" Ах, этот удивительный песок!" Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», старшая группа
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) по теме

Горбунова Наталья Сергеевна

Программное содержание:

1.     Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка, что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок.

2.      Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи.

3.      Знакомить детей с применением песка человеком.

4.     Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ah_etot_udivitelnyy_pesok.docx19.61 КБ
Файл prezentatsiya_pesok_-_kopiya1.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №35 «Родничок»

города Губкина Белгородской области

" Ах, этот удивительный песок!"

Конспект НОД по образовательной  области

 «Познавательное развитие»,

старшая группа

Подготовила:

Горбунова Н.С. воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №35 «Родничок»

Губкин 2015 г.

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка, что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок.
  2.  Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи.
  3.  Знакомить детей с применением песка человеком.
  4. Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность.

Материал: баночки с песком, баночки с водой, ложечки, карандаши, магнит, лупы, штатив с воронкой. Пособие «Секреты неживой природы», мультимедийный проектор.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, к нам кто – то стучится. Давайте посмотрим кто это? Да это же Незнайка к нам пришел в гости и принес «Волшебный мешочек».

Воспитатель: Здравствуй Незнайка, почему ты такой невеселый?

(Незнайка что-то говорит воспитателю на ухо и плачет).

 Воспитатель: Не расстраивайся Незнайка, мы тебе поможем.

 Воспитатель: Ребята, Незнайке подарили вот этот «Волшебный мешочек», а что там лежит и для чего это нужно он не знает. Давайте ему поможем узнать? (Воспитатель предлагает детям засунуть в него руку и наощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т.д.).

Воспитатель: Вы уверены? Чтобы точно узнать, что в мешочке отгадайте загадку.

Он  нужен детворе,

Он на дорожках во дворе

Он на стройке и на пляже

И  в стекле расплавлен даже.

Дети: В мешочке песок.

Воспитатель: Вот Незнайка у тебя в мешочке песок. А что такое песок?

Дети: песок – это полезное ископаемое.

Воспитатель: сегодня вы будите исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. А как вы думаете где проводят исследования?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Я вас и Незнайку приглашаю в лабораторию, для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Но сначала нам надо одеть фартуки, чтобы не испачкаться.

Воспитатель:  Давайте вспомним правила работы с песком. Какие вы знаете?

Дети: Нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после игры. Для того чтоб проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах.

 Дети: дети перечисляют оборудование

Опыт № 1 ( что такое песок, из чего он состоит?) Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их.

Воспитатель: Сейчас мы рассмотрим песок с помощью вот такого приспособления (воспитатель показывает лупу).  Кто знает, как оно называется?

Дети: Лупа, увеличительное стекло.

Воспитатель: Правильно.

Дети рассматривают песчинки через лупу

Воспитатель: Из чего состоит песок?

Дети:  Из песчинок, зернышек.

Воспитатель: Как они выглядят? Похожи ли они  друг на друга? Чем отличаются?

Ответы детей

Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно друг от друга, не прилипает к своим «соседям».

Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.

Опыт № 2 (детям предлагается пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандаш в разные направления).

Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.

 Опыт № 3 (взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать, то образуются смывы. Можно подуть на песок имитируя ветер, частички песка передвинутся.

Вывод: песок может двигаться.

Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте,  мы с вами превратимся в маленькие песчинки   и не много подвигаемся.

( под музыку проводится физкультминутка) 


Это лёгкая забава —
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: Ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.

Воспитатель: Незнайка тебе у нас интересно?

Опыт № 4 (в баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Пронаблюдать, что произойдет. Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.

Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.

Опыт № 5 ( в воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок (надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить в влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т.к воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.

Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.

На занятии при показе опытов используется  пособие «Секреты неживой природы». Рассматривая каждое свойство песка, при помощи опыта, детям показывается модель изображения данного свойства. Карточки с моделями последовательно вкладываются в специальные кармашки. После выполнения всех опытов перед детьми «выстраивается лента», показывающая все свойства, которыми обладает песок (свойства которые были рассмотрены при помощи опытов).

Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» –это песок. А где можно его встретить, где его можно применить (Варианты ответов детей). Я предлагаю вам посмотреть на волшебный экран, который покажет где и как можно применить песок. И ты Незнайка смотри очень внимательно и запоминай.

Садитесь удобно, правильная посадка на стуле, спина прямая, ноги на полу, внимание на экран.

1 слайд - песок встречается на берегах морей и океанах

2 слайд – на берегах рек

3 слайд – в пустынях, куда не посмотри вокруг один песок.

4 слайд –  в песочницах

5 слайд - песок, дети, это природный материал, полезное ископаемое, который специальной техникой добывают со дна рек и морей

6 слайд – в песчаных карьерах

7 слайд – люди придумали применение добытому песку. Применяют его в строительстве, для изготовления цементных растворов

8 слайд – используют песок для изготовления стекла

9 слайд – песок добавляют в фильтры для очистки воды

10 слайд – посыпают зимние обледенелые дороги

11 слайд – при тушении пожаров

12 слайд – для изготовления песочных часов

13 слайд -  для создания живописных картин, скульптур из песка.

(На экране показаны кадры где применяется песок: в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать.

Воспитатель: Перед вами подносы с песком, я вам предлагаю, что - ни будь нарисовать в подарок для Незнайки.

- Незнайка тебе понравилось сегодня у нас на занятии?

Рефлексия:

Воспитатель: Давайте сделаем выводы. Что вы сегодня исследовали (песок)

- Что такое песок (песок-это полезное ископаемое, состоит песок из мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песок может содержать частички металла)                

- Какими свойствами обладает песок (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды)

- Где применяется песок (в строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать).

- Как вы исследовали песок, с помощью чего (ставили опыты, исследовали при помощи специального оборудования).

Незнайка: Ребята, мне уже пора. Сегодня я всем своим друзьям расскажу все, что узнал о песке. До свидания!

При подведении итогов, для закрепления свойств песка используется опять пособие «Секреты неживой природы» (обращается внимание детей на модели, изображающие свойства)        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Песок на берегах морей и океанах

Слайд 4

ПЕСОК НА БЕРЕГУ РЕК

Слайд 5

ПЕСОК В ПУСТЫНЯХ

Слайд 6

ПЕСОК В ПЕСОЧНИЦЕ

Слайд 7

ДОБЫЧА ПЕСКА СО ДНА РЕК И МОРЕЙ

Слайд 8

ДОБЫЧА КАРЬЕРНОГО ПЕСКА

Слайд 9

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСКА В строительстве . Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

Слайд 10

ПРОИЗВОДСТВО СТЕКЛА

Слайд 11

Песок добавляют в фильтры для очистки воды

Слайд 12

Песком посыпают зимние обледенелые дороги

Слайд 13

Тушат пожары

Слайд 14

Песочные часы

Слайд 15

Создают живописные картины и скульптуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительный магнит" (открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе.)

Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяяя выраженные качества и свойства....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Познавательное развитие (экспериментирование) с детьми с задержкой психического развития старшая группа «Удивительный песок».

Ход занятияОрганизация детей перед занятиемДеятельность воспитателяПредполагаемая деятельность детейМотивация и целеполаганиеПредварительная работа педагога: оповестить детей в группе о том, что сегод...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Занятие НОД по социально-коммуникативному развитию старшая группа «Об этикете» (старшая группа)

«Здравствуйте, ребята! К вам обращается за помощью воспитатель младшей группы. Помогите пожалуйста, детям моей группы запомнить правила поведения. Некоторые из них уже знают; здороваются при встрече, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Познавательное развитие (экспериментирование) с детьми с задержкой психического развития старшая группа «Удивительный песок».

Цель: Учить детей определять физические свойства песка через игру Задачи: Развивающие:- продолжать совершенствовать связную речь, развивать зрительное восприятие, через внимание, память.- ра...

НОД по познавательному развитию с опытно – экспериментальной деятельностью (удивительные свойства дерева) с использованием интеллект – карты в старшей группе.

Цель: повышать интерес у детей к опытно-экспериментальной деятельности. Развивать  память детей путем составления интеллект - карт.Задачи:Образовательная: Познакомить детей со свойствами дер...