

Посещение библиотеки. Поиск литературных произведений о народных промыслах





Сценаристы




Сценарий праздника


Подготовка к презентации


Оформление афиш, пригласительных билетов


Украшение зала, размещение материалов, изготовленных собственными руками: поделок, книг – самоделок.


Обдумывание вариантов афиш, рисование эскизов


Разнообразные материалы для рисования, аппликации, техники коллажа


Художники-оформители

Дизайнеры


Афиши, пригласительные билеты


Презентация

Подготовка к вечеру развлечения, репетиция сценок, песен

Разучивание текстов стихотворений, закличек, загадок


Артисты, конферансье, экскурсоводы

Вечер развлечения «Ярмарка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мастера земли русской"

Проект по ознакомлению с декоративно-прикладным торчеством...

Проект с воспитанниками старшей гуппы: "Мастера земли русской"

Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, создание условий для активного использования знаний и опыта детей в их творческой ...

Проект в старшей группе Тема: «Богата мастерами земля Русская»

АктуальностьИнтерес к теме вызван тем, что каждому человеку нашей богатой, славными традициями, страны, важно знать о ее истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве. Чтобы ч...

ПРОЕКТ "Мастера земли русской"

Проблема развития детского творчества в настоящее время ,является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирован...

Педагогический проект «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «МАСТЕРА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить мал...

Проект «Мастера земли русской»

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные ...