Главные вкладки

    Методическая разработка "« Музыка как средство творческих способностей детей»
    методическая разработка на тему

    Пристанскова Лариса Петровна

    Методическая разработка "« Музыка как средство творческих способностей детей» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gmo_21.09.17.docx22.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

     МБДОУ «Детский сад № 21» Челябинская область г. Троицк

    Музыка, как средство творческих способностей детей

    «Развитие творческих способностей детей через различные виды музыкальной деятельности»

    2017 г.

    Выполнила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 21» Пристанскова  Лариса Петровна

    Развитие творческих способностей детей через различные виды музыкальной деятельности

    В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

    • восприятие:

    - восприятие музыки, специально созданной для слушания;

    - восприятие музыки в связи с ее исполнением;

    - музыкально-дидактические игры;

    • исполнительство:

    - пение;

    - музыкально-ритмические движения;

    - игра на музыкальных инструментах;

    • творчество:

    песенное творчество;

    - музыкально-игровое и танцевальное творчество;

    - импровизация на детских музыкальных инструментах;

    • музыкально-образовательная деятельность:

    - знания общего характера;

    - специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

    Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

            Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Освоение программных  умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. Творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения.

    Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять яркие их них, они используют опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.

    В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами. Это лишь первая ориентировка в творчестве. Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать песни, в которых поется о каком-либо жизненном явлении и дается образец.

    Задания:

    • петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.);
    • петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;
    • импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив .
    •  Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».

      закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля»

    Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению. Педагог, направляя деятельность детей, дает им творческие задания с постепенным усложнением. Сначала у детей формируются способы  передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей.

    Задания:

    • «Маленький беленький», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ легко прыгающего зайца);
    • «Вся мохнатенькая», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ мягко двигающейся кошки);
    • «Не ездок, а со шпорами», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ бойкого петуха).

    Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии.

    Задания:

    • «Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои  красные сапожки;
    • «На горе-то калина», русская народная песня, обрю Ю. Чичикова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки …

    Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре.

    Задания:

    • «Вышел зайчик погулять», муз. Е. Тиличеевой, слов детской народной прибаутки. Необходимо передать образ беззаботного зайчика, стремительного появления охотника, бегство зайчика;
    • «Летчики, следите за погодой!», муз. М. Раухвергера. Передать коллективный         полет летчиков, их приземление…

    И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов. Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Можно также сразу после прослушивания инсценировать игру. Встретившись с затруднениями, обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа..

    Задания:

    • «На мосточке», музыка А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, пер. с укр. М. Ивенсен. Дети распределяют роли и намечают план действий: первый эпизод – встреча волка и детей; второй – борьба козлика и волка; третий – общая радость детей и козлика;
    • «Жили у бабуси», украинская народная песня, обр. Н. Метлова. Распределение ролей – бабуси, белого и серого гуся, инсценировка их действий…

    Развитие способности детей к импровизации происходит и в таком виде деятельности как игра на детских музыкальных инструментах.

    Начиная со средней группы, детям дается установка на другой вид деятельности: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания. Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию. Постепенно задания усложняются. Например, один ребенок задает вопросы, другой отвечает исполнением мелодии.

    Для развития творческой деятельности в игре на инструментах в старшей группе мы используем яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры.

    Необходимо вызвать у детей старшего дошкольного возраста желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.

    Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарное  музицирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.

    Можно предложить детям следующие творческие задания:

    • озвучивание стихотворений, сказок;
    • озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах.

    Те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д.

    Творчески развиваться  ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме "Развитие познавательных способностей детей посредством опытно - исследовательской деятельности"

    В данном материале хочу поделиться опытом своей работы в развитии познавательной активности детей в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром, активного экспериментирования с ним. Ка...

    Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей первой младшей группы»

    Введение.       Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим...

    Методическая разработка комплексно-тематического планирования по развитию художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 4-5 лет

    Методическая разработка направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 4-5 лет...

    Методическая разработка: игра, как средство экологического развития детей с ЗПР

    В презентации представлен матерал, содержащий методологический обзор, отражающий современное исследование проблемы экологической игры....

    Методическая разработка: игра, как средство экологического развития детей с ЗПР

    В презентации представлен матерал, содержащий методологический обзор, отражающий современное исследование проблемы экологической игры....

    Проект «Влияние живописи и музыки на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

    В проекте отражены совместный план и формы работы по развитию творческих способностей детей посредством музыки и живописи...