Игры по теме "Осень"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Морозова Татьяна  Валентиновна

Вашему вниманию хочу предложить дидактические игры, упражения направленные на развитие связной речи, формирование лексико-грамматического строя речи и навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста на тему "Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_teme_osen.docx89.73 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по теме осень

«Да - нет»

Задание № 3: слушать рифмованные вопросы и соответственно смыслу давать положительные или отрицательные ответы.

Воспитатель:. Вспоминайте приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет»

Осенью растут цветы? (Нет)

Осенью растут грибы? (Да)

Жаркий ветер прилетает? (Нет)

Туманы осенью плывут? (Нет)

Ну, а птицы гнезда вьют? (Нет)

К нам букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай люди собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да) .

Часто – часто идут дожди? (Да)

Достаем мы сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко? (Нет)

Можно детям загорать? (Нет)

Ну, а что же надо делать – шорты, шляпки надевать? (Нет)

Или лучше в теплой куртке погулять по переулку? (Да

Осень, осень подожди, ты от нас не уходи.

Ведь холодная зима нам пока что не нужна. ДА? ДА!

«Украсим словами»

подбирать слова-признаки к именам существительным.

Какая  осень?

Погода осенью какая? (дождливая, пасмурная, туманная, хмурая, прохладная, сырая)

Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый)

«Наоборот»

подобрать к определенному слову противоположное значение.

Погода холодная – погода (теплая) .

Осень ранняя – осень (поздняя)

Птицы прилетают – птицы (улетают)

Одежда летняя – одежда (зимняя)

Земля сухая – земля (мокрая)

Солнце высоко – солнце (низко)

Дождь начался – дождь (закончился)

Листья на деревьях – листья (на земле)

«Не зевай, на вопросы отвечай! »

1. Какой сегодня день недели?

2. Какой день недели был вчера?

3. Какой день недели будет завтра?

4. Сколько всего дней в неделе?

5. Какой день идёт после четверга?

6. Как называется пятый день недели?

7. Как называются «выходные» дни недели?

8. Какой день недели между понедельником и средой?

«Веселые задачки»

.«На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)

2.«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:

2 матрёшки, Буратино,

И весёлый Чиполлино.

Помогите Танюшке. Сосчитать игрушки.

3. Шесть весёлых медвежат,

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал. А теперь ответ найди , сколько мишек впереди?

Счет в пределах 10

1. Что больше 7 или 4, 2 или 5.

2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.

3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?

4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?

5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?

«Приметы осени»

Цель: уточнить представления детей об осенних приметах, активизировать словарь по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, осенний лес, подснежники в лесу). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления, называет их.

Рассматривание иллюстраций на тему «Осень»

Цель: Продолжать расширять представления детей об осени, ее признаках и явлениях, продолжать учить детей отвечать на вопросы вос-ля используя распространенные предложения.

Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Цель: Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, обогащать речь детей образными выражениями.

Беседа по прочитанному произведению И. Соколова – Микитова «Листопадничек»

Цель: Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, используя грамматически правильно построенные предложения.

Дид. игра «Один – много»

Цель: Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа.

Ход: солнечный день - солнечные дни; красивое дерево-, хмурая туча-, серое облако-, холодный дождь-, сильный ветер-, птичья стая-, глубокая лужа-, резиновый сапог-… и т. д.

Дид. игра «Шкатулка с осенними сказками»

Цель: Продолжать учить детей пользоваться предметами заместителями, как образами при составлении сказок.

Материал: шкатулка, 6-8 кружков разного цвета.

Ход: Игрок достает кружок из шкатулки, придумывает кто это или что это в сказке. После того, как игрок скажет 3-4 предложения, начинает второй игрок (продолжает сказку). Когда сказка рассказана кружки собираются в шкатулку.

Дид. игра «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением.

Ход:большой - маленький, умный – глупый, светлый – темный, чистый – грязный, добрый – злой, холодный – горячий, солнечный – пасмурный, новый – старый, грустный – веселый и т. д.

Дид. упр. «Подбери действие»

Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.

Ход: Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь осенью (идет, моросит и т. д.) Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.) Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.)

Знакомство с поговорками

Цель: Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

"От осени к лету поворота нету. Лето со снопами, осень с пирогами. В октябре ни на колесах, ни на полозьях. В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина. Осень – запасиха, зима – прибериха. Холоден сентябрь, да сыт

Дид. игра «Чьи листья»

Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен и тд.)

Рассказ об осени с рисованными картинками

осень картинки карточки