Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Методическая разработка "« Музыка как средство творческих способностей детей»

    Пристанскова Лариса Петровна

    Методическая разработка "« Музыка как средство творческих способностей детей» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gmo_21.09.17.docx22.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

     МБДОУ «Детский сад № 21» Челябинская область г. Троицк

    Музыка, как средство творческих способностей детей

    «Развитие творческих способностей детей через различные виды музыкальной деятельности»

    2017 г.

    Выполнила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 21» Пристанскова  Лариса Петровна

    Развитие творческих способностей детей через различные виды музыкальной деятельности

    В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

    • восприятие:

    - восприятие музыки, специально созданной для слушания;

    - восприятие музыки в связи с ее исполнением;

    - музыкально-дидактические игры;

    • исполнительство:

    - пение;

    - музыкально-ритмические движения;

    - игра на музыкальных инструментах;

    • творчество:

    песенное творчество;

    - музыкально-игровое и танцевальное творчество;

    - импровизация на детских музыкальных инструментах;

    • музыкально-образовательная деятельность:

    - знания общего характера;

    - специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

    Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

            Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Освоение программных  умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. Творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения.

    Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять яркие их них, они используют опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.

    В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами. Это лишь первая ориентировка в творчестве. Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать песни, в которых поется о каком-либо жизненном явлении и дается образец.

    Задания:

    • петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.);
    • петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;
    • импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив .
    •  Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».

      закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля»

    Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению. Педагог, направляя деятельность детей, дает им творческие задания с постепенным усложнением. Сначала у детей формируются способы  передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей.

    Задания:

    • «Маленький беленький», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ легко прыгающего зайца);
    • «Вся мохнатенькая», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ мягко двигающейся кошки);
    • «Не ездок, а со шпорами», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ бойкого петуха).

    Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии.

    Задания:

    • «Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои  красные сапожки;
    • «На горе-то калина», русская народная песня, обрю Ю. Чичикова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки …

    Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре.

    Задания:

    • «Вышел зайчик погулять», муз. Е. Тиличеевой, слов детской народной прибаутки. Необходимо передать образ беззаботного зайчика, стремительного появления охотника, бегство зайчика;
    • «Летчики, следите за погодой!», муз. М. Раухвергера. Передать коллективный         полет летчиков, их приземление…

    И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов. Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Можно также сразу после прослушивания инсценировать игру. Встретившись с затруднениями, обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа..

    Задания:

    • «На мосточке», музыка А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, пер. с укр. М. Ивенсен. Дети распределяют роли и намечают план действий: первый эпизод – встреча волка и детей; второй – борьба козлика и волка; третий – общая радость детей и козлика;
    • «Жили у бабуси», украинская народная песня, обр. Н. Метлова. Распределение ролей – бабуси, белого и серого гуся, инсценировка их действий…

    Развитие способности детей к импровизации происходит и в таком виде деятельности как игра на детских музыкальных инструментах.

    Начиная со средней группы, детям дается установка на другой вид деятельности: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания. Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию. Постепенно задания усложняются. Например, один ребенок задает вопросы, другой отвечает исполнением мелодии.

    Для развития творческой деятельности в игре на инструментах в старшей группе мы используем яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры.

    Необходимо вызвать у детей старшего дошкольного возраста желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.

    Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарное  музицирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.

    Можно предложить детям следующие творческие задания:

    • озвучивание стихотворений, сказок;
    • озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах.

    Те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д.

    Творчески развиваться  ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка: игра, как средство экологического развития детей с ЗПР

    В презентации представлен матерал, содержащий методологический обзор, отражающий современное исследование проблемы экологической игры....

    Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ приобщение их к ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

    Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эст...

    Методическая разработка на тему: «Развитие творческих способностей детей"

    http://Ребёнок как личность развивается тогда, когда мы учим его, строить и рисовать, и когда читаем ему книги. Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, в...

    Научно-методическая разработка "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

    Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует творческих способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. ...

    План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей»

    Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....

    Индивидуальный план по самообразованию " Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей"

    Цель:Приобщать и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.Задачи:1. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.2. Привлекать детей к совместной театрализованной дея...