Проект "Цвети, моя Мордовия!"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Арсентьева Наталья Викторовна

Воспитание экологической культуры дошкольников путем создания на территории ДОУ экологических уголков, отражающих различные ландшафтные зоны Мордовии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Цвети, моя Мордовия!520.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №14»

Проект по образовательной области «познавательное развитие»

Тема: «Цвети, моя Мордовия»

Автор-составитель: воспитатель I квалификационной категории Косарева Наталья Викторовна

Срок реализации: 2 года


Цель экологического проекта – воспитание экологической культуры дошкольников путем создания на территории ДОУ экологических уголков, отражающих различные ландшафтные зоны Мордовии.P1020181

Задачи:

  • Познакомить детей с растениями родного края, их многообразием.
  • Создать на территории ДОУ различные зоны:
  • уголок леса;
  • уголок лугов и полей;
  • парковый уголок (зона отдыха);
  • уголок «Растения для здоровья» (лекарственные растения);
  • фруктовый сад;
  • уголок «Мордовское село»;
  • уголок «Витамины с грядки» (огород).
  • Оформить фотоуголок для всех времен года:
  • «Первоцветы» (весенние цветы);
  • «Цветущая пора» (цветы лета);
  • «Осенний букет» (осенние цветы);
  • «Зимой и летом одним цветом» (вечнозеленая туя).
  • Формировать у детей познавательный интерес к природным объектам, желание наблюдать, умение обобщать, делать выводы.
  • Развивать в детях познавательную активность, стремление к экспериментально-исследовательской деятельности.
  • Формировать представления детей о взаимосвязи растений и здоровья людей, развивать стремление к здоровому образу жизни.
  • Воспитывать эстетические чувства детей, умение видеть красоту природы, умение наслаждаться общением с ней.
  • Воспитывать любовь к родной природе, желание ее охранять.

Объект исследований: P1020186

Растения на территории детского сада и прилегающих к нему городских улиц и скверов – растения, произрастающие в Мордовии.

Этапы экологического проекта:

1 этап – подготовительный.

2 этап – ознакомительно–исследовательский.

3 этап – творческо-созидательный.

 

Содержание проекта.

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

Подготовительный этап

Познавательные беседы с детьми о растениях.

Ознакомительные экскурсии по территории детского сада с целью обратить внимание на имеющиеся растения.

Чтение стихов, сказок, загадок, пословиц о растениях.

Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Психогимнастика, пальчиковая гимнастика.

Слушание музыки, песен о цветах, разучивание танцев.

Акция для сотрудников ДОУ «Детский сад – наш дом».

Знакомство с проектом.

Разработка эскизов оформления территории ДОУ.

Разработка экологической тропы.

Оформление картотек с загадками, стихами, играми для реализации экологического проекта.

Выпуск информационных буклетов об экологическом проекте.

Семейная акция «Посади цветок».

Ознакомительно – исследовательский этап.

Наблюдение за растениями на территории ДОУ и прилежащих улицах.

Организация экспериментально-исследовательской деятельности.

Игры – эксперименты.

Труд в природе.

Консультация «Организация экспериментально – исследовательской работы».

Составление картотеки наблюдений.

Проведение занятий на экологической тропе.

Оформление фотоальбома «Растем среди цветов».

Выпуск буклетов «Маленькие исследователи».

Творческо – созидательный этап.

Сочинение экологических сказок.

Речевое творчество: придумывание загадок, названий для растений и т.п.

Праздник цветов.

Разработка и составление экологических знаков.

Художественно-творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка, оригами и т.п.)

Оформление альбомов «Цветы родного края», «Растения для здоровья» и т.п.

Оформление гербариев и коллекций.

Подготовка и проведение праздников и развлечений.

Конкурс стихов и сказок о цветах.

Выставка «Осенний букет».

Семейная акция «Наш фруктовый сад».

Создание условий для реализации проекта.

Проводится работа:

  • Подбор методической литературы для реализации проекта.
  • Подбор художественной литературы для чтения детям.
  • Составление картотек:
  • стихов;
  • рассказов;
  • сказок;
  • загадок;
  • пословиц и поговорок;
  • подвижных игр;
  • игр – экспериментов.
  • Подбор аудиокассет, видео, репродукций пейзажей и натюрмортов русских художников.
  • Подбор познавательной информации об экологических объектах.
  • Разработка методических рекомендаций и памяток  по организации наблюдений и экспериментальной деятельности.

Участие специалистов в реализации проекта.

Специалисты и педагоги дополнительного образования

Средняя группа

Старшая и подготовительная группы

Музыкальный руководитель

«Танец с цветами» Л.Кауфман

Д/и «Букеты»

Хоровод «Одуванчик» (муз. Н.Лукониной,  сл. Л.Чадовой).

Слушание: «Вальс цветов» П.И.Чайковский.

Педагог по хореографии

Музыкально-подвижные игры: «Птица без гнезда», «Попрыгунчики-воробышки» («Са-Фи-Дансе», с.134,70)

Музыкально-подвижная игра «Творческая импровизация» («Са-Фи-Дансе», с.147).

Танцевальные композиции: «Танец с веночками» - рус.нар.мелодия «Ой, цветет калина» (З.Я.Роот. Танцевальный калейдоскоп, с.16);

«Волшебный цветок» - муз .Ю.Чичкова (А.И.Буренина. Ритмическая мозаика, с.79);

«Травушка-муравушка» - рус. нар. песня (Са-Фи-Дансе», с.191)

Педагог по театрализованной деятельности

Театрализованные игры «Золотая осень», «Экскурсия в весенний лес» (Н.Сорокина. Играем в кукольный театр, с.34)

Этюды и театрализованные игры «Дождик, дождик, лей, лей» (Н.Сорокина, с.97), «У меня в кармане роза» (с.101), «Ой, вставала я ранешенько» (с.109)

Развлечение «На зеленом лугу» (Праздник в д/саду, с.342)

Педагог по изобразительной деятельности

Рисование пробкой «Ягоды и яблочки».

Рисование пальчиком «Рябинка», «Мимоза для мамы», «Подсолнухи».

Рисование методом оттиска «Цветочек для папы», «Цветочек радуется солнышку».

Рисование ладошкой «Травка».

Рисование по стихам о цветах Е.Серовой, О.Выготской, Е.Трутневой.

Рисование восковыми мелками «Летний луг».

«Сухой букет» - рисование с натуры.

Инструктор по физической культуре

Интегрированное физкультурное занятие «Весенние цветы» (Ю.Кириллова и др.Интегрированные физкультурно-речевые занятия).

Тематические физкультурные занятия «У рябины, у рябинки» (Л.Глазырина. Физическая культура - дошкольникам. С.56), «Рождение одуванчика» (с.191), «На зеленой травушке» (с.202), «Цветочная клумба» (с.219), «Танцующие цветы» (с.225).

Подвижная игра «Сбор тюльпанов» (Развивающая педагогика оздоровления, с.160).

Интегрированное физкультурное занятие «Хоровод цветов».

Тематические физкультурные занятия (Л.Глазырина): «Среди красок природы» (с.177), «По дорожкам нашего сада» (с.186).

Инструктор ЛФК

Упражнения на развитие мелкой моторики «Корни деревьев» (Развивающая педагогика оздоровления, с.216)

Физкультминутки: «Подсолнухи на нашем огороде» (с.239), «На лугу растут цветы» (В.Ковалько. Азбука физкультминуток, с.52)

Упражнения на формирование осанки «Принцесса сказочной страны» (Развивающая педагогика оздоровления, с.194).

Комплексы гимнастики пробуждения «Весной в лесу», «Лесная полянка» (Корригирующая гимнастика после сна, №3, 10)

Физкультминутка «Говорит цветку цветок» (В Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников, с.149)

Подвижные игры с дыхательными упражнениями: «Найди свой цветок» (В.Ковалько, с.171), «Цветы распускаются» (с.173).

Наблюдения в природе.

Ранняя весна ( апрель) P1020177

  • Красота первой весенней травки.
  • Первые цветы – подснежники (фиалки, пролески, одуванчики, медуницы, ветреницы и др.); появление садовых цветов (нарциссы, ирисы и др.)
  • Красота весенних пейзажей (яркие расцветки первоцветов) на фоне еще серой природы.

Поздняя весна (май)

  • Под влиянием солнечного света, тепла бурно растут травы, цветут цветы.
  • Дождь оказывает благотворное влияние на растительность - зелень и окраска цветов становятся ярче.
  • Цветы низкорослые, высокорослые, плетущиеся, стелющиеся и др.

Лето (июнь, июль, август)

  • Удивительные запахи цветов, трав. Неповторимые запахи свежескошенной травы, молодого сена, таких трав, как чабрец, мята, ромашка. Учить детей различать запахи трав.
  • При длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.
  • Светолюбивые и теневыносливые цветы (на клумбах и под деревьями).
  • Друзья цветов – насекомые. Наблюдение за пчелами, бабочками, как они собирают нектар с цветов.

Ранняя осень (сентябрь)

  • Бурное цветение астр, георгинов, роз и др.
  • Многие летние цветы уже отцвели, пожухли.
  • Сбор семян с отцветших растений, это цветы будущего года.

Поздняя осень (октябрь, начало ноября).

  • Трава пожелтела, появляются сухостои, постепенно исчезают насекомые.
  • Наблюдение за разнообразной окраской деревьев, хризантем.

Зима.

  • Наблюдение за вечнозелеными растениями (туя, хвойные деревья).
  • Наблюдение за комнатными растениями.

Художественная литература для чтения детям.

Сказки.

  • Г.Х.Андерсен.  Дюймовочка. Дикие лебеди.
  • Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей (Коротышки из Цветочного города).
  • А Толстой. Иван да Марья.
  • В.Катаев. Цветик – семицветик.
  • Двенадцать месяцев (словацкая сказка в пер. С.Маршака).
  • А.Аксаков. Аленький цветочек.

Рассказы.

  • М.Пришвин. Золотой луг (одуванчики).
  • К.Ушинский. Пчелки на разведках (фиалки).
  • А.Онегов. На лесной полянке. Перелеска. Ветреница. Хохлатка. Медуница. Мать-и-мачеха.
  • Н.Павлова. Находка (медуница).
  • С.Вангели. Подснежники.
  • В.Бианки. Синичкин календарь.

Стихи.

  • Е.Серова. Подснежник. Ландыш. Колокольчик. Одуванчик. Лютик. Василек. Ромашка. Незабудка. Фиалка.
  • О.Выготская. Одуванчик. Маки.
  • А.Пчельникова. Лилия. Роза.
  • И.Лешкевич. Гвоздика. Незабудки. Ромашки. Фиалка.
  • В.Игнатиус. Львиный зев. Колокольчик.
  • Л.Квитко. Одуванчик.
  • Г.Новицкая. Ромашки.
  • Е.Трутнева. Колокольчик.
  • Н.Саконская. Василек.
  • Л.Герасимов. Тюльпаны. Гвоздички. Колокольчик. Одуванчик. Ромашки. Лилия. Василек. Астры. Незабудки.
  • Л.Дружинина. Одуванчики. Земляника.
  • В.Степанов. Лето. Летающий цветок. В городе трав. Колокольчик.
  • А.Толстой. Колокольчики мои…

Стихи мордовских поэтов.

  • А Терентьев. Бабочка и мотылек. («День обычный на дворе», Саранск, 1990г.)
  • А.Ежов. Огоньки. («День обычный на дворе», Саранск, 1990г.)
  • Н.Свербихина. Подснежник. Весенняя благодать. Ландыш. Черемуха. Земляника. Листопад. Осенняя пора. (сборник стихов «Позолоченное детство», Саранск, 2007.)
  • А.Громыхин. Цветы. ( сборник «Исповедуюсь тебе», Саранск, 2004.)
  • А.Ежов. Небесные цветы.  (сборник «Исповедуюсь тебе», Саранск, 2004.)
  • В.Корчеганов. Подснежники.(сборник «Исповедуюсь тебе», Саранск, 2004.)
  • В.Бирюков. Сиротливая сирень. Где склонилась к овражку березка. Бабье лето запоздало. В этом лесном углу. Где из леса светлая речушка… (сборник стихов «Судьба моя», Рузаевка, 2008.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Олимпийские чемпионы Мордовии".

Презентация создана для ознакомления старших дошкольников с выдающимися спортсменами своей республики....

Проект "Красная книга Мордовии" старший дошкольный возраст

Проект "Красная книга Мордовии" по природному миру старший дошкольный возраст...

Проект "Заповедники Мордовии" подготовительная группа

Проект " Заповедники Мордовии" подготовительная группа (в рамках реализации программы "Валдоня")...

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа...

Праздник "Мордовия любимая моя!"

Сценарий концерта «Мордовия любимая моя" посвященный тысячелетию воссоединения Мордовии с Россией....

Развлечение "Мы в Мордовии родились, мы в Мордовии живём"

Развлечение "Мы в Мордовии родились, мы в Мордовии живём"...