«Краеведение, как средство развития познавательных способностей детей»
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Данилина Наталья Александровна

Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kraevedenie.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

 «Детство – каждодневное открытие мира и надо сделать так,

 чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

 

«Краеведение, как средство развития

 познавательных способностей детей».

   Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он обязательно назовет: цветущий летний луг, яркий закат, молодую красивую маму и добрую бабушку… Эти воспоминания будут у всех разные. Но как они облагораживают чувства, как у человека преображается лицо, голос! Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Необходимо научить ребёнка видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.

Ведь именно в  дошкольном возрасте формируются зачатки или яркой индивидуальности, или серой стереотипности.

   При соприкосновении с подлинными произведениями искусства дети получают интеллектуальное развитие, а так же развитие творческих способностей и эстетического вкуса, развитие коммуникативных  навыков, развитие речи, мышления и памяти, воображения и фантазии.

Воспитывается интерес и уважение к культурам других стран, воспитывается заботливое отношение к природе, людям, городу, стране.

  В связи с этим Целью моей работы является: Максимальное использование возможностей краеведения в процессе формирования креативных черт личности ребенка-дошкольника.

Задачи - ориентиры:

1.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

2.Создание позитивного эмоционального фона в процессе «живого» посещения дошкольниками Павловского дворцово-паркового ансамбля;
3. Создание комфортных условий для каждого воспитанника, обогащение палитры их познавательного опыта в процессе креативного освоения тайн искусства и творчества.

В своей работе применяю такие методы, как:

наблюдение; игра; моделирование (конструирование); беседа; исследовательский; интерактивный; проектный; экскурсионный.

Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии.

Самое важное в экскурсионном методе - это предварительная беседа с детьми, их подготовка к предстоящей экскурсии. Особенно это касается детей среднего возраста.

Необходимо не только сказать, куда они идут, и какие правила поведения им надо соблюдать.

Нужно всё мастерство педагога, чтобы своим голосом, эмоциями, позитивным настроением заинтересовать и увлечь детей рассказом о том месте, куда они пойдут на экскурсию.

От самого первого посещения музея зависит, как в дальнейшем ребёнок будет воспринимать искусство.

В каждой возрастной группе свои цели и задачи соответствующие возрастным особенностям.

Проектный метод:

В младшей группе это экологический проект.

Работа ведётся в течение года: чтение художественной литературы, слушание звуков природы, наблюдение за животными, птицами и насекомыми. Изготовление поделок из бросового  и природного материала. Совместные мероприятия с детьми и родителями.

В средней группе происходит знакомство с городом и Павловским дворцом – музеем.

Во дворце много картин, лепнины, мозаики, росписи с цветочным орнаментом, Собственный садик Марии Фёдоровны. В ходе знакомства с музеем дети заинтересовались, как называются цветы, почему они везде. Так в старшей группе зародился проект «Цветы в нашей жизни».

В результате работы в этом направлении, был разработан альбом для детей «В гостях у императрицы».

Представление альбома прошло на базе Павловского дворца-музея, на тематической встрече старших воспитателей района.

Альбом «В гостях у императрицы» получил рецензии ведущего методиста по работе с детьми, Заслуженного Работника Культуры РФ Махровой Е. Г. и заведующей сектором Детский центр ГМЗ «Павловск» Ивановой Е. С.

Дети любят сказки.  Поэтому  с удовольствием знакомятся  с легендами Древней Греции (адаптированными  для детей).

В подготовительной группе продолжается работа по ознакомлению детей с  историей города Павловска; Павловск  во время Великой Отечественной войны; восстановление города после войны.

Тематические экскурсии: по городу, в музей Истории города Павловска; тематическая экскурсия в Гатчинский дворец (Гатчинский дворец как любимая резиденция императора Павла I)

Закрепить материал поможет так же исследовательский и интерактивный методы.

Все свои впечатления от встреч с искусством дети отражают в рисунках, поделках, рассказах используя разные средства выразительности.

Чтобы достичь наилучшего результата в усвоении детьми материала, педагогу необходима помощь родителей.  

Важным является  установление партнерских отношений с родителями, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов. В своей практике  я применяю различные формы работы с родителями: анкетирование, наглядная информация, беседы, консультации, круглые столы, совместные игры и досуги. 

К сожалению готовых игр и дидактического материала на эту тему недостаточно, поэтому были созданы следующие игры и пособия:

- Мнемотаблицы по разучиванию стихов о городе Павловск,

-Мнемотаблицы для составления рассказов: о том, как появился  город; о городе во время ВОВ и после, и т.д.

- Кубики «Узнай  и собери зал дворца»

- Разрезные картинки на различные темы,

- «Восстанови дворец»

-Макет Павловского дворца

-Альбом «В гостях у императрицы» с крупным шрифтом (для читающих детей), с интересными и увлекательными заданиями.

-Альбом к 70- летию ВОВ «Я помню! Я горжусь!»

В альбоме собраны рассказы детей о своих бабушках и дедушках воевавших в ВОВ, архивные материалы, сохранённые или найденные родителями воспитанников, рисунки детей и их словотворчество.

   Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Подбор соответствующего материала позволяет сформировать у детей представление о своей малой Родине.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

 Развивая, таким образом,  личность ребёнка мы прививаем любовь к своей малой Родине.

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать!..

Данилина Наталья Александровна

воспитатель,

ГБДОУ№ 26 детский сад компенсирующего вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития способностей детей.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой личности. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой це...

КРАЕВЕДЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Краеведение – это  совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, разви...

Методическая разработка "« Музыка как средство творческих способностей детей»

Методическая разработка "« Музыка как средство творческих способностей детей»...

Презентация " Создание мини-музея как средство познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

В презентации представлены методические пособия и дидактические игры (авторские) через реализацию педагогического проекта....

План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей»

Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....

Индивидуальный план по самообразованию " Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей"

Цель:Приобщать и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.Задачи:1. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.2. Привлекать детей к совместной театрализованной дея...

Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Введение краеведческого материала в практику работы дошкольной образовательной организации даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами....